Предлагаем вам вспомнить, как все начиналось и какие важные даты были у Драйва за эти три года.
Как появился Яндекс.Драйв?
Все началось в далеком 2017 году. В мае 2017 года Яндекс начал тестировать, а затем в августе запустил приложение «Яндекс.Каршеринг» — агрегатор каршерингов. Приложение отображало на карте города расположение 2,2 тысячи автомобилей каршеринговых служб Москвы и Санкт-Петербурга и машин сервиса GreenGo в Будапеште, Венгрия. Сервис проработал совсем недолго и был закрыт уже в ноябре, в том числе из-за невозможности сделать бронирование автомобилей через приложение (сервисы каршеринга отказывались предоставлять необходимые данные).
Решение о запуске каршеринга Яндекс.Драйв принималось в октябре 2017 года. С идеей запуска к руководству компании пришла команда во главе с менеджером по продуктам из Яндекс.Карт Антоном Рязановым:
«Наш первый вопрос был — зачем запускать еще одного игрока и чем мы будем отличаться от остальных. Антон ответил, что у нас будет кардинально другой подход: мы будем использовать все технологии и сервисы Яндекса, чтобы сделать этот продукт уникальным.
Речь о том, что с помощью телеметрии в автомобилях мы можем дать вам возможность заранее открыть машину и даже заранее запустить в ней кондиционер или включить печку. В машине можно будет голосом взаимодействовать с нашей мультимедийной системой, она будет знать ваши любимые места — дом, работа и так далее. В зависимости от времени дня она даже сможет предугадать, куда вы едете. Система сразу предложит вам нужные маршруты, а параллельно даже может поставить вашу любимую музыку».
Как менялся парк Яндекс.Драйва
На момент запуска в парке каршеринга было 750 машин.
В мае 2018 оператор выложил фотографию новых автомобилей, но не стал сообщать их количество:
Летом 2018 года в бизнес- и премиум-сегменте появились 500 Mercedes E-класса и BMW 5, десять Porsche Macan и два Porsche 911 Carrera 4S.
За лето 2018 года в парк Яндекс.Драйва «заехали» Skoda Octavia и Skoda Rapid, потом Audi A3 и Genesis G70:
В декабре 2018 года начинается эпоха минивэнов и фургонов — в парк выходит Citroen Jumpy. В первой половине 2019-го появятся еще фургоны Ford Transit, Volkswagen Transporter, Volkswagen Caravelle, а в июле того же года — Volkswagen Kombi, в августе — Peugeot Expert.
В марте 2019 года московский парк Драйва встречает Nissan Quashqai, а с сентября и Санкт-Петербург.
Июнь 2019 года: более 10 000 автомобилей в парке.
В июле 2019 года парк расширился за счет Hyundai Solaris, Hyundai Creta и Volkswagen Kombi. Тогда же парк пополнила модель BMW X1. Арендовать ее могли водители старше 26 лет со стажем от 6 лет:
Кстати, вот как Яндекс добавляет в парк новые машины:
В сентябре 2019 года у Яндекс.Драйва появился первый в российском каршеринге полностью электрический автомобиль — Nissan Leaf. Он был доступен для водителей старше 26 лет со стажем не менее 6 лет. Зона завершения аренды ограничивалась Садовым кольцом. В феврале 2020-го ее расширили до ТТК, а в октябре 2020-го — до МКАД.
Осенью 2019 года к оригинальным машинам в парке Драйва присоединился Porsche Panamera 4S. Тогда же в категорию «На каждый день+» добавилии BMW 320d xDrive и Volvo XC40.
Декабрь 2019: автопарк Яндекс.Драйва расширился до 16 тысяч автомобилей.
В феврале 2020 года У Драйва появилась Toyota RAV4, она была доступна в фильтре «на каждый день+»:
В июне 2020 года Яндекс.Драйв убирает из доступа все модели Porsche и Range Rover Velar и анонсирует появление новых моделей.
Как менялись возможности сервиса
В марте 2018 года у Яндекс.Драйва вышло обновление, а почти во всех автомобилях появилась топливная карта. Помните, как выглядело тогда приложение?
Весной 2018-го оператор заменил сезонную функцию обогрева на охлаждение, добавил возможность сохранять в память телефона фотографии, сделанные во время осмотра, и убрал часть ошибок.
Чуть позже приложение получило полноценное обновление: теперь в карточке автомобиля можно посмотреть технические характеристики автомобиля и в каком он состоянии находится.
В июле 2018 года Яндекс.Драйв опять обновил приложение: добавил зону завершения аренды в аэропорту Внуково и отображение штрафов, изменился дизайн зон завершения аренды:
Ноябрь 2018: и опять приложение полностью обновлено. Появилась возможность начинать аренду машины с помощью одной кнопки. При этом сообщать о повреждениях автомобиля можно как до, так и после начала аренды. В приложении теперь всегда отображается, можно ли завершить аренду там, где вы находитесь.
Декабрь 2018: Яндекс.Драйв стал самостоятельно забирать машины со штрафстоянок.
Февраль 2019 года: в Драйве появились Яндекс.Заправки. В длительных поездках пользователи могут заправляться на АЗС, не выходя из автомобиля.
В июле 2019 года Яндекс.Драйв значительно изменил приложение: новый дизайн меню, отображение зон использования и завершения аренды, а также в ней появились фильтры и авторизация по Face и Touch ID:
В тех же числах в приложении появилась возможность бронировать автомобили, которые еще находятся в аренде по тарифу «Фикс».
До конца 2019 года в приложении еще появились:
С 28 октября Яндекс.Драйв начал тестировать новые экраны аренды. Особый интерес представлял новый экран «Суперспособности», на который пока добавлена только функция смены тарифа во время поездки, но оператор говорит, что «дальше больше»:
В ноябре 2019 года в Яндекс.Картах обновились варианты построения маршрута — в выборе способа перемещения появился каршеринг Яндекс.Драйв:
В декабре 2019 года приложение вновь претерпевает изменения — был усовершенствован фильтр в приложении. Теперь фильтры «На каждый день», «На каждый день +», «Огонь» и «Праздник» находятся в категории «Обычные машины», фургоны и микроавтобусы — в «Груз и шаттл»:
В последних числах 2019 года в приложении Яндекс.Такси стали отображаться автомобили каршеринга Яндекс.Драйв.
В марте 2020 года появилась возможность бронирования сразу двух автомобилей и передачи автомобиля другим пользователям вне зоны завершения аренды.
Тогда же некоторым пользователям стала доступна реферальная система. Ее распространение было постепенным.
В апреле с новым обновлением приложения добавилась опция передачи руля.
В июле появилась разблокировка автомобиля по Bluetooth. Опция актуальна в тех локациях, где могут быть проблемы с Интернетом: на подземном паркинге или далеко за городом. Автомобили, для которых доступна новая функция, вынесли в фильтр «Bluetooth-двери».
В августе 2020 года транспортные сервисы Яндекса объединились в один суперапп:
Под конец лета Драйв значительно расширяет зону поездок и добавляет сразу 12 новых локаций.
В сентябре Яндекс сообщил, что теперь Драйв будет относиться к сегменту Такси. До этого он числился в экспериментальных направлениях.
И пара слов про алгоритм
За все время работы Яндекс.Драйва этот вездесущий алгоритм какие только эмоции не вызывал у пользователей — гнев, иронию, сарказм, у кого-то даже уважение к сложной системе. Яндекс только один раз рассказал, как же устроен их алгоритм и как он следит за пользователями:
Про тарифы
На старте у Яндекс.Драйва был только поминутный тариф.
Июль 2018 года: время ожидания стало рассчитываться динамически.
Март 2019 года: в Санкт-Петербурге появились суточные тарифы.
Апрель 2019 года: Яндекс.Драйв вводит тариф «Фикс».
Конец лета 2019 года: Яндекс.Драйв сделал возможным переключение между тарифами. Теперь пользователи могли менять тариф прямо во время движения.
В октябре у Драйва впервые появились зоны с фиксированной стоимостью аренды. В таких зонах устанавливался минимальный порог стоимости в минутном тарифе. Если поездка получалась дешевле, то с пользователя дополнительно списывали недостающую разницу. На первом этапе ими стали аэропорты Москвы и Петербурга.
Тогда же появляется тариф «Межгород». Он был доступен только для поездок на грузовых фургонах и пассажирских микроавтобусах. Пользователи могли совершать поездку в один конец, возвращать машину было не обязательно.
В декабре тарифом «Межгород» уже можно было воспользоваться на Mercedes С180 и Е200, BMW 520i, Range Rover Velar и Volvo XC60.
В начале 2020 года Яндекс.Драйв добавил недельные тарифы. На запуске они были доступны для фургонов в Москве и Санкт-Петербурге, в Казани — только для легковых автомобилей.
В июле 2020 года Драйв запустил тариф-конструктор. Время и километры в тарифе не зависят друг от друга, и перерасход по ним рассчитывается отдельно: при превышении километража в рамках установленного времени платить придется только за перерасход километров, при превышении времени — только за минуты сверх включенных в тариф часов.
Про машины мечты, которые легенда
Летом 2019 года в парке Яндекс.Драйва появились два оригинальных Ford Mustang: красный 1965 года выпуска и синий кабриолет 1969 года. Внешний вид и салон автомобилей полностью сохранился в первозданном виде.
В августе 2020 года Автомобиль Ford Mustang из парка Драйва попал в ДТП с автомобилем Яндекс.Такси и Ford Transit.
Как сообщили представители Яндекс.Драйва, ДТП было не таким уж страшным — Mustang уехал с места аварии своим ходом. Для него заказали оригинальные запчасти.
Красный Мустанг проходит плановое ТО, готовится к весне.
Как только в Москве установиться теплая погода, оба Мустанга вернутся на улицы города.
Про новые города
17 декабря 2018 года Яндекс.Драйв появился в Санкт-Петербурге. Для аренды были доступны 750 автомобилей, среди которых Renault Kaptur, Volkswagen Polo, Škoda Rapid и Audi A3.
Апрель 2019: у Драйва в приложении появляется зона завершения аренды в Новосибирске, но каршеринг там так и не запускается.
В мае 2019 года Яндекс.Драйв начал работать в Казани. В автопарке оператора Hyundai Creta, Renault Kaptur, Volkswagen Polo, Škoda Rapid, Mercedes E-Class и грузовые фургоны Volkswagen. Арендовать их можно по тарифам с арендой сразу на несколько часов или дней, а также с фиксированной ценой за поездку.
В июле 2020 года Драйв запустился в Сочи в рамках долгосрочной аренды. Пользователям были доступны только Hyundai Creta. Зона поездок — курорты Краснодарского края. Завершить аренду необходимо там же, где она и начиналась — на территории аэропорта Сочи.
Яндекс.Драйв и другие решения
В начале 2020 года Financial Time написал, что Яндекс.Драйв планирует тестовый запуск своего сервиса в Европе. Каршеринг протестирует около 1000 электромобилей в городах с развитой инфраструктурой. Предполагалось, что сервис начнет работать в Копенгагене и Мадриде, а также рассматриваются и города во Франции и Италии.
В октябре 2020 года Яндекс запустил подписку на автомобили. Пользователи могут одновременно пользоваться услугами каршеринга и подписки одновременно. Пользователям будут доступны как новые автомобили, так и из парка Яндекс.Драйва.
В ноябре 2020 года Яндекс.Драйв запустил новый сервис для корпоративных клиентов — автоматизированный личный кабинет.
В феврале 2021 года подписка на автомобили от Яндекс.Драйва заработала в Санкт-Петербурге.
Просто милота
В конце нашей ретроспективы хотелось бы напомнить одно милое происшествие, связанное с узнаваемой и крутой коммуникацией Яндекс Драйва:
Дизайнер интерфейсов Михаил Озорнин коллекционирует в своем блоге скриншоты из приложения Яндекс.Драйва, отмечая необычный подход к синтаксису. В январе 2020 года Михаил получил личное сообщение от Яндекс.Драйва в интерфейсе программы.
Аааа!
— Mike Ozornin (@mikeozornin) January 29, 2020
Предыстория: я собирал необычный интерфейсный синтаксис Яндекс-драйва (https://t.co/pcprQ2NHvv).
Что же я вижу?
Это просто невероятно. Насколько люди заморочились!
Я очень тронут :–) pic.twitter.com/EA3u2J9wSB
Редакция Трушеринга поздравляет всю команду с этой серьезной датой и желает, чтобы с достижением «садовского» возраста компания получила новый импульс развития и имела возможность воплощать все свои задумки