Мойка и дезинфекция
С самого начала эпидемии в России операторы каршеринга увеличили частоту моек и стали дезинфицировать контактные поверхности, а также проветривать машины.
Несмотря на это, несколько российских городов все равно решили запретить работу каршеринга в первую волну эпидемии. Но так ли опасен каршеринг в условиях пандемии? Мировой опыт показывает, что он точно не опаснее общественного транспорта. Мы провели большое исследование каршеринга в условиях пандемии в мире и пришли к выводу, что ограничения, выдвинутые Россией, были избыточными:
Однако запрет на работу продлился почти два месяца. По возвращении к работе операторы продолжили регулярную дезинфекцию автомобилей.
Запрет на работу
С 3 апреля работу каршеринга запретили в Сочи. С 13 апреля — в Москве и Санкт-Петербурге. С 17 — в Нижегородской области.
В Сочи по сей день действуют ограничения, и арендовать автомобили можно только посуточно. В Москве и Санкт-Петербурге запрет продлился почти два месяца, а в Нижегородской области — около месяца.
Часть операторов выжидала, пока запрет прекратит действовать, но другие искали новые, допустимые в коронавирусных реалиях, модели работы или занимались помощью.
Так, YouDrive первым придумал и запустил услугу доставки, а затем заключил сотрудничество с сервисом доставки продуктов «Самокат».
Делимобиль в ответ на запрет работы запустил b2b-сервис: оператор стал предоставлять свои автомобили с водителям для доставки заказов из магазинов.
Оператор продолжил развивать сервис и после окончания действия запрета: в ноябре Делимобиль заключил партнерство с Lamoda.
Bumerang (на тот момент — Lifcar) также вводил услугу курьерской доставки.
Яндекс.Драйв передал часть своего автопарка и часть заправщиков для участия в социальном проекте «Помощь рядом», а BelkaCar передала 50 автомобилей в штаб проекта «Милосердие».
Помощью занимались не только каршеринги, но и операторы кик- и байкшеринга. Например, Велобайк начал сезон раньше, чем обычно, но до окончания режима самоизоляции сделал свой транспорт доступным только для курьеров и волонтеров. Поездки для них сервис сделал бесплатными. URent также предоставлял бесплатные поездки сотрудникам экстренных служб.
После отмены запрета
Каршерингу вновь разрешили работу, однако пандемия, увы, никуда не делась. И операторы не только подстроились под новые реалии, но и задали новые тренды.
Многие операторы ввели выгодные акционные суточные тарифы, побуждая пользователей арендовать автомобиль на долгий срок, тем самым снижая риск заразиться.
А московские Делимобиль и Яндекс.Драйв пошли дальше. Делимобиль организовал для своих пользователей кинотеатр под открытым небом в формате drive-in. Стоимость аренды автомобилей на время кинопросмотра была снижена, а еще во время каждого сеанса в кинотеатре проводился розыгрыш призов.
Кроме того, Делимобиль провел музыкальный фестиваль DELI MUSIC DAY — также в формате drive-in. Оператор также разыгрывал билеты на него и бесплатную поездку в Москву с проживанием в гостинице среди пользователей из других городов.
Яндекс.Драйв совместно с Дептрансом также открыл летний drive-in кинотеатр, причем в него могли приехать все желающие, а не только пользователи оператора. На показах в кинотеатре Яндекса также пролились розыгрыши призов.
В итоге
Несмотря на длительный запрет, во время которого компании большой четверки теряли от 10 до 25 миллионов рублей в день только на лизинге, и на то, что пандемия не закончилась с окончанием действия запрета, каршеринг остался на плаву. Более того, вопреки всем сложностям операторы смогли найти новые модели работы, часть из которых оказалась удачной и для «мирного» времени.