Презентацию с графиками в формате PDF можно скачать по этой ссылке.
Исследование 2022 года можно прочитать по этой ссылке.
Исследование 2021 года можно прочитать по этой ссылке.
1. КЛЮЧЕВЫЕ ВЫВОДЫ
- В 2023 году рынок кикшеринга в России продолжил активное развитие. Рост продемонстрировали все его основные показатели – выручка, численность пользователей, размер флота и количество поездок.
- Крупнейшими игроками на рынке являются Whoosh, МТС Юрент и Яндекс. Совокупная доля рынка в деньгах трех ведущих компаний выросла в 2023 году до 96,4% по сравнению с 94% годом ранее.
- Суммарное количество самокатов к концу сезона 2023 года составило 332,4 тыс. штук. За 2023 год их количество выросло на 75,3% до 141 тыс. единиц.
- В 2023 году объем российского рынка в деньгах составил 22,3 млрд рублей, превысив показатели 2022 года на 67,5%.
- Сервисами аренды электросамокатов в России в 2023 году пользовалось порядка 21 млн человек.
- Количество поездок за сезон выросло на 104,5% до 211,7 млн шт. Общая протяженность поездок составила 571,6 млн километров. К 2026 году мы прогнозируем рост количества поездок на 130% до 486 млн шт.
- Средний чек, средняя длина и средняя продолжительность поездки снижаются на фоне роста общего количества поездок. Это свидетельствует об увеличении доли транспортных поездок (85%) и снижении доли рекреационных поездок (15%).
- В ближайшие годы мы прогнозируем дальнейший рост рынка за счет активного развития сервисов в городах присутствия, увеличения количества пользователей и частотности их поездок.
- К 2026 году мы прогнозируем, что объем рынка в деньгах достигнет 46,8 млрд рублей, увеличившись на 110% по сравнению с 2023-м. Общий парк сервисов составит 510 тыс. самокатов. Клиентская база увеличится до 35 млн пользователей, которые совершат около 480 млн поездок.
- Более 70% аварий происходят на участках пересечения транспортных потоков, что подчеркивает необходимость развития велоинфраструктуры.
- Показатели аварийности снижаются при пересчете на количество поездок.
2. ОСНОВНЫЕ ИГРОКИ РЫНКА
В настоящее время на рынке кикшеринга крупнейшими игроками являются Whoosh, МТС Юрент и Яндекс.
Общая доля ТОП-3 компаний на рынке в 2023 году оценивается в 96,7%. Их влияние растет каждый год: в 2021 году суммарная доля лидеров рынка составляла 90,6%, в 2022 году — 93,7%.
На текущий момент доля этих игроков в выручке рынка составляет 96,84%, по пользователям — 95,23%, по поездкам — 98,15%. На тройку лидеров приходится 96,84% всего флота.
WHOOSH
Whoosh запустил первые самокаты на улицы Москвы в апреле 2019 года. В 2023-м его аудитория достигла 20,4 млн человек, а 149,9 тысяч самокатов стали доступны для аренды в 55 городах России, Беларуси, Казахстана и Южной Америки. Это помогло показать выручку в 10,7 млрд рублей и рост 68% по сравнению с 2022-м. Главное технологическое достижение за год — создание системы, которая позволяет самокату ориентироваться в пространстве с помощью компьютерного зрения, запуск новых электровелосипедов и локализация производства комплектующих. Главное медийное событие — рестайлинг сервиса и открытие интернет-магазина.
МТС ЮРЕНТ
Юрент запустился в 2018 году, начав с двух городов — Сочи и Анапы. В 2023 году самокатами кикшеринга воспользовались 15 млн человек в 148 городах России. Парк вырос почти на половину и теперь составляет 127 тысяч самокатов. В 2022-м Юрент начал интеграцию с МТС (компания стала акционером кикшеринга), которая завершилась покупкой кикшеринга уже в 2024 году. Теперь сервис называется МТС Юрент.
ЯНДЕКС GO
Яндекс Go начал работу в 2021 году в Москве и Краснодаре. Кикшеринг увеличил парк до 45 тысяч самокатов в пяти городах России и Казахстана — за 2023 год пользователи совершили 36 млн поездок. В 2023-м на улицах появился электросамокат производства Яндекса: компания первой среди российских кикшерингов выпустила свой самокат, презентовав его еще в 2022 году.
3. ОСНОВНЫЕ СОБЫТИЯ 2023 ГОДА
ФЕДЕРАЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
Именно с 2023 года в России начались крупные законодательные изменения в отношении электросамокатов и других средств индивидуальной мобильности.
Наиболее важным событием 2023-го для всех кикшерингов России стало вступление в силу 1 марта утверждённых правительством поправок в ПДД. Теперь понятие СИМ закреплено в законодательстве как вид транспорта, для которого ввели новые правила. Так, например, максимальная скорость теперь ограничена 25 км/ч, максимальный вес СИМ — 35 кг, а пешеходы получили приоритет на тротуаре.
В октябре 2023 года стали известны подробности о дорожной карте правительства по развитию микромобильности. К июню 2024 года Минстрой, МВД и Минтранс должны будут разработать план по развитию инфраструктуры для средств микромобильности в России. Ведомства установят характеристики инфраструктуры для СИМ, места под её обустройство, параметры определения оптимального количества и плотности. В дорожной карте также запланировано, что спустя два месяца после разработки этих норм региональные власти утвердят собственные планы по созданию и интеграции инфраструктуры для СИМ в свои транспортные системы. В дальнейшем региональные власти должны организовать свои программы по улучшению условий для самокатов и других средств мобильности.
Сервисы кикшеринга одобряют такие инициативы, так как они позволяют структурировать и положить в единый план то, что происходит уже сейчас. Так последовательно развивается всеобъемлющее и сбалансированное регулирование, построенное на опыте как государства, так и бизнеса. Ожидается, что правила разработают уже к лету 2024 года, но пока этот проект всё ещё находится на стадии непубличной разработки.
Также Правительство РФ приняло поправки, в рамках которых подтвердило, что необорудованные какими-либо парковочными конструкциями места размещения велосипедов и СИМ теперь не требуют оформления земельно-имущественных отношений. Так было устранено крупное инфраструктурное ограничение для развития кикшеринга.
С 1 февраля 2023-го для электросамокатов ввели ГОСТ. Например, по нему максимальная скорость должна ограничиваться 25 км/ч, а самокаты должны быть оснащены системами геолокации для автоматического замедления в парковых зонах. Впрочем, эти стандарты, в отличие от ПДД, производители и пользователи соблюдать не обязаны — но аналогичные ограничения для своих устройств вводят сервисы кикшеринга.
ГЛАВНЫЕ СОБЫТИЯ WHOOSH
- начал локализацию производства комплектующих;
- пилотировал сервис в странах Южной Америки: этот шаг позволил компании расширить глобальную аудиторию, а также нивелировать сезонность бизнеса;
- продолжил развивать собственные технологии: специалисты сервиса разработали и собрали свои аккумуляторы, увеличив в 2 раза их операционную эффективность;
- показал выручку в 10,7 млрд рублей — это рост 67,2% по сравнению с 2022-м;
- успешно закрыл сделку по размещению нового выпуска рублевых облигаций объёмом 4 млрд. руб по ставке купона 11,8% годовых на срок 3 года;
- провел рестайлинг сервиса и приложения, сделав жёлтую полосу основным элементом визуального стиля. Whoosh продвигает его в том числе и через новый интернет-магазин, где помимо самокатов продает одежду и аксессуары для микромобильности;
- оснастил электросамокаты шлемами;
- тестировал новые технологии. Например, электросамокат с компьютерным зрением, которое позволяет снижать скорость, учитывая обстановку вокруг. Тесты показали, что устройство успешно распознает людей, препятствия и различает виды дорожных разметок;
- заключил партнёрство с транспортной картой Тройка. Её держатели в приложении Город могут выгодно пользоваться самокатами и велосипедами Whoosh, получая сертификаты с кешбэком до 20% бонусами.
ГЛАВНЫЕ СОБЫТИЯ ЮРЕНТ (ТЕПЕРЬ МТС ЮРЕНТ)
У компании Юрент главное событие — приобретение контрольного пакета МТС. Сервис уже начал много интеграций с продуктами цифровой экосистемы МТС. Например, сервис уже заменил подписку Plus на МТС Premium. С ней доступен бесплатный старт, кэшбек с поездок и бесплатный доступ к сервисам МТС.
Кроме того, в 2023 году Юрент:
- увеличил количество поездок на своей платформе на 115,3% — до 68,9 млн;
- расширил географию до 148 городов России;
- представил новую модель самоката — Ninebot SL90. Самокат стал безопаснее при управлении из-за колес увеличенного диаметра, поворотников, индикации медленных и запретных зон и двойной подсветки на стойке;
- открыл проект зарядных шкафов: они позволили практически полностью отказаться от автомобилей для перевозки батареек внутри Садового кольца;
- интегрировался с сервисом Яндекс Go. В его приложении можно арендовать самокаты МТС Юрент по аналогичной цене: старт — 50 рублей, аренда — от 5 рублей в минуту, в тех городах, где у Яндекс Go нет своих самокатов.
Компания также отреагировала на изменения в ПДД и устроила в Москве и Сочи рекламную кампанию с базовыми советами, как не нужно управлять самокатом: превышать скорость, ездить пьяным и вдвоём.
ГЛАВНЫЕ СОБЫТИЯ ЯНДЕКС GO
Яндекс Go в 2023-м:
- запустил в использование самокат собственного производства Wind в Санкт-Петербурге и Алматы — его компания представила еще в конце 2022-го;
- начал показывать, в каких районах Москвы повышен спрос на самокаты, и предлагать пакет минут с экономией до 40% по сравнению с поминутным тарифом.
ГЛАВНЫЕ СОБЫТИЯ LITE
lite в 2023-м запустил подписку: пользователь платит только за минуты аренды, разблокировка самоката бесплатная. Доступна недельная и месячная подписка — 7 дней стоят 149 рублей, а 30 — 199 рублей.
4. ПРОДУКТОВЫЕ ТРЕНДЫ
Основные тенденции рынка не сильно изменились с 2022 года, но прошедший год отметился рядом значимых событий с точки зрения развития экосистем вокруг кикшерингов, платных подписок и выхода отдельных сервисов на корпоративное направление. Важным аспектом остаётся и работа с франшизами.
ЭКОСИСТЕМЫ И ПАРТНЕРСТВА
В 2023 году, как и в прошлом сезоне, усиливается тенденция к экосистемному развитию сервисов кикшеринга. Операторы и раньше сотрудничали с крупным бизнесом, запуская совместные подписки и акции, но за прошедшее с 2022 года время ситуация стала ещё интереснее. Сегодня пользователи могут выбирать сервисы исходя из того, какой экосистеме они отдают предпочтение, и получать за это различные бонусы.
Партнёрства кикшерингов, бизнеса и госорганизаций сегодня не ограничивается исключительно запуском совместных акций и информационной поддержкой.
WHOOSH
В апреле кикшеринг Whoosh получил поддержку оплаты через сервис SberPay, который позволяет отправлять деньги за товары и услуги без ввода данных банковской карты и ожидания кода из СМС.
В мае сервис впервые за пять лет работы провёл ребрендинг в коллаборации с бренд-бюро Shuka. Whoosh решил полностью обновить логотип, цветовую палитру, шрифт, стиль иллюстраций и фотографий, проведя поэтапную реформу.
В начале июня Whoosh стал официальным партнёром карты Тройка. Бонусная программа приложения Город для всех держателей карты позволила приобретать сертификаты с кешбэком до 20% бонусами на поездки на самокатах и велосипедах Whoosh. Под условия программы попала не только Москва, но и Санкт-Петербург, Самара, Уфа, Пермь и другие.
В том же месяце компания запустила собственный интернет-магазин с одеждой, аксессуарами и самокатами. При открытии нового направления бизнеса Дмитрий Чуйко, основатель и CEO Whoosh, отметил, что компания обладает уникальной экспертностью, так как знает всё про самокаты и понимает стиль жизни и привычки пользователей СИМ.
ЮРЕНТ
Юрент развивал партнёрства на протяжении всего 2023 года. В начале июня сервис запустил коллаборацию с мобильным приложением Город — эксклюзивной программой лояльности Московского метрополитена. Это позволило пользователям тратить бонусы в счёт оплаты номинальных промокодов — для пополнения баланса в кикшеринге. Например, промокод на 500 рублей клиент может купить за 200 накопленных бонусов, а разницу доплатить рублями.
В том же июне страховым партнёром компании стал Ингосстрах, благодаря чему у сервиса появилось два обновлённых варианта защиты для пользователей: бесплатный базовый, существовавший уже более двух лет, и расширенный, с повышенным размером выплаты за несчастные случаи. В подписку также добавили скидку на расширенную страховку — её стало возможно приобрести за 15 рублей.
При этом крупнейшим событием для сервиса уже в начале 2024 года стало приобретение контрольного пакета его акцией компанией МТС. Компания сделала первые инвестиции в сервис ещё в феврале 2022 года. Тогда МТС оказалась лид-инвестором в раунде сервиса по привлечению инвестиций. Позже МТС Юрент включили в подписку МТС Premium, по итогам чего в МТС увидели «сильные результаты».
Теперь МТС планирует полностью интегрировать кикшеринг в собственную экосистему, при этом оставив его под руководством гендиректора Ивана Туринге и менеджмента компании.
ЯНДЕКС GO
Сервис аренды электросамокатов Яндекс Go продолжил развиваться в тесной интеграции с большой экосистемой компании.
Но кикшеринг начал усиливать сотрудничество и с другими игроками на рынке — например, с апреля 2023 года в приложении Яндекс Go в нескольких городах России начали отображаться самокаты МТС Юрент с возможностью забронировать устройство и начать поездку без установки отдельного приложения.
В июле 2023 года Яндекс объявил о сотрудничестве с сетью магазинов ВкусВилл. В рамках партнёрства компании разметили 58 парковок для электросамокатов, которые охватили 36 районов Москвы: Алексеевский, Басманный, Бирюлёво Восточное, Даниловский, Замоскворечье, Крюково, Строгино, Хорошевский, Якиманка и другие. Оставить на таком стенде у магазина можно как арендованный, так и личный велосипед или самокат.
Яндекс также расширил свою программу сотрудничества с благотворительными фондами. В июле в сервисе кикшеринга появилась возможность помогать организациям, оплачивая поездки на самокатах через округление чеков.
LITE
Как и Whoosh, в апреле lite получил поддержку оплаты через сервис SberPay. С точки зрения развития экосистемы основным направлением работы кикшеринга остаётся развитие партнёрских связей с франчайзи.
ПОДПИСКИ И АБОНЕМЕНТЫ
В 2023 в кикшерингах продолжилась тенденция к развитию динамического ценообразования в сочетании с подписками, пакетными предложениями и программами лояльности.
Цена обычной поездки складывается из стоимости начала аренды и последующего расчёта потраченного времени с поминутной оплатой (например, вы можете заплатить 50 рублей за старт, и в конце аренды к нему добавят стоимость поездки из расчёта 5 рублей в минуту).
Подписки и пакетные предложения позволяют убрать плату за старт и, например, сразу приобрести определённое количество минут на поездки за фиксированную плату. Но всё зависит от конкретного оператора.
WHOOSH
В этом году Whoosh сохранил стандартные условия подписки, позволяющей убрать плату за начало поездки и увеличить продолжительность бронирования до 20 минут. С одного аккаунта можно взять сразу несколько самокатов для групповых поездок. Подписка оформляется на неделю, месяц или год.
В июле кикшеринг запустил собственную программу лояльности для частых пользователей сервиса с четырьмя уровнями: Ready, Steady, Go и Win. Подключение к программе происходит автоматически после одной поездки от 5 минут без использования промокодов. Уровень зависит от количества поездок, аренды за месяц суммируются.
Участники со статусом Go и Win получают в подарок недельную и месячную подписку соответственно. По данным самой компании, доля поездок с подпиской в сервисе Whoosh — 61%.
МТС ЮРЕНТ
У кикшеринга МТС Юрент сегодня доступна подписка МТС Premium, которая заменила Plus в апреле 2024 года. Сегодня в неё входит бесплатный старт на самокаты, кешбэк с каждой поездки, который можно тратить в МТС Юрент и других сервисах, скидка 10% на каршеринг BelkaCar, возможность добавить в подписку троих пользователей, бесплатный доступ к KION, МТС Музыке и книжному сервису Строки, а также 50 ГБ интернета в месяц для абонентов МТС. Пока опцию можно оформить только на месяц.
ЯНДЕКС GO
В 2023 году Яндекс сохранил подписку для поездок на самокатах как дополнительную опцию к более крупной подписке Плюс. Абонемент позволяет в течение месяца не платить за начало поездок, а также оставлять самокат в режиме ожидания бесплатно до 15 минут. В подписку Плюса также входят сервисы Яндекс Музыка и Кинопоиск, а ещё пользователи получают баллы, которые можно тратить в других сервисах Яндекса. Например, баллами можно оплатить заказ в Яндекс Еде. В свой Плюс можно добавить трех близких — и они тоже смогут пользоваться всеми преимуществами подписки.
LITE
В октябре 2023 года кикшеринг lite запустил подписку с неограниченным количеством бесплатных стартов аренды — на 7 и 30 дней. При необходимости пользователи могут подключить автопродление и брать для поездок до 5 самокатов одновременно.
ФРАНШИЗА
Ещё одним важным направлением развития для кикшерингов остаётся модель франшизы. Часть компаний привлекает партнеров для запуска новых городов: франчайзер предоставляет доступ к своему ПО и процессам, а франчайзи начинают работу под уже известным брендом.
Тремя крупнейшими компаниями, работающими с арендой электросамокатов через партнёров, сегодня являются МТС Юрент, lite и Sun Rent.
МТС Юрент работает с 41 партнёром в 104 городах, при этом в 53 городах России сервис начал работу по франшизе впервые в 2023 году.
Sun Rent, в свою очередь, запустилась в 2014 году как компания, занимающаяся импортом и ремонтом СИМ под именем Sun Wheel. Спустя 6 лет бизнес-команда сосредоточилась на разработке софта и развитии франшизы по кикшерингу. Сегодня сервисом пользуются около 1+ млн человек в 65 городах в 5 странах.
Конкретные условия сотрудничества с партнёрами варьируются у разных компаний, но в нашем исследовании мы разберём работу модели на примере кикшеринга lite.
РАБОТА ФРАНШИЗЫ ШЕРИНГА ЭЛЕКТРОСАМОКАТОВ НА ПРИМЕРЕ lite
Компания lite работает во всех городах присутствия с 2018 года исключительно через партнёров. Ее самокаты можно взять в аренду в 51 регионе и 143 городах России. На всю территорию работы сервиса в России приходится 91 партнёр. Только в 2023 году lite запустился сразу в 23 новых регионах и 101 городе. В следующие 12 месяцев компания планирует довести количество локаций присутствия сразу до 200.
За прошедший год суммарная выручка сервиса составила 441,16 млн руб, что оказалось на 25% больше, чем в прошлом. Из этой суммы 333,4 млн рублей пришлось на партнёрскую сеть. В пиковый летний сезон с июня по август в месяц lite зарабатывал в среднем около 65 млн рублей в месяц со стоимостью одной аренды в районе 190 рублей. Парк lite на 62% состоит из Ninebot Max Plus, на 31% из Ninebot Max PRO, и на 7% — из прочих моделей.
В самой компании lite работает всего 50 человек, из которых 10 отвечают только за работу с партнёрами. Это менеджеры по взаимодействию — они собирают информацию о работе сервиса в разных городах и передают её в другие отделы, отвечающие за развитие кикшеринга.
УСЛОВИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА
- Роялти: 15% от выручки партнера. Специалисты lite проводят консультации, помогают франчайзи с настройкой ПО, предоставляют техническую поддержку, юридическое сопровождение и колл-центр.
Своим партнёрам lite предлагает одинаковые условия для сотрудничества. Компания организует совместные закупки самокатов и запчастей, а также помогает наладить взаимодействие с администрациями городов. При этом каждый партнёр самостоятельно решает, сколько самокатов он хочет приобрести и обслуживать.
Общая статистика показывает, что в среднем запуск бизнеса по аренде электросамокатов по франшизе lite окупается за 6–8 месяцев. На практике точный срок меняется от города к городу и может быть как меньше, так и больше.
ПЛАНЫ НА БУДУЩЕЕ
Работа с франшизой для сервиса не ограничивается территорией России: сегодня на базе ПО lite через партнёра работает кикшеринг под брендом Izzy в Ташкенте. Аналогичные проекты компания планирует запустить на Кипре и в Португалии, но конкретные детали пока не раскрываются.
КОРПОРАТИВНЫЙ СЕГМЕНТ
Курьеры на самокатах и велосипедах встречаются на улицах каждый день. При этом крупные операторы кикшеринга до сих пор не сотрудничают с сервисами доставки напрямую, ограничиваясь специальными опциями для сотрудников служб доставки.
Например, в начале прошлого года МТС Юрент запустил отдельный тариф для курьеров, чтобы они могли ездить на самокатах без ограничений за фиксированную цену. Оформить такой «проездной» могут только реальные сотрудники службы доставки, прошедшие верификацию. Для проверки их просят прислать скриншот рабочего приложения и фотографию фирменной сумки.
У кикшеринга Яндекс Go ещё с 2021 года доступен специальный тариф для курьеров-партнёров, развозящих заказы из Еды и Лавки. Он отличается уменьшенной стоимостью минуты поездки и отсутствием платы за ожидание. Другие крупные сервисы пока не развивают корпоративное направление даже в виде отдельных тарифов.
В других странах производители электрических ТС часто сотрудничают с сервисами доставки напрямую. При этом они предлагают компаниям не обычные электросамокаты, а более мощные скутеры, предназначенные для использования на дорогах общего пользования. Так делает, например, индийский агрегатор ресторанов Zomato в партнёрстве с сервисом аренды электросамокатов и велосипедов eBikeGo.
Некоторые сервисы доставки еды, такие как Deliveroo в Великобритании, запрещают своим курьерам использовать классические электросамокаты для работы. Компания объясняет это тем, что устройства нельзя использовать на дорогах общего пользования или тротуарах в стране. Впрочем, такие случаи являются скорее индивидуальными исключениями.
5. БЕЗОПАСНОСТЬ
Раздел подготовлен совместно с компанией АльфаСтрахование
ИЗМЕНЕНИЯ В ПДД И РЕГУЛИРОВАНИИ
С 1 марта 2023 года вступили в силу поправки в ПДД для электросамокатов и других средств индивидуальной мобильности (СИМ). В рамках реформы в законодательстве впервые выделили СИМы в отдельную категорию транспортных средств. Для всех пользователей на территории России появились общие нормы поведения на дорогах общего пользования, велодорожках и тротуарах.
ПРОБЛЕМА ИДЕНТИФИКАЦИИ СИМ
Несмотря на то, что новые правила наконец-то урегулировали положение СИМ на дорогах, установили ограничения по скорости и выбор места для проезда, а также добавили штрафы для нарушителей ПДД по КоАП, за год к ним появилось множество вопросов. Одной из ключевых проблем стал контроль за соблюдением согласованных норм.
Частные электросамокаты и другие СИМ не оснащают номерными знаками, что затрудняет идентификацию нарушителей. Эта проблема не относится к кикшерингу, так как самокаты операторов оснащены номерными знаками и специальными трекерами, регистрирующими геолокацию и поездки.
ВВЕДЕНИЕ ГОСТА
С февраля 2023 года в России также вступил в силу ГОСТ для электросамокатов, который предполагает, например, ограничивать максимальную скорость СИМ пределом в 25 км/ч и оснащать их геолокационным оборудованием для автоматического торможения в «медленных зонах».
Проблемой стандарта до сих пор остаётся его необязательность. Производители не ограничивают свои ТС перед поставками в РФ, и пользователи личных самокатов часто могут разгоняться до скорости куда большей, чем 25 км/ч. Из-за этого частные СИМ создают большой аварийный риск. При этом сервисы кикшеринга ограничивают свои устройства по всем нормам ГОСТ: ставят лимит в 25 км/ч для скорости, снижая её ещё сильнее в «медленных» зонах и следя за поведением пользователей.
ШТРАФЫ И ОБЯЗАТЕЛЬСТВА: ДЕБАТЫ ВОКРУГ СИМ
Год отметился рядом крупных инициатив по ужесточению регулирования СИМ. Законодатели обсуждали возможность повысить штрафы для водителей электросамокатов, обязать их устанавливать на ТС регистрационные номера, быстрее ужесточить наказания для пользователей СИМ и не только. Но на практике пока ни один из обсуждаемых законов не получил широкой поддержки и не был принят.
В сентябре 2023 года сообщалось, что Минтранс подготовил «дорожную карту» для дополнительного нормативно-правового регулирования СИМ и отправил её на согласование в федеральные органы. В документе госорган предложил дополнить ПДД определениями «лицо, использующее для передвижения СИМ», а также «опережение пешехода» и «обгон пешехода» — к ним добавят и описание условий для маневрирования.
Пользователей Минтранс хотел обязать проходить освидетельствования на наличие алкоголя в крови во время поездки по запросу инспекторов, а также соблюдать требования ГИБДД об остановке. Актуальную сумму штрафов за нарушения на СИМ (до 1,5 тысячи рублей) эксперты посчитали слишком малой. Физ- и юрлица, по задумке Минтранса, также должны были вносить информацию о своих электросамокатах в специальный федеральный реестр в соответствии с поправками к законам «Об организации дорожного движения» и «О безопасности дорожного движения».
Из других предложенных изменений госоргана можно выделить идею начать учитывать ДТП с участием средств индивидуальной мобильности в Росстате — сейчас статистика аварийности ведётся лишь ГИБДД. Министерство просвещения также должно получить задачу включить обучение базовым правилам использования электросамокатов в школьную программу. Впрочем, о судьбе этих идей Минтранса с осени 2023 года ничего неизвестно.
РАЗВИТИЕ ВЕЛОИНФРАСТРУКТУРЫ
Учитывая серьезное влияние инфраструктуры на аварийность, важно осветить инициативы, касающиеся создания велоинфраструктуры. Так, к июню 2024 года Минстрой, МВД и Минтранс должны будут разработать план по развитию инфраструктуры для средств микромобильности в России. Ведомства установят характеристики инфраструктуры для СИМ, места под её обустройство, параметры определения оптимального количества и плотности.
В дорожной карте также запланировано, что спустя два месяца после разработки этих норм региональные власти утвердят собственные планы по созданию и интеграции инфраструктуры для СИМ в свои транспортные системы. В дальнейшем местные власти должны организовать свои программы по улучшению условий для СИМ.
СТАТИСТИКА ДТП
В отчёте за 9 месяцев 2023 года Госавтоинспекция сообщила, что дорожные службы зарегистрировали 2647 ДТП с участием средств индивидуальной мобильности. По сравнению с тем же периодом прошлого года аварий стало сразу на 215,9% больше.
В 51,8% происшествий СИМ принадлежали хозяйствующим субъектам — к ним обычно относят сервисы краткосрочной аренды. 42% пострадавших составили лица в возрасте до 20 лет, а наибольшее количество пришлось на возраст от 16 до 25 лет — 36,3%. Естественно, что такая статистика вызвала крайне бурные обсуждения в СМИ и госорганах.
Однако эти подсчеты не отражают реальное положение дел по ряду причин:
- Динамика показателей ДТП с участием СИМ рассматривается только в абсолютном выражении без привязки к общему размеру парка СИМ или количеству поездок;
- К СИМ относятся в том числе электрические скутеры и мотоциклы;
- В результате ДТП пострадавшими чаще всего оказывались сами водители СИМ;
- До вступления в силу поправок в ПДД от марта 2023 года ДТП с СИМ без участия машин не учитывали;
- Чаще всего аварии происходили на пересечении транспортных потоков из-за слаборазвитой инфраструктуры для велосипедов и СИМ.
Поездки и флот СИМ растут куда быстрее, чем количество аварий.
С каждым годом на СИМ совершают всё больше поездок: только в Москве число аренд по сравнению с 2022 годом увеличилось в 2,5 раза — с 26,3 до 64 млн. Столичный парк самокатов также вырос в 1,5 раза — с 40 до 60 тысяч единиц.
Всего в РФ количество поездок на СИМ выросло с 103,5 до 211,7 млн. При этом количество страховых случаев среди клиентов сервисов, с которыми работает страховщик (на каждую тысячу поездок), наоборот, уменьшилось за год на 31%. По итогам 2023 года прирост количества поездок оказался в 3,37 раза выше, чем аналогичный показатель по страховым случаям. Доля страховых случаев на тысячу поездок в общем количестве снизилась с 0,036 до 0,025 — с и без того малого показателя до ещё меньших значений.
В частности, в ДТП с автомобилями застрахованные в АльфаСтрахование пользователи СИМ попадали в 2023 не чаще, чем годом ранее, а число их столкновений с пешеходами, в которых был причинен вред здоровью, было и остается на исчезающе малых значениях (около 1 случая на каждые 10 млн поездок, показатель снизился за год на 29%).
Свою статистику по ДТП, основанную на данных об арендованных СИМ, приводят и сервисы кикшеринга. За счёт тщательного контроля за пользователями и своевременной блокировке нарушителей им удаётся свести происшествия к минимуму. Например, по данным Whoosh более 99,9% всех поездок на самокатах сервиса в 2023 году происходили без происшествий, а количество негативных инцидентов на каждую тысячу поездок в этом сезоне снизилось на 20% по сравнению с прошлым годом.
При этом в своих подсчётах Whoosh фиксирует не только столкновения на дороге, но и падения. Около 2/3 зарегистрированных инцидентов Whoosh приходится именно на такие ситуации, не являющиеся ДТП. Они происходят вследствие нескольких причин: несовершенств пешеходной и велоинфраструктуры, потери внимания пользователем самоката, а также нарушений правил ПДД — поездок вдвоем, поездок в состоянии алкогольного опьянения, передачи управления несовершеннолетним.
К СИМ отнесли более мощные скутеры и мотоциклы.
Ещё одну важную проблему со статистикой ДТП подсветил уже упомянутый отчёт ГИБДД. Из-за особенностей новых ПДД к СИМ начали относить не только классические электросамокаты с мощностью до 0,25 кВт, но и, например, куда более мощные скутеры — и даже электрические мотоциклы.
Именно на устройства мощностью от 0,25 до 4 кВт пришлось 30,2% всех ДТП с СИМ, 30,1% пострадавших и более половины (51,6%) погибших. Такие скутеры способны развивать скорость до 50 км/ч, из-за чего они и становятся особенно опасными. Для их использования также не нужны водительские права.
В результате ДТП чаще всего страдают сами пользователи СИМ.
По данным Госавтоинспекции, в результате аварий за 9 месяцев 2023 года погиб 31 человек, 3 из которых были несовершеннолетними в возрасте до 16 лет. Ранения получили 2723 участника ДТП, в числе которых оказалось 919 детей младше 16 лет. По итогам 9 месяцев количество погибших увеличилось на 63,2%, а ранений стало на 213% больше.
При этом 30 человек в момент фатальной аварии сами передвигались на устройстве. 7 ДТП со смертельным исходом произошло в случаях, когда другое ТС совершило наезд на СИМ, которое двигалось в попутном направлении по краю проезжей части. В 6 ситуациях погибшие при столкновении пересекали проезжую часть по пешеходному переходу, не спешившись, а в 5 из них — на запрещающий сигнал светофора. Также были случаи, когда водители не справлялись с управлением, и в результате ДТП погибали только они.
Стереотип о том, что водители самокатов больше всего угрожают жизни пешеходов — сильно преувеличен. Даже с учётом выросшего количества поездок, в этом году лишь 1 погибший в аварии с СИМ был пешеходом.
До марта 2023 года ДТП без участия машин не учитывались.
Ещё одной проблемой стал учёт ДТП: до вступления в силу мартовских изменений столкновение самоката с пешеходом не считалось полноценной аварией. Из-за этого в статистике за 9 месяцев 2023 года ГИБДД показало прирост с учётом происшествий, которые ранее ДТП не считались.
За тяжесть последствий отвечают только два фактора — скорость и масса. Поэтому в категорию СИМ стоит записывать только устройства с максимальной конструктивной скоростью до 25 км/ч и максимальной снаряжённой массой до 35 кг, имеющие одно или несколько колес и любой двигатель для перемещения. Вот такая должна быть формулировка. А все электрические скутеры и мотоциклы регистрировать как обычные ТС и соответственно ужесточать контроль.
Аварии происходят на пересечении транспортных потоков из-за слаборазвитой инфраструктуры.
По данным ГИБДД, наибольшее количество ДТП с участием СИМ за 9 месяцев 2023 года произошло в местах пересечения проезжих частей (33,1%) и на пешеходных перекрестках (37,4%). На тротуарах, пешеходных дорожках и пешеходных зонах было зафиксировано всего 26,1% происшествий. Аварийные ситуации провоцирует слияние потоков разного транспорта в одном месте — когда на дороге оказываются машины, самокаты и пешеходы.
Велодорожки физически отделяют пользователей средств микромобильности от других участников дорожного движения (в первую очередь пешеходов и автомобилистов), велосветофоры управляют трафиком на пересечениях, а размеченные велопереезды повышают внимание водителей и пешеходов к микромобильному транспорту. Эти факторы уменьшают число конфликтных точек на городских улицах и приводят к снижению вероятности аварий
Аварии с участием СИМ также происходят из-за того, что самокаты часто оказываются просто незаметными на дорогах общего пользования. При этом проблема касается не только СИМ, но и уже привычных велосипедов.
Перегоны (отрезки улиц между перекрёстками) — наиболее смертоносные участки улично-дорожной сети. На них приходится всего 32% ДТП с пользователями СИМ, но именно на перегонах погибли 80% от всего количества погибших. Смертельные ДТП с СИМами на перегонах происходят из-за более высокой скорости транспортных средств и от того, что на перегонах, в отличие от перекрёстков, водители меньше ожидают пересечения траекторий с другими участниками движения.
Представители кикшеринга Яндекс Go, в свою очередь, отмечают, что рост парка сервисов аренды пока обгоняет появление новых велодорожек и самокатов. Всё это в будущем может привести к замедлению роста бизнеса, так как количество ТС просто не выдержит инфраструктура. Городам необходимы отдельные дорожки для СИМ или контрастная разметка, которая должна быть доработана совместными усилиями с ДТ / ЦОДД / ГИБДД и другими операторами.
Специалисты компании «STEP. Транспортные решения» проанализировали ситуацию с безопасностью велодвижения на радиальных улицах в центре Москвы на участке между Кремлёвским кольцом и Садовым кольцом за последние три года (2021-2023, так как в 2020 году появилась последняя на данный момент велополоса в этой выборке — на улице Большая Ордынка).
Из анализа были исключены магистральные улицы с более чем 3 полосами в одном направлении. Вероятность ДТП на улицах без велоинфраструктуры оказалась выше на 40% (в среднем 0,24 ДТП на 1 км улицы в год против 0,36 ДТП). Это при том, что улицы с велоинфраструктурой становятся более привлекательными для микромобильных поездок — и разница в вероятности ДТП в пересчёте на одну поездку должна быть ещё существеннее.
С учётом этих факторов можно смело заявить, что утверждения о растущей опасности СИМ являются не более чем преувеличением, основанным на некорректных манипуляциях со статистикой, вырванной из контекста. Количество ДТП растёт вместе с увеличением количества поездок, а на саму аварийность оказывает высокое влияние слаборазвитая инфраструктура.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ КАМПАНИИ И ОБУЧЕНИЕ
В 2023 году кикшеринги при поддержке государственных организаций продолжили рассказывать пользователям сервисов аренды электросамокатов о правилах безопасного передвижения на СИМ. В Москве и регионах проводились регулярные школы вождения для новичков на этом виде ТС, а в общественном транспорте и на улицах распространялась социальная реклама.
Сервисы также запустили отдельные страницы с информацией о новых правилах ПДД на своих сайтах и в мобильных приложениях.
ЯНДЕКС GO
В этом сезоне кикшеринг Яндекс Go запустил Школу вождения для начинающих пользователей СИМ. Занятия проводились в Москве по выходным в июле и августе. Эксперты по безопасности Яндекса рассказывали о новых ПДД для самокатов, а потом предлагали выполнить практические задания: например, проехать через лежачих полицейских или преодолеть «змейку».
Все занятия проходили в защитных шлемах и на специальной огороженной площадке. Посетители Школы, правильно выполнившие все задания могли получить призы от сервиса.
WHOOSH
В августе сервис провёл двухдневную Школу Вождения в Парке Горького. В рамках занятий пользователи могли вместе с тренером разобраться в новых ПДД и аспектах этичного вождения, развить навыки управления самокатом и закрепить знания, проходя полосу препятствий.
В 2023 году Whoosh также организовал серию обучающих лекций о ПДД для СИМ в учебных заведениях Москвы (лицеи при МГУ, МГТУ им. Баумана, МЭИ), Санкт-Петербурга, Сочи, Тулы, Рязани. Школьники и студенты узнали, как правильно управлять электросамокатом и разобрались в правах и обязанностях водителя СИМ.
За всё время существования Школы вождения сервис обучил более 2 млн пользователей — в оффлайн и онлайн форматах. Если говорить только об уроках в реальной жизни, то за 10 месяцев 2023 года в образовательных мероприятиях кикшеринга приняли участие 30 тысяч человек в городах России, Казахстана и Беларуси.
При этом за все время работы проекта Whoosh организовал 70 Школ вождения в 36 городах присутствия сервиса.
Летом 2023 года Whoosh запустил масштабную рекламную кампанию о ПДД для СИМ. Сообщения с правилами транслировались на крупнейших медиафасадах Москвы, Санкт-Петербурга и семи других городов работы сервиса
МТС ЮРЕНТ
Помимо публикации общей информации о правилах ПДД, в 2023 году сервис также провёл летнюю Школу вождения электросамокатов совместно с сетью районных центров «Место встречи». Мероприятия проходили всё лето по четвергам и пятницам, и были предназначены для учащихся старших классов. Из занятий пользователи могли узнать, как ездить безопасно и соблюдать при этом правила «культурного катания» — без «шашечек» и прочих опасных манёвров.
6. РЕГУЛИРОВАНИЕ И ГОРОДСКАЯ СРЕДА
Раздел подготовлен совместно с компанией «STEP. Транспортные решения»
Как показывает статистика ДТП от ГИБДД и сервисов кикшеринга, инфраструктура до сих пор остаётся одним из самых слабых мест в развитии микромобильности в России. Столкновение транспортных потоков провоцирует чуть больше 70% от всех аварий — в основном они происходят в местах пересечения проезжих частей и на пешеходных переходах.
При этом регулирование в этом направлении всё же продвигается. Согласно дорожной карте правительства, к июню 2024 года Минстрой, МВД и Минтранс должны будут разработать комплексный план по развитию инфраструктуры для средств микромобильности в России.
ИНФРАСТРУКТУРА
Все крупные сервисы кикшеринга согласны с тем, что основной проблемой рынка на сегодняшний день является слаборазвитая инфраструктура. Даже в Москве, которая активно развивает это направление, инфраструктуры для СИМ пока недостаточно. Регионам же пока критически не хватает велодорожек и парковок для СИМ.
Как показывают опросы, свыше 80% пользователей СИМ готовы перестать ездить по тротуарам, если в качестве альтернативы появятся выделенные велодорожки. Большинство людей выбирают езду по одному маршруту с пешеходами из-за отсутствия специальной велоинфраструктуры и ради безопасности: почти половина респондентов (45%) уверена, что на проезжей части их может сбить автомобиль.
Сделать поездки на СИМ более безопасными позволит разделение трафика. Как показывает мировая практика, для этого есть несколько основных способов. В городах можно прокладывать как отдельные велодорожки, так и создавать отдельные зоны для СИМ и аналогичных ТС на дорогах общего пользования с помощью контрастной разметки.
Ещё один способ разделить трафик на общих дорогах — это выделение велозон по модели разметки bike box. Она представляет собой участок дороги, выделенный разметкой перед регулируемыми перекрёстками. Во время красного сигнала светофора велосипедисты могут выехать на этот участок и занять место перед автомобилями, чтобы повысить свою заметность и получить преимущество при старте на зелёный свет. При этом водителям обычных машин, мотоциклов и других ТС занимать этот участок запрещено.
К тому же инфраструктура — постоянные и временные велополосы — нужны не только для обычных пользователей СИМ, но и для гораздо более многочисленных групп: курьеров, владельцев частных самокатов. Их число продолжает активно расти, и города должны адаптироваться соответственно.
МОСКВА И МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
Городская политика в 2023 году осталась одним из главных факторов, влияющих на адаптацию СИМ. В Москве с 2019 года действует специальная оферта для операторов кикшеринга. В ней прописаны технические требования к самокатам, ограничения скорости, общие условия использования и правила работы для компаний. Это соглашение постоянно дополняется и пересматривается.
Оферта в Москве сегодня — это договорённость бизнеса и администрации, которая позволяет организовать стабильную работу сервисов, обеспечивает равномерное покрытие районов города, стандарты обслуживания и безопасности. Кикшеринги и город тесно сотрудничают уже не первый год, и продуктивность такого подхода сложно оспорить.
Дептранс Москвы, ЦОДД и связанные организации работают с операторами, чтобы эффективно прокладывать новые велодорожки в местах с высоким спросом на микромобильные поездки, устанавливать парковки и определять проблемные места в развитии сервисов кикшеринга в столице. К сегодняшнему дню длина всех велополос и велодорожек в Москве достигла протяжённости в 512 км, а для велосипедистов и водителей СИМ доступно 150 отдельных светофоров.
Для повышения безопасности поездок в этом сезоне специалисты Дептранса Москвы совместно с операторами ввели 50 новых медленных зон для СИМ у станций МЦД и МЦК, вблизи остановок и метро.
Всего в городе действуют 250 таких зон. Их запускают в местах с оживлённым движением и большим количеством пешеходов: в парках, скверах и жилых кварталах. В таких зонах арендованные самокаты автоматически снижают скорость до 5–15 км/ч.
РЕГИОНЫ
Прошедший год почти не отметился серьёзными конфликтами между арендным бизнесом и местными властями. Операторы продолжают налаживать связи с городскими администрациями, договариваясь о соглашениях по модели оферты, принятых в Москве ещё в 2018 году. Ещё одним важным направлением развития сотрудничества сервисов и населённых пунктов становятся дорожные карты и аналогичные документы.
Как отмечают аналитики компании «STEP. Транспортные решения», 31 из 35 городов России с населением больше 500 тысячи человек уже включили планы по развитию инфраструктуры микромобильности в один или два ключевых стратегических документа пространственного и транспортного планирования — Генеральный план и/или Программу комплексного развития транспортной инфраструктуры. При этом 16 из 35 городов рассматривают микромобильность в обоих документах.
Чем современнее документ, там больше вероятность, что он предусматривает развитие микромобильной инфраструктуры — такая информация содержится в 79% стратегических документах, разработанных после 2017 года.
Существующая тенденция позволяет прогнозировать, что в ближайшее десятилетие подавляющее большинство городов будет иметь планы по развитию инфраструктуры микромобильности. Это хоть и не гарантирует полную реализацию заложенных идей, но явно поспособствует развитию инфраструктуры и интеграции сервисов микромобильности в транспортную систему городов.
За последние несколько лет количество документов с упоминанием инфраструктуры для микромобильности также выросло в разы.
Во многих региональных документах местных администраций развитие велоинфраструктуры рассматривается исключительно в целях развития отдыха и туризма, и проектирование велодорожек предусмотрено только в парках, скверах и на набережных, в том числе вместо зелёных зон и тротуаров, без создания единого городского велокаркаса. Об этом говорит, например, программа комплексного развития транспортной инфраструктуры городского округа Тольятти до 2025 года.
В то же время встречаются и более актуальные городские планы, в которых развитие инфраструктуры обсуждается в контексте экологичности, альтернативы автомобилей для повседневных поездок, повышения эффективности всей транспортной системы, устойчивого развития. В таких документах заложено проектирование велосети на городских улицах — как, например, в аналогичной программе комплексного развития инфраструктуры в Ижевске.
В первую очередь передвижения на велосипеде должны быть безопасными, комфортными, удобными и оптимальными в плане маршрутов. Развитая велосипедная инфраструктура стимулирует спрос на использование велосипеда как альтернативного вида транспорта.
Один из лучших примеров того, как работа с инфраструктурой для СИМ и велосипедов улучшает жизнь всему городу, сегодня показывает Южно-Сахалинск с населением 180 тысяч жителей. С 2019 по 2022 год в городе проложили около 40 км велополос и велодорожек, которые очищаются в том числе зимой. Для поддержки перехода на экологичные виды транспорта местной администрацией несколько раз запускалась программа денежного вознаграждения с помощью лотереи за поездки на велосипеде.
В городе также можно было оставить заявку на бесплатную установку крытых велогаражей во дворе, выбрав один из трёх вариантов конструкции.
Ещё в Южно-Сахалинске внедрили первую в России систему сбора и анализа данных о велопоездках. «Велогород» обновляется ежедневно и показывает экономическую, экологическую статистику эффектов от использования велотранспорта в Южно-Сахалинске, а также статистику по ДТП с участием велосипедистов.
По оценке системы «Велогород», с 2020 года по январь 2024 года жители города сэкономили примерно 15 тонн бензина (АИ-95 при расходе 9 литров на 100 км), 53,5 тонны выбросов CO2 (при выбросах 240 г на 1 км пути) и не только. Суммарный эффект экономии достиг более 19 млн рублей.
МИРОВАЯ ПРАКТИКА
Развитие микромобильности продолжается во всём мире, но не везде оно идёт в позитивном направлении. В 2023 году мы могли наблюдать развитие велоинфраструктуры и цифровых систем по контролю за СИМ почти во всех мировых столицах, кроме Парижа. Обсудим, чем отличаются ситуации в разных странах ЕС, Великобритании и США, вместе со специалистами компании «STEP. Транспортные решения».
Париж, Франция
Одним из самых громких случаев года стал запрет на работу кикшерингов в Париже. Такое решение приняли на референдуме, поучаствовать в котором смогли только 103 тысячи человек из 1,3 млн парижан, зарегистрированных в качестве избирателей — то есть примерно 7,5%. По данным местных властей, 90% голосовавших высказались за полную ликвидацию кикшерингов.
Французский запрет сервисов привёл к активным дискуссиям о будущем кикшерингов в России, а некоторые законодатели даже публично поддержали идею распространения ограничений в стране. Как мы уже разбирали ранее, на практике в России все операторы кикшеринга находятся в диалоге с регуляторами и выступают за развитие нормативного регулирования.
С каждым новым годом работы конфликтов между госорганами и сервисами аренды становится всё меньше, а крупные разбирательства встречаются всё реже и оказываются скорее единичными исключениями. Несмотря на отдельный кейс Парижа, за рубежом сервисы аренды электросамокатов также всё чаще идут навстречу городским администрациям, а те, в свою очередь, активно поддерживают развитие инфраструктуры для велосипедов и СИМ.
Лондон, Великобритания
Основным способом развития велоинфраструктуры является строительство новых велополос, что хорошо показывает пример Лондона, где после пандемии COVID-19 за короткий срок создали более 100 км новых велополос, что привело к увеличению пользователей СИМ на 22%.
При проектировании инфраструктуры в столице Великобритании также учитывают интересы местных жителей на собраниях, аналогичным публичным слушаниям в России, для предотвращения неравенства среди населения и неудобств определённым группам пользователей после реализации проекта.
Нью-Йорк, США
Некоторые города, такие как Нью-Йорк, идут по пути перекрытия улиц для автомобилей, обеспечивая беспрепятственное велосипедное и пешеходное движение. Так они отвечают на повышенную аварийность, преступность и неравенство. В крупнейшем городе США эту программу реализовали на улицах около 100 школ — в том числе в неблагополучных районах, где аварийность была на 43% больше обычного. Ограничение позволило заметно сократить количество ДТП и повысить общий уровень безопасности в таких районах.
Ещё одним ярким примером успешного применения политики закрытых дорог можно назвать 34-ую авеню в Нью-Йорке. Несмотря на то, что местные жители перекрывали проезд для обычного транспорта только с 7 утра до 8 вечера, с 2019 по 2021 год это позволило сократить количество ДТП с 26 до 6 происшествий — их стало сразу на 77% меньше.
Кроме решения описанных проблем, программа перекрытия улиц для автомобилей дала толчок к развитию велосипедного движения в городе.
Северная Европа
Ещё одно важное направление, по которому можно обратить внимание на зарубежный опыт — это методы мониторинга того, как пользователи кикшерингов соблюдают установленные правила дорожного движения.
К примеру, у оператора Voi, функционирующего в городах Северной Европы, работает программа компьютерного зрения, помогающая определять, едет ли самокатчик по тротуару, велодорожке или проезжей части. Программа помогает компании оценить факторы развития проката в том или ином месте. Также компьютерное зрение определяет правильность парковки и стиль езды.
В случае многочисленных нарушений (например, при езде по тротуару вместо велодорожки) система может специально замедлить ход самоката, пока им пользуется один конкретный нарушитель.
Амстердам, Нидерланды
Чтобы легче управлять данными и развитием инфраструктуры, администрации городов разрабатывают специальные платформы — такие как Amsterdam Bike City в столице Нидерландов.
Работа системы сконцентрирована на постоянном улучшении комфорта пользователей СИМ с помощью внедрения ежегодных инноваций, экспериментов, а также разработки программ, ключевой целью которых является обеспечение безопасности велосипедного движения на основе множества типов данных: например, оснащённости велосипедов фарами.
Одни из наиболее популярных мер, внедряемых Амстердамом для повышения удобства и безопасности микромобильности — это установка дополнительных разделительных полос между велосипедными и автомобильными полосами, размещение более заметных бордюров и покраска асфальта.
7. РЫНОК 2023
7.1 ВЫРУЧКА
ОБЪЁМ РЫНКА
В 2023 году объём российского рынка кикшеринга составил 22,3 млрд рублей. По отношению к 2022 году он вырос на 67,5%.
По нашим прогнозам, к 2026 году рынок вырастет до 46,8 млрд рублей. Прирост по отношению к уровню 2023 года составит 110%. Среднегодовой темп прироста в период 2024-2026 гг. будет равен 28,1%.
Рост рынка будет обеспечен не только увеличением флота самокатов, но и ростом числа поездок и объема выручки на одного пользователя.
ФЛОТ
В 2023 году размер флота кикшерингов в России показал рекордные темпы роста и достиг 332,4 тысяч самокатов. Рост по сравнению с 2023 годом составляет 53,4%.
По нашим прогнозам, с 2024 года темпы роста флота самокатов замедлятся под влиянием постепенного насыщения рынка кикшеринга. Среднегодовой темп прироста флота в 2023-2026 гг. составит 15,3%. К 2026 году году флот самокатов вырастет до 510 тыс. Прирост по отношению к уровню 2023 года будет равен 53,4%.
ПРОНИКНОВЕНИЕ В ГОРОДА
В городах присутствия кикшеринга количество самокатов в 2023 году оценивается в 4,4 единиц на 1000 жителей (в 2022 году данный показатель составлял 2,5).
Количество самокатов на 1000 жителей России в 2023 году составило 2,3, в 2022 году — 1,3. По нашим прогнозам, к 2026 году количество самокатов на 1000 жителей РФ вырастет до 3,5.
ПОЛЬЗОВАТЕЛИ
По нашим данным, в России суммарное количество зарегистрированных аккаунтов в 2023 году составило примерно 48,2 млн, превысив показатели 2022 года на 41,8%. При этом количество уникальных пользователей в 2023 году оценивается в 21 млн человек. По сравнению с 2022 годом количество уникальных пользователей выросло на 35,5%.
По нашим прогнозам, к 2026 году кикшерингом будет охвачена вся его потенциальная аудитория в России. Количество уникальных пользователей самокатов составит порядка 35 млн человек.
ПОЕЗДКИ
Всего в 2023 году было 211,7 млн поездок. По отношению к 2022 году рост составил 104,5%. Прирост количества поездок в 2023 году превысил прирост флота самокатов на 31,4%, что говорит о тенденции увеличения числа поездок на одном самокате в день.
В структуре рынка по типу поездок продолжает расти доля транспортного сценария. В 2023 году она составила 85%, а доля рекреационного сценария — 15%. Для сравнения: в 2022 году на долю транспортного сценария пришлось 73%, рекреационного — 27%.
В 2023 году было зафиксировано дальнейшее снижение как продолжительности, так и стоимости одной поездки. Средняя продолжительность поездки в 2023 году составила 15,2 мин (что на -13,5% ниже показателей 2022 года). Средняя стоимость одной поездки в 2023 году составила 105,3 рубля, снизившись на 18,4% по сравнению с 2022 годом.
По нашим прогнозам, к 2026 году количество поездок вырастет до 486 млн. Среднегодовой темп прироста в период с 2024 года по 2026 год будет равен 31,9%. По отношению к уровню 2023 года количество поездок вырастет на 129,6%.
8. ПРОБЛЕМЫ И РИСКИ
РЕГУЛИРОВАНИЕ
Если в предыдущие годы риском для развития кикшеринга была нехватка регулирования и правил, то сейчас ситуация изменилась. В 2023-м в ПДД утверждены необходимые поправки, принимаются и разрабатываются новые нормативные акты, но рынок кикшеринга всё ещё может столкнуться с рядом рисков, касающихся законодательных норм.
В прошедшем году значительно увеличилось количество нормативно-правовых актов, регулирующих СИМ, но ещё достаточно места для «произвола на местах», а также опасности «перерегулирования». Например, в 2023-м Правительством рассматривалась инициатива из Госдумы — присвоить каждому самокату государственный регистрационный номер. Закон не одобрили из-за неучтённых издержек.
Хотя администрации большинства крупных городов и кикшеринги вместе принимают планы по внедрению СИМ в городскую среду, на локальном уровне есть риск, что власти перестараются в ограничениях. Например, в Казани в 2021 году местные власти фактически запретили прокат самокатов на большинстве улиц.
На общем федеральном уровне кикшеринг могут застопорить ужесточённые поправки к ПДД. Допустим, если пользователей самокатов обяжут носить шлемы и защитную экипировку. Тогда операторы будут больше тратить, а люди чаще отказываться от поездок из-за неудобства. Впрочем, эти риски маловероятны: нынешние поправки долго согласовывались с учетом мнения как государственных ведомств, так и представителей кикшерингов.
ТЕХНИКА И ПО
В санкционных условиях кикшеринги опасались, что проблема с поставками самокатов и запчастей полностью парализует бизнес. Но самые плохие прогнозы не сбылись: крупные игроки частично приспособились к новым условиям.
Так, с 2023 года Whoosh производит некоторые детали для электросамокатов самостоятельно в России — это экономит затраты на комплектующие на 20%. Также кикшеринг разрабатывает и тестирует разнообразные технологии, включая «компьютерное зрение» и аккумуляторы собственного производства.
Яндекс Go в конце 2022-го представил собственный самокат, чей корпус первым в мире сделан из магниевого сплава, — за счет этого он легче и долговечнее. Самокат оснащен не только передними, но и задними амортизаторами. За счёт большого дорожного просвета на нём комфортно ехать даже по неровной дороге.
Юрент в 2024 году также выпустил собственный самокат — «Юрент 2.0». Это первый электросамокат с крупноузловой сборкой в России. В ближайшие годы Юрент планирует полностью локализовать его производство. Самокат устойчив и сделан специально для российских дорог: легко преодолевает высокие бордюры, а шины в два раза снижают вибрацию во время движения по неровной поверхности.
Однако риск прекращения поставок и нехватки комплектующих все еще присутствует.
МЕДЛЕННОЕ РАЗВИТИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ
Сейчас кикшеринги активно развиваются за счёт новых городов, но недостаток велоинфраструктуры приводит и к торможению рынка, и к увеличению ДТП. Например, Яндекс отмечает, что за 2023 год 70% аварий с участием СИМ произошло на стыке авто и пешей инфраструктуры. Кикшеринг считает, что в городах необходимы отдельные дорожки для СИМ или контрастная разметка.
На данный момент рост парка кикшерингов обгоняет появление новых велодорожек и парковок, поэтому качественных дорожек для самокатов не хватает. Всё это в будущем может привести к замедлению роста — инфраструктура просто не выдержит наплыв самокатов. Это острая проблема даже не для мегаполисов, а городов с населением от 100 тысяч до 1 млн человек.
ДИНАМИКА РИСКОВ ПРОШЛОГО ГОДА
В 2021 году среди возможных рисков операторы отмечали кадровый голод и негативный информационный фон вокруг электросамокатов. В основном, новости о кикшерингах касались ДТП. Но дефицита кадров не случилось — кикшеринги создают всё больше рабочих мест.
Негатив же вокруг электросамокатов в медиа сохраняется, но значительно снизился, в том числе из-за растущей популярности сервисов.
В 2022 году основные риски были связаны с неясным регулированием и новыми правилами ПДД. В 2023-м с помощью поправок и других инициатив в области регулирования кикшеринга большинство спорных моментов удалось решить. Также в 2022-м был высок риск влияния на рынок со стороны геополитики и санкций. Частично кикшеринги адаптировались, но риск столкнуться с большими проблемами сохраняется.
9. ИСТОРИЧЕСКАЯ РЕТРОСПЕКТИВА
2018 ГОД
В 2018 году каршеринговые компании Делимобиль и YouDrive первыми запустили в России кикшеринг.
Сервис Делисамокат стартовал с флотом в тысячу самокатов в 25 точках выдачи и возврата рядом с метро. У него действовала станционная модель с почасовой и суточной тарификацией (100 рублей в час, 450 рублей в день).
Кикшеринг YouDrive lite за один сезон увеличил количество электросамокатов с 200 до 500 и сообщал о 75 000 аренд за 2018 год. Сервис, в отличие от Делисамоката, работал по бесстанционной модели (аренда завершалась на городских велопарковках) и с поминутной тарификацией (одна минута — 5 рублей).
Делисамокат через год закрылся, а YouDrive lite работает до сих пор под названием lite и предлагает аренду самокатов в 143 городах. Компания больше не часть каршеринга, который теперь называется Ситидрайв.
В августе 2018 года в Розе Хутор основатель ещё одного каршеринга, UrentCar, Андрей Колесник запустил UrentBike — сервис по аренде велосипедов в Анапе и Сочи. Через несколько месяцев в UrentBike для аренды стали доступны и электросамокаты.
2019 ГОД
Запуск первых кикшеринговых компаний не сразу сделал новую индустрию массовой и сверхприбыльной. Но в 2019-м появляются новые игроки, которые меняют ситуацию.
Весной 2019 года в Москве запустился кикшеринг Whoosh с пока ещё скромным предложением для пользователей: около 200 самокатов с тарифом 5 рублей в минуту. Завершать аренду можно было только на велопарковках внутри Бульварного кольца.
Whoosh сразу объявил о привлечении инвестиций в размере миллиона долларов. К концу первого сезона компания закупила тысячу самокатов и ввела гибкое ценообразование. Расширилась зона парковок и поездок в Москве, а также в географии Whoosh появились другие мегаполисы: Санкт-Петербург, Новосибирск и Сочи.
Юрент в 2019 году стал лидером юга России (Сочи, Адлер, Краснодар и курортные города поменьше). Кикшеринг первым из больших игроков предложил арендовывать самокаты со сменной батареей, а его флот расширился до 2500 самокатов и 1500 велосипедов.
2020 ГОД
В 2020-м кикшеринг становится в России заметным и прибыльным явлением: всё больше новых компаний и городов. Так, уже в начале года основатели каршеринга Карусель привлекли 25 миллионов рублей инвестиций на запуск своего кикшеринга.
Лидеры рынка тоже развиваются. В начале июня МТС Юрент открылся в Москве и получил 150 миллионов рублей от основателей сервиса «Сравни Такси» Андрея Азарова и Михаила Гейшерика и частных инвесторов. Парк добрался до отметки в 15 000 самокатов, существенно расширив географию: Московская область, Санкт-Петербург, Казань, Ростов-на-Дону, Воронеж, Белгород и другие города. В августе в приложении агрегатора такси и каршеринга Ситимобил можно было арендовать и самокаты МТС Юрент.
Whoosh в 2020-м также масштабировался и начал работать во многих городах России: Краснодар, Екатеринбург, Тюмень, Уфа, Казань, Тула, Воронеж и Калуга и др. Общий парк компании к концу сезона — 10 тысяч самокатов. По состоянию на 2020 год Whoosh входил в топ-5 шеринг-компаний и являлся самым быстрорастущим шеринг-сервисом в России по версии Smart Ranking
В мае 2020-го в Санкт-Петербурге запустился местный кикшеринг Molnia. Он работал по бесстанционной модели в центре города. Стоимость аренды составляла от 45 рублей за старт + 4 рубля в минуту. В 2023 году сервис закрылся.
2021 ГОД
Индустрия набирает обороты, и настало время первых больших сделок в кикшеринге. Например, Whoosh в феврале завершил инвестиционный раунд на 1,9 млрд рублей и таким образом привлёк около 500 млн рублей от инвестиционного фонда и первое долговое банковское финансирование. В этом году компания запустила подписки с бесплатным стартом и Школу вождения онлайн.
МТС Юрент в свою очередь привлёк 250 млн рублей от фонда Sistema SmartTech. Еще в 2021 году компания получила 400 млн рублей от частных инвесторов и финансирование от структур Сбербанка в виде займов на лизинг для покупки самокатов. Эти средства помогли МТС Юренту расшириться: парк самокатов в 2021-м вырос на 200-230% по сравнению с 2020-м, а количество городов увеличилось с 60 до 90 (с учетом городов-спутников).
Важное событие 2021-го: открытие кикшеринга от Яндекса спустя два года после первых слухов о возможном запуске. Сначала Яндекс Go работал только в центральных районах Москвы, а в октябре его самокаты появились ещё и в Краснодаре. Тарифный план на старте: 6 рублей в минуту + 50 рублей за начало поездки.
Из других событий стоит отметить первую конференцию Ассоциации операторов микромобильности, посвященной отрасли кикшеринга, а также дополнительные меры безопасности в Москве: появились медленные зоны, где скорость электросамокатов автоматически снижается до 5-15 км/ч.
2022 ГОД
В феврале МТС Юрент привлёк более 1,4 млрд рублей инвестиций, став частью экосистемы МТС, при этом оставаясь в сотрудничестве с Ситимобил. Группа МТС как главный инвестор вложила 740 млн рублей, венчурный фонд VEB Ventures Группы ВЭБ.РФ — 650 млн рублей. С 25 марта в подписке МТС Premium доступна скидка на электросамокаты МТС Юрент.
К концу сезона 2022-го МТС Юрент увеличил флот на 42% — до 85 тысяч самокатов. Расширилась и география: 120 городов присутствия — это самая массовая представленность кикшеринга по количеству городов в одной стране в мире. В 2022 году МТС Юрент запустился в большинстве городов Московской области, в городах Сибири и южном регионе. Самые крупные по размеру парка: Москва, города Московской области, Санкт-Петербург, Сочи, Адлер, Краснодар. По итогам сезона 9 млн пользователей зарегистрировались в МТС Юрент и совершили более 30 млн поездок.
Whoosh в 2022-м выбрал иной путь увеличения финансовых возможностей и провёл первый раунд размещения облигаций на Московской бирже на сумму 3,5 млрд рублей. В декабре Whoosh начал торговать акциями, сумев привлечь 2,1 млрд рублей в ходе IPO. Это было первое и единственное IPO в 2022 году на рынке России.
Whoosh также за год заметно увеличил флот — с 45 тысяч до 75 тысяч самокатов в 37 городах России. Кикшеринг был представлен в новых городах: Анапа, Владивосток, Иркутск, Калининград, Кемерово, Липецк, Омск, Оренбург, Тверь, Хабаровск, Чебоксары, Ярославль, также добавились новые локации в Московской и Ленинградской областях.
В июне Whoosh заработал в Казахстане и Беларуси (суммарный парк в постсоветских странах — 82 тысячи самокатов).
За девять месяцев 2022-го 11 млн пользователей 46,6 млн раз воспользовались самокатами Whoosh. Согласно отчёту компании, рост выручки за 9 месяцев 2022 года к 9 месяцам 2021-го составил 70%. Рентабельность по EBITDA за 9 месяцев 2022 года была равна 58%.
Яндекс Go в 2022-м увеличил парк более чем в три раза — с 4-5 тысяч самокатов до 17 тысяч в июне 2022 года. В декабре кикшеринг показал свой электросамокат, став первым оператором в России с самокатом собственной разработки. Также в 2022-м сервис помимо Москвы и Краснодара начал работать ещё в Санкт-Петербурге и Туле.
10. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рынок аренды электросамокатов в России показал уверенный рост к 2022 году в деньгах, флоте, поездках и увеличении пользовательской базы, подтвердив результаты предыдущего исследования.
Мы прогнозируем дальнейший рост рынка и распространение сервисов микромобильности в России.
Потенциал рынка не исчерпан, компании активно привлекают финансирование для увеличения флота и экспансии в 2024 и последующих годах.
На федеральном и региональных уровнях принимаются стратегические и нормативные документы, которые направлены на развитие сервисов микромобильности, их внедрения в транспортную и иные системы города.
Исследование рынка кикшеринга в России подготовлено изданием Трушеринг и исследовательским бюро СРЕЗ.
Над исследованием работали:
- Полина Волкова, главный редактор
- Юрий Николаев, руководитель проекта
- Ирина Горячева, аналитик
- Илья Склюев, автор
- Дмитрий Проскурин, автор
- Ксения Филатова, дизайнер
- Юлия Цай, редактор, корректор
Благодарим за внимание