Наш канал в Телеграм

31,2 млрд рублей и 211,7 млн поездок за сезон. Кикшеринг в России 2024

Рассказываем, как развивался рынок аренды электросамокатов в России в 2024 году

Презентацию с графиками в формате PDF можно скачать по этой ссылке.

Исследование 2023 года можно прочитать по этой ссылке.

Исследование 2022 года можно прочитать по этой ссылке.

1. КЛЮЧЕВЫЕ ВЫВОДЫ

  • В 2024 году рынок кикшеринга в России продолжил активное развитие. Рост продемонстрировали все его основные показатели — выручка, численность пользователей, размер флота и количество поездок.
  • Крупнейшими игроками на рынке являются Whoosh, МТС Юрент и Яндекс. Совокупная доля рынка в деньгах трёх ведущих компаний выросла в 2024 году до 96,8% по сравнению с 94% годом ранее.
  • Суммарное количество самокатов к концу сезона 2024 года составило 401,01 тыс. штук. За 2024 год их количество выросло на 20,6%.
  • В 2024 году объём российского рынка в деньгах составил 31,1 млрд рублей, превысив показатели 2023 года на 39,8%. По сравнению с 2020 годом рынок вырос в 12,5 раза.
  • Сервисами аренды электросамокатов в России в 2024 году пользовалось порядка 25,3 млн человек, количество уникальных пользователей увеличилось на 20,6%.
  • Количество поездок за сезон выросло на 33,1% до 281,6 млн шт. К 2027 году мы прогнозируем рост количества поездок на 77,6% до 500 млн шт.
  • Средний чек, средняя длина и средняя продолжительность поездки снижаются на фоне роста общего количества поездок. Это свидетельствует об увеличении доли транспортных поездок (87,3%) и снижении доли рекреационных поездок (12,7%).
  • В ближайшие годы мы прогнозируем дальнейший рост рынка за счёт активного развития сервисов в городах присутствия, увеличения количества пользователей и частотности их поездок.
  • К 2027 году мы прогнозируем, что объём рынка в деньгах достигнет 53,6 млрд рублей, увеличившись на 71,8% по сравнению с 2024-м. Общий флот сервисов составит 610 тыс. самокатов. Клиентская база увеличится до 35 млн пользователей, которые совершат около 500 млн поездок.
  • Более 70% аварий происходят на участках пересечения транспортных потоков, что подчёркивает необходимость развития велоинфраструктуры.
  • Показатели аварийности снижаются при пересчёте на одну поездку.

2. ОСНОВНЫЕ ИГРОКИ РЫНКА

В настоящее время на рынке кикшеринга крупнейшими игроками являются Whoosh, МТС Юрент и Яндекс Go.

Доля топ-3 компаний на рынке в 2024 году оценивается в 96,8%. Влияние топ-3 компаний на рынок продолжает усиливаться, в 2023 году доля лидеров рынка составляла 93,7%, в 2021 году — 90,6%.

Важным моментом для всей индустрии является подписание в 2024 году российскими сервисами каршеринга Whoosh, МТС Юрент и Яндекс Go меморандума, в котором операторы договорились, что будут стремиться к усилению безопасности в сфере использования микромобильного транспорта.

Также в 2024 году был создан чат-бот Ассоциации операторов микромобильности для подачи жалоб на нарушителей правил движения на СИМ.

WHOOSH

Первые самокаты Whoosh появились в Москве в апреле 2019 года. В 2024 году, по словам компании, около половины поездок на кикшеринге в России происходит на СИМ Whoosh. Количество поездок достигло 149,7 млн, что на 44,08% больше по сравнению с прошлым годом. Компания расширила присутствие сервиса до 61 города против 55 год назад. Кроме того, флот сервиса вырос на 42,9% до 214,2 тысячи СИМ. Количество зарегистрированных аккаунтов достигло 27,6 млн (+35% по сравнению с предыдущим годом). А количество поездок на активного пользователя составило 20, что на 39% больше в сравнении с показателями 2023 года.

Важным технологическим достижением 2024 года для сервиса является запуск функции Антитандем в России, Беларуси и Казахстане для выявления поездок вдвоём. Кроме того, Whoosh представил обновлённую модель самокатов с усиленной рамой и улучшенной герметичностью мотор-колеса. Подножка, звонок и курок газа в новой версии самоката выделены ярким цветом для большей заметности.

МТС ЮРЕНТ

Оператор стартовал в 2018 году, начав с двух городов: Сочи и Анапы. По результатам 2024 года пользователи совершили 100,3 млн поездок, что на 45,57% выше, чем в 2023 году. В 2024 году сервис сменил название после сделки с МТС и запустил СИМ в шести новых городах-миллионниках: в Воронеже, Екатеринбурге, Челябинске, Уфе, Новосибирске и Красноярске.

В 2024 году оператор также представил первый самокат полностью собственной разработки — Юрент 2.0, спроектированный специально для российских городов. Ещё МТС Юрент запустил внутренний рейтинг пользователей, который показывает все совершённые нарушения ПДД. Это стало возможно благодаря интеграции сервиса аутентификации MTC ID.

ЯНДЕКС GO

Яндекс Go начал работу в 2021 году в Москве и Краснодаре. В 2024 году кикшеринг Яндекса начал работу в Новосибирске, Нижнем Новгороде, Туле, Калуге, Адлере, Ставрополе и Астрахани. Парк самокатов превысил 65 тысяч и вырос на 44,44% по сравнению с прошлым годом.

В 2024 году Яндекс Go начал тестировать опцию автоматического снижения скорости. Кроме того, для аренды впервые стали доступны не только самокаты, но и велосипеды в приложении Яндекс Go.

3. ОСНОВНЫЕ СОБЫТИЯ 2024 ГОДА

В 2024 году рынок кикшеринга в России продолжил активное развитие. С ростом востребованности СИМ появилась необходимость сделать поездки ещё безопаснее. В этом году лидеры отрасли запустили регулярные образовательные проекты: лекции о вождении самокатов и практические занятия, а также рекламные кампании, в которых сервисы рассказывали, как правильно ездить на СИМ.

Значимым событием стало повышение штрафов за нарушение правил безопасного вождения, в том числе за передачу руля ребёнку и поездки вдвоём, до 100 тысяч ₽. В столице появились скауты-«штраферы», которые расставляли СИМ на парковках и следили за тем, чтобы пользователи ездили аккуратно.

ГЛАВНЫЕ СОБЫТИЯ WHOOSH

В 2024 году кикшеринг Whoosh:

  • Расширил присутствие сервиса до 61 города против 55 год назад.
  • Увеличил количество поездок до 149,7 млн.
  • Расширил флот до 214,2 тысячи самокатов.
  • Начал работу в Рио-де-Жанейро.
  • Представил самокат с усиленными рамой и вилкой, а также улучшенной герметичностью мотор-колеса. Это последняя разработка мирового лидера в отрасли производства средств микромобильности Ninebot-Segway.
  • Добавил опцию мгновенного старта WKey — она начала действовать для владельцев программы лояльности на уровнях Go и Win.
  • Оснастил СИМ индивидуальными номерными знаками. Это помогло находить нарушителей и применять к ним санкции: штрафы или блокировку аккаунта.
  • Внедрил опцию Антитандем для выявления поездок вдвоём. Функция начала действовать в трёх странах присутствия: в России, Беларуси и Казахстане.
  • Разрешил арендовать СИМ пользователям с 16 лет. При этом для таких водителей максимальная скорость на четверть ниже, чем у совершеннолетних лиц.
  • Запустил выборочное тестирование на реакцию перед поездками на барных улицах. В случае ошибки скорость самоката снижалась до 15 км/ч.
  • Разработал технологию, позволяющую строить безопасный и комфортный маршрут для самокатов.
  • Выпустил лимитированную коллекцию одежды и аксессуаров для поездок на электросамокатах.

ГЛАВНЫЕ СОБЫТИЯ МТС ЮРЕНТ

МТС Юрент в 2024-м:

  • Увеличил количество поездок до 100,3 млн.
  • Выписал более 63,3 тысячи штрафов и заблокировал около 12 тысяч аккаунтов за тяжкие нарушения в Москве.
  • Приобрёл компанию Eleven для развития собственного RnD-центра на его базе.
  • Оснастил столичные СИМ крупными индивидуальными номерами.
  • Появился в шести новых городах: в Воронеже, Екатеринбурге, Челябинске, Уфе, Новосибирске и Красноярске.
  • Запустил электровелосипеды в Москве и Подмосковье.
  • Запустил услугу аренды пауэрбанков для подписчиков МТС Premium.
  • Представил самокаты собственной разработки Юрент 2.0.
  • Запретил мультиаренду в Москве в качестве меры по повышению безопасности. С одного аккаунта пользователь мог взять только один самокат или велосипед.
  • Запустил аренду зимних электровелосипедов для курьеров.

ГЛАВНЫЕ СОБЫТИЯ ЯНДЕКС GO

В 2024 году кикшеринг Яндекс Go:

  • Увеличил парк до 65 тысяч СИМ.
  • Запустился в шести новых городах: в Ставрополи, Астрахани, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Туле и Калуге.
  • Инвестировал 380 млн ₽ в безопасность самокатов: на разработку безопасных технологий, создание парковочной и велосипедной инфраструктуры, установку номеров на самокатах и обучение ПДД.
  • Опубликовал первый отчёт о работе с безопасностью.
  • Добавил аренду электровелосипедов в Москве и Московской области.
  • Начал тестировать опцию автоматического снижения скорости при поездках вдвоём — технология будет внедрена в этом году.
  • Добавил в приложение электровелосипеды городского проката Велобайк.

4. ПРОДУКТОВЫЕ ТРЕНДЫ

Основные тенденции рынка сохраняются неизменными уже несколько лет. Операторы расширяют свою интеграцию в городские транспортные системы, участвуют в развитии инфраструктуры и расширяют свои бизнес-схемы через подключение новых сервисов.

ЭКОСИСТЕМЫ И ПАРТНЁРСТВА

Партнёрство бизнеса и государства сегодня не ограничивается запуском совместных акций и информационной поддержкой. Операторы кикшеринга всё теснее интегрируются с другими сервисами, становясь неотъемлемым элементом повседневной жизни в городах.

WHOOSH

В 2024 году оператор в третий раз перезапустил проект Street art line в Екатеринбурге. Он проводился при участии фестиваля Стенография. Whoosh обновил разметку и добавил специальную навигацию на маршруте так, чтобы в поездке на самокате пользователь мог прямо по дороге ознакомиться с объектами уличного искусства.

С середины мая пользователи в Москве и Московской области получили возможность арендовать самокаты и велосипеды Whoosh в сервисе «МультиТранспорт» — совместном проекте банка ВТБ, Московского метрополитена и АО «СитиБайк». В результате интеграции нового оператора пользователям стал доступен бесплатный старт поездок на самокатах и велосипедах Whoosh и увеличенное время их бронирования — до 20 минут.

В сентябре Whoosh стал партнёром МосМетро. Пользователи получили возможность начать и завершить аренду по карте «Тройка». Сервис отметил, что карта выступила в роли «ключа» — оплата производилась с помощью банковской карты или вушбаллов. Воспользоваться «Тройкой» можно было даже при нулевом балансе на самой карте.

В приложении Whoosh также появились городские экскурсии. Маршруты построены так, чтобы поездка была максимально комфортной и безопасной. Новинка доступна в Москве, Казани и Сочи. Чтобы открыть маршрут, достаточно нажать на иконку на карте города. После этого приложение предложит комфортный маршрут с учётом инфраструктуры, ограничений скорости и особенностей покрытия.

Система отдаёт предпочтение велополосам и велодорожкам, избегает многолюдных улиц. Также она покажет, где лучше припарковаться, чтобы осмотреть достопримечательность.

МТС ЮРЕНТ

В июле кикшеринг МТС Юрент подписал соглашение с подразделением Росатома АО «РАСУ» о развитии зарядной инфраструктуры для СИМ. В планах оператора — разработать умную экосистему и установить до 10 тысяч станций в городах присутствия.

В 2024 году крупный франчайзи компании «Бери заряд!» ООО «Синерджи» перешёл под контроль партнёра сервиса пауэрбанков МТС Юрент. Под новым брендом «Городские Зарядки» компания подключила 1500 станций пауэрбанков в Новосибирске, Новокузнецке, Самаре и Тольятти. Пользователи получили возможность взять зарядные устройства в мобильном приложении МТС Юрент.

В конце года МТС Юрент также приобрёл компанию-разработчика электросамокатов Eleven. На базе этой организации кикшеринг создаст центр исследований и разработок, где будут создаваться электросамокаты и другие виды шерингового транспорта, а также различные технологии для шеринга (например, ПО, батареи, зарядная инфраструктура).

ЯНДЕКС GO

Яндекс Go уже в этом году начал развивать новое бизнес-направление по аренде пауэрбанков. В декабре компания объявила о приобретении сервиса «Бери заряд!». Яндекс Go сообщил, что в будущем планирует расширять зарядную сеть совместно с привлечёнными партнёрами.

ПОДПИСКИ И АБОНЕМЕНТЫ

Все сервисы кикшеринга сегодня предлагают пользователям подписку. Обычно она оплачивается на месяц и даёт возможность начать поездку без стартового взноса. Например, если в обычной аренде за старт придётся заплатить определённую сумму, а затем оплачивать каждую минуту поездки, то при наличии подписки плата за старт списываться не будет.

При похожести общего подхода операторов к подпискам их реализация отличается в деталях. Сначала подписка на самокаты была отдельной опцией у каждого сервиса. Но со временем это начало меняться.

Когда на рынок вышел Яндекс Go, он вскоре интегрировал «Абонемент на самокаты» в свой «Плюс» — большую экосистемную подписку со множеством других опций. Таким образом оператор повышает вовлечённость пользователей, создавая несколько точек входа в экосистему. При оплате целого пакета опций больше вероятность того, что человек попробует не один, а несколько сервисов.

Теперь мы видим, как остальные игроки переходят в ту же парадигму. В прошлом году МТС Юрент окончательно сменил название и свою подписку на МТС Premium — такой же экосистемный пакет с широким набором опций для разных сервисов. А уже в 2025 году Whoosh интегрировался в подписку СберПрайм.

Вся тройка лидеров среди сервисов кикшеринга стала частью подписочной системы у крупных корпораций, хотя у Whoosh до сих пор доступна и отдельная подписка на самокаты.

С переходом в экосистемы стал действовать и ещё один бонус для пользователей. Раньше подписка действовала только в пределах одного региона, а «Плюс», СберПрайм и МТС Premium не имеют географических ограничений и действуют на самокаты во всех городах присутствия. В рамках отдельной подписки Whoosh также предлагает отдельную, более дорогую опцию на поездки по всей России.

Кроме того, операторы предлагают пользователям покупку пакетов минут для более выгодной аренды и бонусы, которые можно получить за пополнение своего счёта в кикшеринге — чтобы не платить картой за каждую поездку.

Ещё у Whoosh с 2023 года действует программа лояльности с четырьмя уровнями: Ready, Steady, Go, Win. За достижение определённого уровня пользователь может получить бесплатную подписку, а также доступ к опции wKey для запуска и завершения поездки без приложения.

ЛОКАЛИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА

В 2023 году сервисы кикшеринга много говорили о локализации производства и комплектующих. Сейчас все крупные операторы не только используют популярные модели СИМ, но и расширяют парк собственных транспортных средств с индивидуальными модификациями для российских условий. Все эти шаги позволяют компаниям быть максимально независимыми от потенциальных сбоев в цепочке поставок — процесс отлажен так, что поставка новых СИМ и ремонт старых не прерываются.

РАБОТА С ЮРЛИЦАМИ И ГОСУДАРСТВОМ

Сервисы кикшеринга в основном предназначены для физлиц, но операторы также развивают опции для бизнеса. У Яндекс Go с 2021 года действует специальный тариф для курьеров-партнёров Лавки и Еды: стоимость аренды для них ниже. У МТС Юрент также есть специальные опции и длительная аренда электротранспорта для доставщиков — при этом привязки к конкретным сервисам нет. В конце прошлого года оператор также запустил аренду зимних электровелосипедов для курьеров в Москве.

Возможно, что в дальнейшем нас ждёт расширение партнёрства между операторами кикшеринга и госорганами. В начале этого года МТС Юрент и полиция федеральной территории Сириус запустили первый патруль на электросамокатах. Они отличаются компактным размером — это позволит сотрудникам быстрее перемещаться по улицам, особенно в условиях плотного трафика и узких переулков, где использование автомобилей может быть затруднено.

5. РЕГУЛИРОВАНИЕ И ГОРОДСКАЯ СРЕДА

5.1. ДЕЙСТВУЮЩЕЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

В марте 2023 года в России вступили в силу поправки в ПДД, в рамках которых в законодательство впервые внесли понятие средства индивидуальной мобильности (СИМ). Для пользователей электросамокатов и других подобных ТС установили правила: в каких случаях и с какого возраста они могут ездить по тротуарам, какие штрафы предусмотрены за нарушения и прочие.

С февраля 2023 года в России также вступил в силу ГОСТ для электросамокатов, который предполагает, например, ограничивать максимальную скорость СИМ пределом в 25 км/ч и оснащать их геолокационным оборудованием для автоматического торможения в «медленных зонах». Кроме того, в соответствии c ГОСТ Р 70514-2022 аккумуляторы ЭСИМ должны быть спроектированы таким образом, чтобы исключить любой риск возгорания и механического повреждения в результате ненормального использования ЭСИМ.

ГОСТ до сих пор не является обязательным к соблюдению. На этапе производства ограничения скорости в самих ТС до сих пор нет, и это даёт возможность пользователям личных самокатов разгоняться больше допустимых 25 км/ч, что создаёт риски ДТП. Сервисы кикшеринга, наоборот, ограничивают свои устройства по всем нормам ГОСТ: устанавливают лимит в 25 км/ч для скорости, снижая её ещё сильнее в «медленных» зонах и следя за поведением пользователей.

С тех пор крупных изменений законодательства на федеральном уровне не происходило. Но в 2024 году проходили активные обсуждения безопасности СИМ для всех участников дорожного движения.

5.2. СТАТИСТИКА ДТП

В отчёте за 9 месяцев 2024 года Госавтоинспекция сообщила, что дорожные службы зарегистрировали 3 897 ДТП с участием средств индивидуальной мобильности. По сравнению с тем же периодом прошлого года аварий стало на 47,2% больше.

В 66,3% происшествий СИМ принадлежали хозяйствующим субъектам — к ним обычно относят сервисы краткосрочной аренды, курьерские службы и прочие. А в 33,4% ДТП СИМ принадлежали физическим лицам. Как отмечают в отчёте, аварийность с участием СИМ носит сезонный характер. Рост аварийности начинается в апреле из-за того, что с этого периода начинается активное использование СИМ. Наибольшая доля ДТП с участием СИМ зафиксирована в июне (19,9%) и июле (20,5%).

Важный момент — это распределение аварий по мощности электродвигателя. Все ТС кикшеринга оснащены мотором до 0,25 кВт, такой же мощностью отличаются и некоторые частные СИМ. На них приходится около половины аварий, но меньше трети от смертельных исходов. С более мощными ТС статистика хуже: на происшествия с более мощными СИМ приходится 70,5% погибших.

Кроме того, за 9 месяцев 2024 года зарегистрировано 920 ДТП с участием велосипедов с электродвигателем, которые по своим техническим и эксплуатационным характеристикам сходны со средствами индивидуальной мобильности. В таких ДТП пострадало 926 человек.

Не стоит рассматривать эту статистику без учёта следующих факторов:

  • Число поездок и флот СИМ растут значительно быстрее, чем количество аварий.
  • В результате ДТП пострадавшими чаще всего оказывались сами водители СИМ.
  • Чаще всего аварии происходили на пешеходных дорожках из-за слаборазвитой инфраструктуры для велосипедов и СИМ.
  • В ряде регионов аварийность с СИМ, наоборот, снижается.
  • В статистике, кроме самокатов, учитываются фактические мопеды и мотоциклы.

Число поездок и флот СИМ растут значительно быстрее, чем количество аварий

В 2024 году произошло увеличение количества поездок по сравнению с прошлым годом. Кикшеринг Whoosh в своих операционных результатах отмечает, что количество поездок за 12 месяцев 2024 года составило 149,7 млн, что на 44% больше по сравнению с прошлым годом. Флот сервиса вырос на 43% до 214,2 тысячи СИМ. А количество поездок на активного пользователя выросло на 39% и составило 20 поездок. В кикшеринге Яндекс Go число поездок увеличилось на 85% по сравнению с прошлым годом. А пользователи МТС Юрент совершили 100,3 млн поездок, что на 46% выше, чем в 2023 году.

Всего количество поездок на кикшеринге за 2024 год выросло на 33% и составило 281,6 млн. На фоне цифр роста увеличение ДТП с кикшерингом на 4,94% не выглядит существенным. Зато можно выделить явную положительную динамику: на 13,33% сократилось количество погибших в ДТП с кикшерингом, а общее количество ДТП на одну поездку сократилось на 26,62%.

Интересно, что при этом количество страховых случаев на километр поездок на самокатах тоже снизилось. По данным АльфаСтрахования, по купленным полисам частота зарегистрированных событий, связанных с вредом здоровью, снизилась на 27% по сравнению с предыдущим годом. А по сравнению с 2022 годом — более чем на 40%.

Средний размер выплаты, связанной с вредом здоровью и компенсацией гражданской ответственности, за два года вырос более чем на 16%. АльфаСтрахование также предлагает в расширенной страховке самое большое на рынке покрытие по травме — до 1 млн. руб. Смертельных же случаев по расширенной программе у АльфаСтрахования и их ключевого партнера кикшеринга Whoosh в 2024 году не было вовсе.

При этом важно отметить, что доля поездок с расширенной страховкой у операторов кикшеринга составила 17-35% в 2024 году.

В результате ДТП чаще всего страдают сами пользователи СИМ

И к сожалению, это связано со слаборазвитой инфраструктурой. Поездки растут, а доступные для них зоны не успевают соответствующе адаптироваться. От этого в первую очередь страдают сами пользователи СИМ, а не другие участники дорожного движения.

По данным Госавтоинспекции, в результате аварий за 9 месяцев 2024 года погибло 44 человека, в том числе шесть несовершеннолетних. Известно, что из всех погибших в ДТП с участием СИМ в 2024 году 41 являлись лицами, передвигающимися на СИМ, два погибших являлись пешеходами; а из всех погибших в ДТП с участием велосипедов с электродвигателями все 25 являлись лицами, которые передвигаются на этих средствах передвижения.

Аварии происходят на пересечении транспортных потоков из-за слаборазвитой инфраструктуры

По данным ГИБДД, более 72% ДТП с участием СИМ в 2024 году произошло именно в таких местах: на тротуарах, пешеходных дорожках, в пешеходных зонах (34,2%) и местах пересечения проезжих частей (выезды с прилегающих территорий и перекрёстки) (23,1%). На пешеходных переходах было зафиксировано 15,5% происшествий.

Это подтверждается и данными страховых:

«При урегулировании страховых случаев с пользователями самокатов (97% из них не имеют отношения к пешеходам) мы видим из полученных заявлений, что причинами самого распространённого инцидента (падения с самоката) пользователи называют следующие:

1. Часто: вынужденный (неудачный) манёвр во избежание столкновения с пешеходами из-за отсутствия выделенных дорожек.
2. Реже: неровность дорожного покрытия (наличия ям и трещин на нём).
3. Весьма редко: неисправность самокатов.

Продукты АльфаСтрахование защищают пешеходов, автомобили и самих пользователей самокатов. У лидеров рынка такая защита включена в 100% поездок, независимо от приобретения пользователем самоката расширенной страховки.

И, по нашему мнению, рост и дальнейшее развитие качества инфраструктуры в городах приведёт к снижению частоты страховых случаев».

АльфаСтрахование

Средствам индивидуальной мобильности нужна собственная инфраструктура, чтобы не конкурировать за место на дороге с машинами, а на тротуарах — с пешеходами. Именно из-за этого сейчас происходят многие происшествия, в которых при этом страдают сами пользователи СИМ. Микромобильность представляет крайне низкую опасность для других участников дорожного движения, но ей остро не хватает велодорожек и сопутствующих элементов инфраструктуры.

Как мы писали ещё в прошлом году, это понимают и в России: про микромобильность и кикшеринг всё чаще говорят при планировании развития городов, и такие инициативы прямо поддерживает Минтранс. Выделенная инфраструктура поспособствует и снижению аварийности: будет меньше пересечения конкурирующих транспортных потоков.

«Если смотреть на статистику НЦ БДД МВД РФ, то мы видим, что самокатчик опасен прежде всего для самого себя. При этом мы сейчас пытаемся решить конфликт с пешеходной зоной, перенеся его на проезжую часть [через инициативы с запретом езды на тротуарах — прим. ред.].

Естественно, будет резкое увеличение тяжких телесных и резкое увеличение летальных исходов. Поэтому абсолютно точно единственный выход — это разделение потоков. Но вместе с тем, как мы будем строить велоинфраструктуру, нам нужно ещё активно заниматься пропагандой.

У нас просто нет культуры поведения на велоинфраструктуре. Её так мало, что мы даже её не идентифицируем и не понимаем, что это мы же выходим с коляской на велодорожки, идём по ней и считаем, что это тоже наше пространство. Поэтому велоинфраструктура — это отдельное пространство для другого типа участника дорожного движения».

Ксения Эрдман, директор Ассоциации операторов микромобильности

В ряде регионов аварийность с СИМ снижается

Если посмотреть на статистику по отдельным регионам, то можно заметить, что в некоторых субъектах количество ДТП с участием СИМ, наоборот, снижается. Например, в Екатеринбурге аварийность снизилась почти на 30% за год. Госавтоинспекция проводит в городе еженедельные рейды, а компании регулярно устраивают мероприятия, на которых обучают вождению СИМ.

В Москве аварийность тоже снижается. В июле 2024 года в городе стартовал эксперимент по снижению скорости в зоне ТТК — МКАД. За три месяца общее число ДТП с арендными самокатами снизилось на 48%. На 17% уменьшилась доля происшествий в местах совместного движения СИМ и пешеходов. На 67% сократилось и количество аварий с участием самокатов и людей. Максим Ликсутов, глава Дептранса Москвы, отмечает, что результаты эксперимента оправдали ожидания. И в 2025 году будет обсуждаться применение подобной практики на более широком участке города.

В статистике, кроме самокатов, учитываются мопеды и мотоциклы

К СИМ в настоящее время относят не только самокаты и электровелосипеды, но и мопеды и мотоциклы. У этих средств передвижения скорость гораздо выше, они также обладают большей массой, что делает их особо опасными при авариях.

Это приводит к тому, что в статистику по аварийности СИМ вносятся данные о происшествиях с участием «больших» ТС, для которых фактически нужно получать права. Что примечательно, в отчёте по аварийности ГИБДД отделяет устройства с мощностью мотора свыше 0,25 кВт изображениями соответствующих ТС, а не самокатов или гироскутеров.

«За тяжесть последствий отвечают только два фактора: скорость и масса. Поэтому в категорию СИМ стоит записывать только устройства с максимальной конструктивной скоростью до 25 км/ч и максимальной снаряжённой массой до 35 кг, имеющие одно или несколько колёс и любой двигатель для перемещения. Вот такая должна быть формулировка. А все электрические скутеры и мотоциклы регистрировать как обычные ТС и, соответственно, ужесточать контроль».

Виталий Гаевский, профессор кафедры «Автомобили» МАДИ и доктор технических наук

Сейчас ГИБДД активно борется с пользователями слишком мощных СИМ в крупных городах, проводя рейды и изымая ТС на экспертизу. Через неё можно подтвердить, что, например, формальный «электровелосипед» по факту является полноценным мопедом и требует прав и регистрации для использования.

5.3. ВОПРОСЫ НА ПОВЕСТКЕ

Ключевой проблемой для индустрии до сих пор остаётся слабое регулирование частных СИМ. Пока самокаты кикшеринга находятся на централизованном контроле у операторов, а мониторинг их поездок постоянно усиливается в сотрудничестве с властями, личные ТС фактически оказались в «серой» зоне.

Часть аспектов затрагивает и самокаты кикшеринга. Разберёмся, что уже делают операторы и чего не хватает частным СИМ.

Идентификация СИМ. Самокаты кикшеринга находятся под контролем оператора, а нарушителей правил легко вычислить через систему мониторинга: кикшеринги всегда видят, в каком состоянии находится их СИМ, на какой скорости и в каком направлении оно перемещается по городу. А с прошлого года самокаты и велосипеды в Москве начали оснащать укрупнёнными номерами, чтобы их можно было даже на ходу распознать по камерам.

Нормы законодательства. По текущему законодательству к СИМ относят в том числе куда более мощные мопеды и электромотоциклы, на которые приходится существенная доля ДТП.

Штрафы и другие санкции. Сегодня они все прописаны в статье 12.29 КоАП и ограничены размером в 1,5 тысячи ₽. Повышенные штрафы выписывают сервисы кикшеринга, которые также вводят более жёсткие ограничения для своих пользователей — но водителей частных СИМ они не касаются.

Инфраструктура. Сегодня её активно развивают в том числе регионы. Но пока велодорожек и велополос часто не хватает даже в крупных городах, из-за чего транспортные потоки пешеходов, автомобилей и пользователей СИМ регулярно пересекаются, провоцируя аварийные ситуации и неудобства для всех участников дорожного движения.

Публичный образ. Из-за слабого контроля над частными СИМ страдают все пользователи этого вида транспорта. И даже с учётом того, что сервисы аренды максимально следят за безопасностью своих устройств, они могут вызывать у людей негативные эмоции из-за того, что занимают место на тротуарах, когда для них нет выделенной инфраструктуры.

Кроме того, несмотря на всё большее повышение безопасности и удобства арендуемого транспорта, в СМИ преимущественно освещают темы аварий и поведение отдельных неаккуратных пользователей, провоцируя постоянные дискуссии о новых ограничениях и запретах.

5.4. ЧТО ПРЕДЛАГАЮТ

Актуальный проект. Осенью 2024 года Минтранс подготовил проект поправок в законодательство о СИМ. Ведомство предложило новый вариант регулирования индустрии, в первую очередь ориентированный на работу с частными ТС: они до сих пор фактически оставались вне зоны внимания по сравнению с устройствами кикшеринга.

Все СИМ предложили регистрировать в едином реестре с 1 сентября 2026 года. В случае принятия поправок все ТС нужно будет регистрировать в десятидневный срок с момента покупки с обязательным получением учётного знака (аналог автомобильного госномера) и учётной метки (QR-кода). В базу будут внесены данные владельца (место его жительства), а также подробные данные про ТС: например, модель, мощность двигателя, масса, год выпуска, максимальная скорость. Владельцам уже находящихся в эксплуатации СИМ дадут для этого отсрочку до 1 марта 2027 года.

Среди других важных правок законопроект предполагает прямое выделение мопедов и мотоциклов среди такого транспорта по мощности мотора и конструкции, вводится термин «электровелосипед». Ранее разделение не было прописано в ПДД.

10 июля 2024 года в первом чтении был также принят законопроект об отдельных штрафах для водителей СИМ. ПДД для этого вида транспорта действовали с 1 марта 2023 года, но до сих пор все санкции для них были прописаны в рамках действующего КоАП по статье 12.29.

В рамках нового законопроекта штрафы предложили увеличить до 30 тысяч ₽, а выписывать их разрешить региональным властям без привлечения ГИБДД. В ПДД также хотят прописать прямой запрет находиться за рулём в нетрезвом состоянии, отказываться от проверки на опьянение, использовать за рулём телефон, не уступать дорогу пешеходам, оставлять места ДТП.

Из других инициатив можно выделить предложение запретить принуждать пешехода уступить дорогу с помощью звукового сигнала. А при встречном разъезде с пешеходом (или при его опережении) пользователей СИМ хотят обязать снижать скорость до 10 км/ч. Зато при движении по проезжей части можно будет опережать велосипедистов, двигающихся медленнее.

Важные нюансы. Замечания Виталия Гаевского из МАДИ остались актуальны: в определение СИМ так и не добавили ограничение по весу. В проекте также говорится о номинальной мощности в режиме длительной нагрузки — но для её измерения нет чёткой методологии. «Номинальная максимальная мощность в режиме длительной нагрузки» заявляется производителем, но даже в действующем ГОСТе это прописано только для двухколёсных ТС, и те же моноколёса под требования не попадают.

Всё это оставляет лазейки для недобросовестных пользователей и производителей, позволяя им манипулировать показателями и маскировать мощные ТС под СИМ.

Кроме ограничительных мер, проект Минтранса вносит и позитивные для индустрии предложения: например, в нём прописали больше уточнений про парковку СИМ, добавили много новых знаков и разметки. Дальнейшая доработка и публичные обсуждения с экспертами смогут сделать проект более всеобъемлющим и позволят учесть больше факторов, влияющих на текущую ситуацию в индустрии.

5.5. ЧТО ДЕЛАЮТ СЕРВИСЫ

РАСШИРЕНИЕ МЕР БЕЗОПАСНОСТИ

Операторы кикшеринга начали соблюдать предписания действующих ПДД задолго до того, как были приняты поправки 2023 года, и продолжают делать это сегодня.
Сервисы постоянно дорабатывают меры безопасности и следят за тем, чтобы действующие санкции были достаточно серьёзными для недопущения нарушений. Кроме того, МТС Юрент, Яндекс Go и Whoosh с прошлого года начали оснащать свои самокаты укрупнёнными номерными знаками в Москве.

Whoosh также запустил технологию Антитандем, чтобы выявлять поездки вдвоём, и добавил ограничение скорости для пользователей, которые не могут пройти тест на внимание в ночное время в выходные. Кроме того, теперь сервис умеет строить безопасные маршруты внутри приложения. МТС Юрент отключил возможность резервировать несколько самокатов с одного аккаунта в Москве, чтобы взрослые не брали их детям. Яндекс Go начал тестировать свою версию технологии, определяющей поездки вдвоём.

В мае 2024 года был создан чат-бот Ассоциации операторов микромобильности для подачи жалоб на нарушителей правил движения на СИМ. Каждый желающий может загрузить в бот информацию о нарушении, свидетелем которого он стал. Далее каждый случай будет рассмотрен операторами индивидуально, а к нарушителю будут приняты меры (штраф или блокировка при подтверждении нарушения).

В конце года Whoosh разрешил использовать свои самокаты пользователям от 16 лет. При этом фактически кикшеринг просто привёл сервис ближе к актуальному законодательству: на частных СИМ пользователи могут ездить уже с 14 лет.

«По нашим данным, пользователи 16–17 лет умеют ездить на СИМ аккуратно. Аварийность их поездок не отличается от аварийности среди совершеннолетних пользователей. Тем не менее мы усиливаем контроль за пользователями этой возрастной группы и вводим дополнительное ограничение максимальной скорости: она будет на четверть ниже обычной. Согласно ПДД, максимально разрешённая скорость для электросамокатов в России — 25 км/ч».

Whoosh

СОТРУДНИЧЕСТВО С ГОРОДАМИ

В прошлом году Дептранс Москвы обратился к операторам кикшеринга с предложением увеличить штрафы за нарушение ПДД. И с 1 сентября 2024 года операторы кикшеринга Whoosh, МТС Юрент и Яндекс Go повысили штрафы в Москве. Согласно новым условиям, за передачу руля ребёнку или проезд на самокате вдвоём пользователь заплатит штраф в размере 100 тысяч ₽ (ранее стоимость начиналась с 5 тысяч ₽). А за езду в нетрезвом виде размер штрафа достигает уже 150 тысяч ₽.

Сервисы также постоянно обновляют «медленные зоны» и подписывают индивидуальные соглашения с городами. Например, в 19 городах России работа сервиса МТС Юрент регламентирована на уровне документов с администрацией города или региональных нормативно-правовых актов. В частности, это Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Самара, Казань, Тюмень, Ростов-на-Дону, Екатеринбург, Ижевск, Новосибирск и другие.
В рамках соглашений сервис проводит с властями работу по автоматической организации движения на СИМ (зоны ограничения скорости и медленные зоны), предоставляет данные для развития велоинфраструктуры и решения транспортных задач городов. Суммарно во всех городах присутствия МТС Юрент действует 3 541 зона, где самокаты автоматически снижают скорость или ограничивают движение. Это более чем на 60% превышает показатель 2023 года.

В Whoosh также рассказали, что сотрудничали с администрациями городов и создавали регуляторную базу для того, чтобы сервис рос и развивался в каждом регионе. Такие соглашения были подписаны в Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Краснодаре, Казани, Омске, Воронеже, Хабаровске, Иркутске, Ярославле, Рязани, Барнауле, Новокузнецке, Калуге, Великом Новгороде, Чите, Якутске и других городах.

Уже в начале этого года Whoosh и МТС Юрент начали передавать городам информацию о своих самокатах и поездках по новому протоколу MDS.

Ключевым преимуществом MDS стал широкий спектр передаваемых данных: благодаря ему города теперь ежедневно получают более подробную информацию о статусе самокатов (доступен / в аренде / забронирован / недоступен к аренде), уровне заряда устройств, траектории поездок и многом другом.

Используя эти данные, власти могут строить «тепловые карты» и оперативно оценивать локации для создания велоинфраструктуры (велополосы, велодорожки), а также организовывать транспортные хабы в местах притяжения пользователей СИМ и других участников дорожного движения.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ КАМПАНИИ И ОБУЧЕНИЕ

В 2024 году сервисы продолжили развивать культуру езды и рассказывать пользователям о правилах безопасного передвижения на СИМ. Кикшеринги уже не первый год проводят регулярные школы вождения для новых пользователей любых возрастов, а также рекламные кампании на улицах Москвы и регионов.

Сервисы сотрудничают с образовательными организациями и властями городов и готовы идти навстречу по полезным инициативам.

СОЦИАЛЬНАЯ РЕКЛАМА

Один из способов поддерживать знания о правилах наглядно — это почаще напоминать о них визуально. Операторы работают и в этом направлении.

В прошлом году Whoosh провёл масштабную социальную рекламную кампанию о правилах безопасного вождения. В августе на улицах 15 городов России появились плакаты «Правила для всех» с пластилиновыми персонажами.

Также Whoosh разместил в Санкт-Петербурге арт-объекты «Базы самокатной культуры» по концепции художника Вовы Цыгана: набор гардеробных шкафчиков отражал внутренний мир и интересы пользователей, а заодно напоминал им о ПДД.

При участии МТС Юрент на билбордах Москвы появился фиолетовый слон, который рассказывал о правилах безопасного вождения и бережном обращении с имуществом сервиса.

Также кикшеринг напомнил о ПДД в Калининграде и запустил проект о героях сервиса.

ОБРАЗОВАНИЕ

Ещё одним методом работы с пользователями являются школы вождения. Сервисы проводят их регулярно с самого момента своего появления. На их сайтах и в приложениях также всегда можно найти актуальную информацию о правилах.

Только в 2024 году операторы кикшеринга провели более 100 образовательных мероприятий.

Занятия, посвящённые СИМ, прошли в более чем 30 учебных заведениях и 40 городах России.

Всего в офлайн-обучении участвовало 2 млн человек, 3,5 млн раз пользователи прошли онлайн-курсы от операторов.

WHOOSH

В феврале 2024 года Whoosh при поддержке Департамента городского транспорта Минтранса РФ разработал собственную учебную программу для школ, колледжей и университетов — с их помощью преподаватели могут сами организовывать занятия по теме ПДД для электросамокатов.

Всего за сезон было проведено 40 занятий на тему культуры вождения самокатов, в том числе в университетах МГТУ имени Н. Э. Баумана и СПбГАСУ, а также в школах и вузах Воронежа, Уфы, Сочи, Краснодара, Рязани и Тулы.

МТС ЮРЕНТ

В 2024 году МТС Юрент запустил сразу несколько образовательных кампаний. В июле сервис совместно с общероссийским движением детей и молодёжи «Движение первых» и Советом отцов Архангельской области провёл школу вождения самокатов для подростков Поморья. Участники изучали теорию и оттачивали новые навыки на открытой площадке скейтпарка.

В столице при поддержке проекта «Московское долголетие» оператор провёл школу вождения для пожилых пользователей. Каждый участник занимался с отдельным инструктором.

ЯНДЕКС GO

В этом сезоне кикшеринг Яндекс Go вновь открыл Школы вождения самокатов в Москве и Санкт-Петербурге, а также впервые запустил Школу вождения в Екатеринбурге на территории «Ельцин Центра».

5.6. РАЗВИТИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ

Микромобильность сегодня становится всё более доступной и распространённой, а велоинфраструктура развивается даже в небольших городах.

Арендные самокаты и электровелосипеды интегрировались в повседневные маршруты пользователей не только как транспорт «первой/последней мили», но и как полноценный способ перемещения по городу, создавая спрос на всё более продуманную организацию движения нового вида транспорта — СИМ.

ИНФРАСТРУКТУРА

Какая бывает. Инфраструктура для СИМ и велосипедов не ограничивается велодорожками и велополосами. В целом она делится на четыре основные категории: линейная, идентификационная, инфраструктура хранения и контроля.

Под линейной инфраструктурой подразумеваются элементы, предназначенные непосредственно для организации движения СИМ и велосипедов, как велодорожки, — про них в России подробно написано в ГОСТ Р 52766-2007, а также в разделе 9 «Велокоммуникации» СП 396.1325800.2018 (с изменениями от 26.12.2024).

Инфраструктура хранения — это велопарковки и другие зоны, выделенные для остановки и стоянки СИМ и велосипедов в городе. Сейчас для арендованных самокатов чаще всего используют виртуальные парковки, которые видны только в приложении, но в ряде регионов их также начали выделять специальной разметкой.

Под идентификацией имеются в виду атрибуты вроде номерных знаков — то, что используется для быстрого определения ТС, личности его водителя в случае происшествия. И это тоже считается частью инфраструктуры. Сейчас номера для СИМ есть только у кикшерингов, частные ТС их не используют — хотя, если упомянутые выше поправки Минтранса примут, ситуация заметно изменится уже в 2026 году.

Наконец, инфраструктура контроля — это всё, что используется для фиксации правонарушений. В Москве это камеры ЦОДД, которые сегодня отслеживают нарушителей, в том числе на самокатах кикшеринга.

Федеральное регулирование. В 2024 году Минтранс разместил на regulation.gov.ru проект новых правил и комплексных схем по организации дорожного движения, в который было предложено добавить и СИМ.

Субъекты федерации обяжут «обосновывать решения» по развитию инфраструктуры для СИМ, а также создавать в целом «благоприятные условия» для их движения. То есть власти субъектов должны будут проектировать дорожки и парковки для электросамокатов и иных средств индивидуальной мобильности, а также, например, размещать на улицах новую разметку, предписывающую определённые способы парковки мобильных устройств: параллельно, перпендикулярно или под углом к проезжей части.

Согласно проекту приказа, проекты организации дорожного движения (ПОДД) должны будут включать предложения по организации велодорожек и мест для стоянки СИМ. Проект приказа предусмотрен дорожной картой по нормативному регулированию СИМ, которую правительство РФ утвердило в 2023 году. В ней также заложены поправки к Правилам дорожного движения и КоАП. В настоящее время эти документы находятся на стадии разработки.

В Минтрансе предполагают, что новые требования к документации обеспечат развитие инфраструктуры, улучшат качество условий для движения СИМ и повысят безопасность дорожного движения.

Проект приказа подразумевает строительство сети велодорожек под контролем властей конкретного субъекта. В середине февраля 2025 года Минтранс разослал письмо в регионы, согласно которому планы по созданию инфраструктуры должны быть готовы до 23 марта 2025 года. К 23 июля власти также обязаны издать акты по изменению региональных нормативов градостроительного проектирования.

В Московском ЦОДД комментируют, что они уже несколько лет занимаются организацией сети велодорожек по всему городу, а также работают над проектом кольцевого веломаршрута «Зелёное кольцо», который уже соединил зелёные зоны, метро, МЦД и МЦК. Общие расходы на велоинфраструктуру в 2024–2026 годах, предусмотренные городским бюджетом, составляют 1,3 млрд ₽.

В конце 2024 года Минстрой России внёс поправки в СП 396.1325800.2018 «Улицы и дороги населённых пунктов. Правила градостроительного проектирования», добавив раздел «Велокоммуникации», который описывает, как необходимо проектировать велоинфраструктуру в городах. Он учитывает все варианты организации линейной инфраструктуры, а также уклоны, радиусы, пересечения с проезжей частью и так далее.

«Поправки в СП показывают высокое внимание федеральных министерств к вопросам велоинфраструктуры, а также процесс реализации дорожной карты развития СИМ».

Алексей Смирнов — эксперт в сфере микромобильности, основатель компании InnovaTransport

КАК ИНТЕГРИРОВАТЬ САМОКАТЫ

Что может сделать город. Как показывает практика, российские города уже занимаются развитием сети маршрутов для велосипедов и СИМ. Например, в 2022 году в Челябинске приняли план развития велоинфраструктуры сразу на 10 лет вперёд. В его подготовке участвовали сотрудники ГИБДД, представители районных, городской и областной администраций, специалисты бюро транспортного планирования OTS Lab. К 2032 году в городе появится сеть веломаршрутов общей протяжённостью 250 км.

Стратегию сделали публичной, так что ознакомиться с ней теперь может каждый. В онлайн-режиме доступна интерактивная схема со всеми маршрутами.

В 2023 году мэр Казани поручил специалистам Института развития города разработать концепцию развития веломаршрутов. Сейчас специалисты разрабатывают схему велокаркаса — комплексной концепции развития сети маршрутов велотранспорта. Уже на её базе будут созданы проекты для улиц — велоинфраструктура должна охватить большую часть города, заодно расширив доступность метро.

Впрочем, существуют и менее удачные примеры интеграции. На реализации некоторых решений сказывается незавершённость. Например, во Владивостоке сейчас есть велодорожка, которая идёт от ДВФУ к бухте Алёхстышева. Это 4-километровый двухполосный веломаршрут, интересный сам по себе, но не интегрированный в городскую систему. Такие маршруты тоже нужны, но по отдельности они имеют куда меньшую ценность.

Комплексные меры. Городам нужно работать с общей картиной, учитывая растущие потребности пользователей средств микромобильности. И такой опыт есть в России.

В Воронеже 1 марта 2024 года была принята первая дорожная карта по развитию кикшеринга в регионе. Документ определяет общее направление развития сервисов аренды в городе, в том числе план мероприятий на год, правовые аспекты работы, культуру вождения и безопасность при эксплуатации электросамокатов, развитие инфраструктуры и интеграцию СИМ в транспортную систему.

Принятие дорожной карты Воронежа продолжает федеральную программу по развитию СИМ в России. Это соглашение является первым примером комплексного подхода на региональном уровне, который объединяет различные направления работ и обеспечивает согласованный план развития отрасли.

Чем поможет бизнес. Раньше инфраструктурой занимались исключительно городские администрации, определяя маршруты велодорожек и интегрируя другие элементы инфраструктуры единоличным решением. Велосипедисты и прочие пользователи микромобильности были разрознены и не представляли собой полноценного участника дискуссии. Теперь им стал бизнес аренды и связанные с ним объединения.

Все крупные сервисы кикшеринга сегодня активно сотрудничают с городами: интегрируют виртуальные «медленные зоны» так, чтобы самокаты замедлялись в потенциально аварийных местах, повышают штрафы и внедряют новые меры безопасности. Операторы также передают администрациям обезличенные данные о поездках: на их основе удобно строить «тепловые карты» и планировать дальнейшее улучшение инфраструктуры.

В прошлом году по инициативе Ассоциации операторов микромобильности и при поддержке операторов кикшеринга Яндекс Go, Whoosh и МТС Юрент в столице начала появляться дополнительная инфраструктура для СИМ. Пилотным проектом стали велополосы на Цветном бульваре длиной 1,3 км.

Кроме того, к развитию инфраструктуры активно подключаются девелоперы.

«Девелоперы всё чаще становятся акторами развития транспортной инфраструктуры в городах, микромобильность не исключение».

Алексей Смирнов — эксперт в сфере микромобильности, основатель компании InnovaTransport

Девелоперы всё чаще закладывают велодорожки и парковки для СИМ в новых ЖК. Так они соединяют спортивные площадки, рекреационные места и другие точки интереса. Городу в такой ситуации остаётся только связать элементы инфраструктуры между разными частями жилых районов в единую сеть — и тогда маршруты станут непрерывными, что повысит удобство и снизит аварийность.

Администрации со своей стороны также могут стимулировать застройку в правильном направлении, объединяя накопленный опыт. Хороший пример есть у Краснодара: местный Институт развития градостроительства и городской среды разработал набор рекомендаций для застройки северо-восточной части города. В отчёте простым языком со ссылками на нормативы и с примерами разбирается, как правильно организовать застройку новых ЖК — так, чтобы благоустройство сделало их комфортными для всех.

В документе в том числе говорится о велоинфраструктуре и требованиях к её организации. Такой набор рекомендаций может заметно упростить работу органам местного самоуправления, которые не всегда знают о лучших практиках в организации микромобильного движения. В таком виде им проще принять рекомендации и перенести их в формат требований к девелоперам.

На что обратить внимание. Иногда городскому планированию просто не хватает материала, в котором был бы суммирован опыт других городов и специалистов по городской застройке. На помощь здесь может прийти Велоруководство: эта подборка практических рекомендаций была разработана при участии ведущих институтов развития, общественных и отраслевых организаций, профильных компаний.

ЧТО БУДЕТ ДАЛЬШЕ

Сейчас мы можем смело сказать, что главным двигателем прогресса могут стать не только города, но и девелоперы и кикшеринги. На застройщиках лежит большая ответственность, так как именно они определяют, как будет выглядеть и работать инфраструктура их объектов. Со стороны же администрации веломаршруты мало просто согласовать — необходимо делать это правильно, учитывая дальнейшее соединение с транспортной сетью.

Хорошим решением здесь является партнёрство с кикшерингами, которые уже участвуют в развёртывании новых велопарковок и планировании инфраструктуры благодаря накопленному опыту и знаниям. Сервисы аренды — не только бизнес, но и один из главных бенефициаров в улучшении ситуации на дорогах. Поэтому в дискуссии вокруг планирования нужно привлекать и их.

А если вы хотите получить более подробную консультацию и помощь в развитии новых инфраструктурных проектов, обращайтесь в InnovaTransport.

6. РЫНОК 2024

ВЫРУЧКА

В 2024 году объём российского рынка кикшеринга составил 31,2 млрд ₽. По сравнению с 2023 годом объём рынка вырос на 39,84%.

Показатель выручки на одну поездку вырос до 111 ₽ (+5%), что может быть обусловлено повышением стоимости услуг на фоне роста ключевой ставки и инфляции.

Средняя продолжительность поездки и средняя пройденная дистанция продолжают снижаться. При этом выручка на одного пользователя увеличилась до 1 230 ₽ (+15,97%). Всё это указывает на увеличение частотности поездок и общего количества поездок по транспортному сценарию.

ПОЛЬЗОВАТЕЛИ

Суммарное количество зарегистрированных аккаунтов в 2024 году составило примерно 53,2 млн. При этом количество уникальных пользователей в 2024 году оценивается в 25,3 млн чел. По сравнению с 2023 годом количество уникальных пользователей выросло на 20,6%.

ПОЕЗДКИ

Общее количество поездок в 2024 году составило 282 млн штук. По отношению к 2023 году количество поездок выросло на 33,1%. Прирост количества поездок в 2024 году превысил прирост флота самокатов на 13 п. п., что говорит о тенденции увеличения числа поездок на одном самокате в день.

В структуре рынка по типу поездок сохраняется доля транспортного сценария на уровне 85%. Для сравнения: в 2022 году на долю транспортного сценария пришлось 73%, рекреационного — 27%.

В 2024 году зафиксировано снижение продолжительности поездки в минутах и длины поездки в километрах. Средняя продолжительность поездки составила 12 мин. (−20,4%). Средняя длина поездки составила 2,2 км (−29,8%). Учитывая увеличение выручки на одного пользователя и выручки на один самокат за сезон, это указывает на увеличение частотности поездок одним пользователем в целом и на увеличение количества поездок по транспортному сценарию.

Показатель выручки на одну поездку при увеличении частотности поездок вырос до 111 ₽ (+5%), что может быть обусловлено повышением стоимости услуг на фоне роста ключевой ставки и инфляции.

ФЛОТ

В 2024 году размер флота кикшерингов в России показал высокие темпы роста и достиг 401 тысячи самокатов. Это рост по сравнению с 2023 годом на 20,6%.

ПЕНЕТРАЦИЯ

В городах России с потенциально достижимой аудиторией сервиса кикшеринга количество самокатов в 2024 году оценивается в 5,3 ед. на 1000 жителей (в 2023 году этот показатель составлял 4,4 ед.).

Количество самокатов на 1000 всех жителей РФ в 2024 году составило 2,8 ед., в 2023 году — 2,3 ед. По нашим прогнозам, к 2027 году количество самокатов на 1000 жителей вырастет до 4,2.

7. ПРОГНОЗЫ

Топ-3 компании дают следующие прогнозы роста рынка до 2027 года по основным показателям. Объем рынка в деньгах достигнет 42-58 млрд рублей. Общий парк сервисов составит 500-640 тыс. самокатов. Клиентская база увеличится до 36-45 млн пользователей, которые совершат около 420-550 млн поездок.

ПРОГНОЗЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ГРУППЫ

Наш прогноз базируется на данных о текущем состоянии, уровне проникновения и тенденциях развития рынка кикшеринга, а также на расчёте потенциала рынка. В качестве ориентира мы используем показатель количества самокатов на 1000 жителей аналогичных по климату, инфраструктуре и уровню урбанизации городов, с коррекцией в меньшую сторону в связи с геополитической обстановкой и более низким уровнем инфраструктуры в регионах.

ВЫРУЧКА

По нашим прогнозам, к 2027 году рынок вырастет до 53,6 млрд ₽. Среднегодовой темп прироста в период 2024–2027 гг. будет равен 19,8%.

Рост рынка будет обеспечен ростом не только размера флота самокатов, но и числа поездок и объёма выручки, приходящихся на одного пользователя.

Согласно прогнозам компаний, в 2027 году объём рынка будет находиться в пределах от 42 до 58 млрд ₽.

ПОЛЬЗОВАТЕЛИ

По нашим прогнозам, к 2027 году кикшерингом будет охвачена вся его потенциальная аудитория в России. Количество уникальных пользователей самокатов составит около 35 млн человек.

По прогнозам операторов, количество уникальных пользователей кикшеринга к 2027 году также значительно вырастет и достигнет 36–45 млн человек.

ПОЕЗДКИ

К 2027 году количество поездок вырастет до 500 млн шт. Среднегодовой темп прироста в период с 2024 по 2027 год будет равен 21,1%.

Операторы прогнозируют к 2027 году увеличение числа поездок до 420–550 млн шт.

ФЛОТ

По нашим прогнозам, с 2024 года темпы роста флота самокатов замедлятся под влиянием постепенного насыщения рынка кикшеринга. Среднегодовой темп прироста флота в 2024–2027 гг. составит 15,1%.

К 2027 году флот самокатов вырастет до 610 тыс. шт. Прирост по отношению к уровню 2024 года составит 59,6%.

Операторы кикшеринга также прогнозируют замедление темпов роста рынка. По их расчётам, размер флота самокатов в 2027 году будет находиться в диапазоне от 500 до 640 тыс. шт.

8. ПЕРСПЕКТИВЫ РОСТА

Сервисы кикшеринга активно растут несмотря на все экономические и технологические вызовы. Дальнейший рост этого бизнеса обеспечит несколько факторов.

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ЭКСПАНСИЯ

В 2024 году крупнейшие операторы постоянно расширяют территорию своего покрытия. За счёт этого кикшеринги получают новую пользовательскую базу и увеличивают масштабы своего бизнеса.

УВЕЛИЧЕНИЕ ПАРКА

Экспансия невозможна без расширения парка ТС. Сейчас флот не ограничивается разными моделями самокатов — арендовать через приложения крупных операторов также можно электровелосипеды. Это делает сервис более доступным для пользователей с разными запросами.

РОСТ ЧИСЛА ПОЕЗДОК НА ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ

Всё больше людей пользуются микромобильным транспортом в повседневной жизни, так как знают, что в нужный момент найдут поблизости заряженный и готовый к поездке электросамокат. Большинство горожан использует СИМ как транспорт «последней мили»: чтобы доехать до метро, на работу, в магазин или куда-то ещё, куда нет смысла брать машину, но и пешком идти не хочется.

Согласно анализу МТС Юрент, около трети пользователей сервиса — это люди в возрасте 18–24 лет; чуть более трети (34,7%) — люди в возрасте 25–34 лет; около четверти аудитории (23,1%) — пользователи до 44 лет; 11% пользователей — старше 45 лет. Поскольку самокатами пользуется не только молодёжь, сервисы проводят школы вождения в том числе для старшего поколения.

Как отмечают в Яндекс Go, основная аудитория самокатов — мужчины в возрасте от 25 до 34 лет. В этом сезоне пользователи стали чаще брать СИМ в аренду: число поездок выросло в среднем с 7 до 13. У Whoosh количество поездок на активного пользователя за 12 месяцев 2024 года выросло на 39% по сравнению с 2023 годом и составило 20 поездок.

РАЗВИТИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ

Этот фактор может стать как камнем преткновения, так и одним из главных стимулов к развитию индустрии. Сегодня СИМ часто берут, чтобы добраться в зоны с низкой транспортной доступностью. Но без велоинфраструктуры проезд может быть затруднён и для СИМ.

Учитывая растущую популярность микромобильности, ещё большим стимулом к её использованию может стать развитие веломаршрутов в виде полос или выделенных дорожек. Для самих городов это также выгодно: если больше людей перейдёт на самокаты и велосипеды, властям придётся меньше тратиться на прокладывание новых дорог и развязок для частных авто.

ПОВЫШЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ СЕРВИСОВ

Сама по себе безопасность — косвенный фактор роста. Но она влияет и на общую репутацию сервисов и их восприятие в глазах потенциальных клиентов. Сейчас операторы всё активнее разрабатывают новые меры защиты, чтобы быстрее выявлять нарушителей и лишать их доступа к сервису. Благодаря этому меньше лихачей портят статистику аварий, а люди знают, что кикшеринги нужны не только любителям погонять.

Новые технологии позволяют, например, выявлять поездки вдвоём, а размещение крупных номеров на корпусе — быстро находить нарушителей по городским камерам.

НОВЫЕ УДОБНЫЕ ФУНКЦИИ

Сервисы становятся удобнее и функциональнее, что делает их более привлекательными для новых и уже зарегистрированных клиентов.

Например, у Whoosh в прошлом году появилась функция wKey: пользователям предложили возможность начинать и завершать поездку на электросамокате, не используя мобильное приложение. МТС Юрент и Яндекс Go добавили в сервис возможность быстро арендовать пауэрбанк, поддерживая экосистемный подход. В новом самокате Яндекс Go уже в этом году также появилась специальная кнопка для запуска ТС без приложения.

ИНТЕГРАЦИЯ С ТРАНСПОРТНЫМИ СИСТЕМАМИ

Самокаты практически сразу стали частью системы общественного транспорта в крупных городах. СИМ использовали, чтобы добраться до автобусной остановки и станции метро или доехать до дома от ближайшего транспортного узла. Эта интеграция в маршруты становится всё шире.

Увидеть и забронировать самокат любого из крупных сервисов в столице сегодня можно через приложение Московского транспорта. В прошлом году Whoosh также разрешил арендовать самокаты с помощью карты «Тройка»: её достаточно приложить к дашборду.

9. ПРОБЛЕМЫ И РИСКИ

РЕГУЛИРОВАНИЕ

Принятые в 2023 году поправки к ПДД впервые зафиксировали статус СИМ в законодательстве, и на государственном уровне наконец-то заговорили об инфраструктуре для СИМ и потенциале регулирования частных устройств. Но за прошлый год серьёзных изменений на этом поприще не произошло.

Частый виновник ДТП — мощные ТС, которые используют курьеры и частные владельцы. В рамках текущего законодательства их относят к СИМ, что многие эксперты считают неверным: такой транспорт легко разгоняется выше 25 км/ч, но ездит по тротуарам, что способствует повышенной аварийности.

С этой проблемой сейчас начали активно бороться на региональном уровне: прошлой весной в Москве впервые установили стандарт работы курьеров. С 1 мая 2025 года вступят в силу требования к транспорту доставщиков: они включают в том числе наличие переднего и заднего тормозов, звукового сигнала, заднего фонаря, боковых световозвращателей. При этом световые приборы должны быть включены в течение всего рабочего дня. Максимальную скорость электродвигателя ограничат 25 км/ч.

Работа над федеральным регулированием частных СИМ пока идёт не так активно. Впрочем, если в России всё же примут закон о регистрации микромобильных ТС в специальном реестре и авторизации в мобильном приложении при каждой поездке, ситуация может значительно поменяться. К тому же в рамках нового законопроекта предлагается в том числе разделить СИМ, электровелосипеды и мопеды — чтобы разные виды транспорта не сводили в одну статистику.

Это предложение вызывает вопросы. Ещё в прошлом году мы обращали внимание: текущее законодательство не учитывает, что аварийность критически повышает не только скорость, но и масса ТС. В новом проекте второй пункт снова не учли.

«За тяжесть последствий отвечают только два фактора: скорость и масса. Поэтому в категорию СИМ стоит записывать только устройства с максимальной конструктивной скоростью до 25 км/ч и максимальной снаряжённой массой до 35 кг, имеющие одно или несколько колёс и любой двигатель для перемещения. Вот такая должна быть формулировка. А все электрические скутеры и мотоциклы регистрировать как обычные ТС и, соответственно, ужесточать контроль».

Виталий Гаевский, профессор кафедры «Автомобили» МАДИ и доктор технических наук

ТЕХНИКА И ПО

Российские операторы адаптировались к сложностям в мировой торговле после 2022 года и перешли на частичное производство запчастей для своих СИМ в России. Но сами самокаты и велосипеды шерингов в России пока не производятся — поэтому здесь сохраняется риск нарушения цепочек поставок и их удорожания на фоне санкционных ограничений.

Сервисы используют собственное ПО, поэтому проблем с его замещением нет. При этом становится заметен уклон в сторону продуктов с открытым исходным кодом: уже в этом году Whoosh и МТС Юрент начали передавать городам данные по протоколу MDS — он разработан сообществом энтузиастов и не принадлежит одному оператору.

МЕДЛЕННОЕ РАЗВИТИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ

Одним из основных драйверов роста рынка кикшеринга называют географическую экспансию и рост числа поездок на СИМ. Но сервисами аренды пользуются, когда на самокатах можно спокойно доехать до нужной точки — без качественно проработанной велоинфраструктуры это не всегда возможно.

Сейчас даже в регионах ускорились процессы по планированию и конструкции велодорожек и велополос, а в некоторых планах прямо говорится про кикшеринг и его потребности. Но пока это касается не всех крупных городов, поэтому со временем нехватка инфраструктуры может привести к замедлению роста рынка.

Проблемы с пересечением транспортных потоков вызывают недовольство у властей и жителей городов, что приводит к инициативам по ограничению поездок на СИМ. Но таковые пока являются скорее исключениями в общей картине.

ДИНАМИКА РИСКОВ ПРОШЛОГО ГОДА

Последние несколько лет среди возможных рисков операторы отмечали негативный информационный фон вокруг электросамокатов, и этот риск сохраняется до сих пор. Редкие случаи нарушений активно освещаются в СМИ, но при этом мало кто делает разделение между техникой кикшеринга и частными СИМ.

По данным самих сервисов, на происшествия приходится не более 1% от всех поездок. Тем не менее именно из-за них и складывается общественное мнение о «гонщиках на самокатах», которых на самом деле становится всё меньше: штрафы и блокировки быстро «срезают» нарушителей.

10. ИСТОРИЧЕСКАЯ РЕТРОСПЕКТИВА

2018 ГОД

В 2018 году каршеринги Делимобиль, YouDrive и UrentCar первыми в России запустили аренду самокатов.

Сервис Делисамокат работал с привязкой к станциям проката. Для аренды была доступна одна тысяча самокатов по тарифам 100 ₽ в час или 450 ₽ в день. Оператор работал до конца 2018 года.

За сезон кикшеринг YouDrive lite расширил флот с 200 до 500 самокатов с тарифом 5 ₽ в минуту. По данным сервиса, всего пользователи совершили около 75 тысяч поездок. Начать или завершить аренду можно было на велопарковках.

В августе в Розе Хутор запустился UrentBike — сервис по аренде велосипедов в Сочи и Анапе. Уже осенью пользователи могли взять электросамокат.

2019 ГОД

В 2019 году на рынке кикшеринга появились новые игроки, которые начали привлекать аудиторию и инвестировать в бизнес.

Весной в Москве запустился сервис Whoosh. Он начал с небольшого флота в 200 самокатов и тарифа 5 ₽ в минуту. Пользователи могли совершать поездки внутри Садового кольца и завершать аренду только на велопарковках внутри Бульварного кольца.

В этом же сезоне Whoosh привлёк инвестиции в размере более одного миллиона долларов. Это позволило закупить тысячу новых самокатов и расширить зону парковок в Москве. Также оператор ввёл гибкое ценообразование и к концу года вышел в другие города-миллионники: Санкт-Петербург, Сочи и Новосибирск.

Кикшеринг Юрент, выделившийся из UrentBike, расширил флот до 2 500 самокатов и 1 500 велосипедов в Сочи, Адлере, Краснодаре и других городах. Он стал самым крупным оператором на юге России, а также первым сервисом, который запустил СИМ со сменной батареей.

2020 ГОД

В 2020 году рынок кикшеринга значительно вырос — появилось больше сервисов во многих городах.

В начале сезона каршеринг Карусель привлёк 25 миллионов ₽ через краудинвестинговую платформу StartTrack и запустил аренду самокатов в Москве. Арендовать их можно было по поминутному и суточному тарифам.

В мае 2020 года жителям Санкт-Петербурга стал доступен местный кикшеринг MOLNIA с парком в 500 самокатов. Сервис работал по бесстанционной модели: взять самокат можно было в центре города. Стоимость аренды составляла от 45 ₽ за старт + 4 ₽ в минуту. Однако сервис прекратил работу уже в 2023 году.

YouDrive перезапустили прокат самокатов — с 2020 года кикшеринг lite стал самостоятельным сервисом. Он продолжает работать до сих пор и предлагает аренду в 155 городах России.

Один из лидеров рынка, Whoosh, запустился в Казани, Екатеринбурге, Краснодаре, Уфе, Воронеже, Тюмени и других городах. По данным агентства Smart Ranking, оператор входил в топ-5 шеринг-компаний и стал самым быстрорастущим кикшерингом в России. Только за 2020 год Whoosh увеличил флот до 10 тысяч электросамокатов.

Другой крупный кикшеринг, МТС Юрент (тогда ещё под названием URent), летом начал работу на юго-востоке Москвы. Стоимость аренды составляла 30 ₽ за активацию + 4 ₽ в минуту. Оператор также привлёк инвестиции в размере 150 миллионов ₽ от сервиса Сравни Такси и частных инвесторов. Он расширил парк до 15 тысяч самокатов и вышел во многие города России: Санкт-Петербург, Казань, Ростов-на-Дону, Воронеж и другие. Арендовать самокат можно было в приложении агрегатора такси и каршеринга Ситимобил.

2021 ГОД

С 2019 года рынок кикшеринга показывал стабильный рост, и бизнесом заинтересовались крупные инвесторы.

Уже в феврале 2021 года Whoosh завершил инвестиционный раунд на 1,9 миллиарда ₽ и привлёк около 500 миллионов ₽ от инвестиционного фонда, а также первое долговое банковское финансирование. Привлечённые средства планировалось потратить на увеличение флота и запуск в новых городах.

Всего за сезон пользователи Whoosh совершили 26 миллионов поездок — это 47% от общего количества по рынку (55 миллионов поездок). В этом же году компания запустила подписки с бесплатным стартом и Школу вождения в онлайн-формате.

Другой крупный игрок, МТС Юрент, привлёк 250 миллионов ₽ от фонда Sistema SmartTech, а также 400 миллионов ₽ от частных инвесторов и финансирование от структур СберБанка в виде займов на лизинг для покупки самокатов. На эти средства оператор увеличил парк самокатов на 200–230% по сравнению с 2020 годом, а также появился в 30 новых городах — их общее число выросло до 90.

В апреле 2021 года в Москве заработал кикшеринг Яндекс Go. Компания закупила самокаты ещё в 2019-м — тогда же пошли первые слухи о возможном запуске. В октябре оператор появился в Краснодаре. Арендовать самокат можно было по цене от 6 ₽ в минуту + 50 ₽ за старт.

В 2021 году прошла первая конференция Ассоциации операторов микромобильности. На съезде обсуждали регулирование, инфраструктуру и дальнейшее развитие отрасли, а также принятые в Москве меры безопасности: в столице появились медленные зоны, в которых скорость самоката автоматически снижалась до 5–15 км/ч.

2022 ГОД

В феврале МТС Юрент привлёк более 1,4 миллиарда ₽ инвестиций. Сервис стал частью экосистемы МТС, при этом оставаясь в сотрудничестве с Ситимобил. Группа МТС как главный инвестор вложила 740 миллионов ₽, фонд прямых инвестиций VPE Capital — 700 миллионов ₽, венчурный фонд VEB Ventures Группы ВЭБ.РФ — 650 миллионов ₽.

За счёт привлечённых средств оператор увеличил парк на 42% до 85 тысяч самокатов и вышел в новые города в Московской области, Сибири и на юге. География присутствия сервиса расширилась до 120 городов. Лидерами по размеру парка стали Москва, Санкт-Петербург, Сочи, Адлер, Краснодар.

С 25 марта пользователи могли приобрести подписку МТС Premium со скидками на электросамокаты МТС Юрент. По итогам сезона в сервисе зарегистрировалось 9 миллионов пользователей, которые совершили более 30 миллионов поездок.

Кикшеринг Whoosh разместил облигации на Московской бирже на сумму 3,5 миллиарда ₽ и реализовал весь запланированный выпуск. В декабре оператор начал торги и привлёк 2,1 миллиарда ₽ во время IPO. Это было первое и единственное IPO в 2022 году на рынке России.

Whoosh также существенно увеличил парк за год — с 45 тысяч до 75 тысяч самокатов в 37 городах России. Кикшеринг вышел в Анапу, Владивосток, Иркутск, Калининград, Кемерово, Липецк, Омск, Оренбург, Тверь, Хабаровск, Чебоксары, Ярославль, а также появился в новых локациях в Московской и Ленинградской областях. В этом же году Whoosh начал работу в Казахстане и Беларуси с парком в 82 тысячи самокатов.

За девять месяцев 2022 года сервисом воспользовалось 11 миллионов человек — они совершили 46,6 миллиона поездок. Согласно отчёту компании, рост выручки год к году составил 70%. Рентабельность по EBITDA была равна 58%.

За год флот Яндекс Go вырос более чем в три раза — с 4–5 тысяч до 17 тысяч самокатов. В декабре оператор первым среди кикшерингов представил самокат собственной разработки. В 2022 году Яндекс Go запустился в Санкт-Петербурге и Туле.

2023 ГОД

В 2023 году крупнейшими игроками на рынке стали Whoosh, МТС Юрент и Яндекс Go. Операторы продолжили показывать рост основных показателей: выручки, размера флота и аудитории, а также количества поездок.

Whoosh локализовал производство комплектующих, а также разработал и создал свои аккумуляторы. Сервис увеличил их операционную эффективность вдвое. В ноябре этого года Whoosh представил технологию, которая помогает ориентироваться самокату в пространстве и замедляться в зависимости от обстановки вокруг. Чтобы поездки были ещё безопаснее, оператор в июле оснастил самокаты шлемами.

Количество зарегистрированных пользователей у Whoosh достигло 20,4 миллиона человек. Выручка компании выросла на 67,2% год к году до 10,7 миллиарда ₽. В апреле Whoosh начал пилотирование сервиса в Южной Америке. В 2023 году сервис Whoosh работал в Бразилии, Чили и Перу общим флотом в 6 тысяч самокатов — это около 4% от общего парка группы на конец 2023 года.

Сервис также получил более узнаваемый дизайн: компания провела рестайлинг в мае, а в июне открыла интернет-магазин, в котором можно приобрести аксессуары для микромобильности. С июня Whoosh также стал партнёром карты «Тройка». Пользователи смогли получить кешбэк за пополнение средств и приобретать сертификаты на поездки.

Другой лидер отрасли, МТС Юрент, увеличил флот почти в два раза: до 127 тысяч самокатов. Сервис расширил географию до 148 городов России. При этом число активных пользователей составило 15 миллионов человек, а количество поездок выросло на 115,3%, достигнув 68,9 миллиона.

Значимым событием для МТС Юрент стал дебют собственной модели самоката Ninebot SL90. Она оснащена колёсами большего диаметра, поворотниками, индикацией медленных и запретных зон, а также двойной подсветкой. В июне 2023 года сервис также представил проект зарядных шкафов и заключил партнёрство с Яндекс Go — пользователи могли арендовать самокаты МТС Юрент в приложении Яндекса в Сочи и Адлере.

Кикшеринг Яндекс Go увеличил суммарный парк до 45 тысяч самокатов. Он выпустил модель собственного самоката, которую представил ещё в 2022 году. В марте сервис начал работу с новым самокатом в Казахстане — первым городом присутствия стала Алма-Ата.

Обновлённые СИМ также появились в Санкт-Петербурге. Всего за сезон пользователи совершили 36 миллионов поездок. В июле сервис предоставил возможность помогать благотворительным организациям через округление чеков.

В августе сервис начал показывать, в каких районах Москвы повышен спрос на самокаты, и предлагать пакет минут с экономией до 40% по сравнению с поминутным тарифом.

Над исследованием работали:

  • Полина Волкова, главный редактор
  • Юрий Николаев, руководитель проекта
  • Игнат Аникеев, аналитик
  • Илья Склюев, редактор, автор
  • Юлия Цай, редактор, корректор
  • Дарья Соловьева, автор
  • Диана Линник, автор
  • Александра Бодина, корректор
  • Екатерина Софьина, корректор
  • Яна Поддубчак, корректор
  • Вадим Ильин, дизайнер

Благодарим за внимание