Кто делал отчет?
UBS Evidence Lab — аналитическое подразделение крупного швейцарского финансового холдинга UBS Group AG. UBS проводит количественные исследования рынков, анализ цифрового следа, занимается наукой о данных и статистическим моделированием.
UBS постоянно проводит исследования по разным темам, о которых потом пишут СМИ. Вот, например, про социальные сети, продуктовых ретейлеров и мобильный интернет. На аналитиков компании ссылаются авторитетные издания вроде «Ведомостей» и РБК.
В отчете про российский каршеринг UBS, в первую очередь, исследует развитие Яндекс.Драйва. Мы не публикуем ссылку на полную версию отчета, потому что его нет в публичном доступе. Но текст отчета есть в распоряжении нашей редакции.
Как поменяется российский каршеринг?
У российского каршеринга достаточно возможностей для сильного роста в ближайшем будущем. Москва — второй в мире город по количеству каршеринговых машин (около 17,5 тысяч автомобилей, на первом месте — Токио, там 19,8 тысяч машин), но в регионах каршеринг представлен очень скромно. Поэтому, по мнению аналитиков, спрос на услугу до сих пор остается неудовлетворенным. По информации UBS, автопарк каршеринга в России составляет всего 0,1% от общего количества частных автомобилей.
Основываясь на примерах других стран и нынешних темпах развития каршеринга, аналитики UBS предполагают, что российский рынок будет расти быстрее по сравнению с мировым, но основную часть автопарка по-прежнему будут составлять московские автомобили (39 тысяч в Москве против 22 тысяч в регионах к 2025 году). Темпы роста при этом будут быстрее у регионов.
Средняя длина поездки снизится с текущих 40 минут до 30 минут из-за более широкого использования и большего количества доступных автомобилей. Количество поездок на автомобиль в сутки вырастет до 10-12. Будут расти и цены за поездку. По прогнозам аналитиков — на 8% в год.
Основные причины использования каршеринга:
- проблемы, связанные с содержанием личного автомобиля
- экономия
- удобство использования
- ускорение дорожного трафика
- бесплатная или дешевая парковка
- возможность не платить за топливо, страховку, обслуживание или лизинг
Что россияне думают о каршеринге?
25% российских респондентов готовы использовать каршеринг (17% заявили, что это «довольно вероятно» и 8% — «скорее всего»). При этом на других развитых рынках каршеринга склонность людей пользоваться им была ниже, чем в России. Например, в США 84% респондентов заявили, что вряд ли воспользуются каршерингом, в Великобритании процент «отказников» составил 80%, во Франции – 77, а в Японии – 71%.
Россияне предпочитают пользоваться такси или каршерингом в основном при поездках на вечерние мероприятия или в/из аэропортов, но предпочтение чаще отдается такси.
Основной процент респондентов, отметивших, что «очень вероятно» или «скорее всего» воспользуются каршерингом составляют люди в возрасте 18-34 лет. Люди в возрасте 45 лет и старше скептически относятся к каршерингу (48% «маловероятных» и только 24% «вероятных» ответов).
Самые популярные причины отказа от каршеринга это: наличие собственного автомобиля (18% респондентов), более высокий уровень контроля (13%), хороший общественный транспорт (10%).
Среди тех, кто не пользуется шерингом, половина респондентов готова начать использовать Яндекс.Драйв, а другая половина предпочтет другой сервис или еще не приняла решение. Среди тех, кто уже пользуется ride-on-demand сервисами (транспортом по вызову, например, такси или райдшерингом), 47% готовы начать использовать Яндекс.Драйв.
И владельцы (46%) и не-владельцы (52%) автомобилей, как правило, выбирают Яндекс.Драйв, оставляя ближайших конкурентов далеко позади.
Текущие доходы и расходы Яндекса
4 важных цифры по Яндекс.Драйву из отчета UBS:
- Выручка с одной машины в час составляет 300 рублей.
- Расходы на топливо составляют 48% выручки.
- Расходы на лизинг составляют 50% выручки.
- На данный момент бизнес убыточен. Убыток по EBITDA (то есть, по прибыли до вычета процентов, налогов и амортизации) составляет 0,9 миллиарда рублей. Но аналитики предполагают, что в 2021 году Яндекс.Драйв достигнет безубыточности.
Каким станет Яндекс.Драйв к 2025 году?
Яндекс.Драйв – уже лидер, но должен укреплять свою позицию. Общий автопарк каршеринга в стране составит 61 тысячу автомобилей, а объем рынка вырастет до 102 миллиардов рублей против 7,4 миллиардов в 2018. По оценкам UBS, текущая доля рынка у Яндекс.Драйва – 32% (2,3 миллиарда рублей в 2018 году). Ожидается, что к 2025 году она составит 65% (около 68 миллиардов).
Автопарк Яндекс.Драйва составит 36 тысяч машин. Доходы будут расти в среднем на 62% в год, при том, что в прогнозе UBS не учтены возможная международная экспансия, запуск фургонов, синергия Яндекс.Авто и Яндекс.Драйва и скидки, доступные при использовании Яндекс.Плюса.
Выручка в час составит 650 рублей.
Возможные сценарии развития
Аналитики предлагают четыре варианта будущего компании.
1. «Новая эра каршеринга»
Этот сценарий предполагает большой рост популярности каршеринга, значительный размер автопарка и способность удовлетворить спрос. При этом рост автопарка в Москве и регионах ускорится, а количество поездок на автомобиль в сутки повысится. При таком сценарии рыночная стоимость каршеринга составит 90-110 миллиардов рублей, а выручка Яндекс.Драйва – 55-65 миллиардов.
2. «Предложение превышает спрос»
Этот сценарий предусматривает скромный спрос на каршеринг. Сценарий не будет плохим ни для рынка в целом, ни для Яндекс.Драйва в частности, потому что ситуация может быть смягчена маркетинговыми кампаниями и снижением цен. Такое развитие событий предполагает интенсивное расширение автопарка, но более скромный рост количества поездок на машину в сутки. По оценкам аналитиков, в таком случае объем рынка составит 70-85 миллиардов рублей, а выручка Яндекс.Драйва – около 40-45 миллиардов.
3. «Неудовлетворенный спрос»
При этом сценарии неожиданно высокий спрос на услуги каршеринга приведет к ситуации, в которой компаниям не хватит возможностей логистики и грамотной стратегии управления автопарком. Это ограничит рост рынка, но не будет значительно хуже других вариантов. Объем рынка составит 65-75 миллиардов рублей, выручка Яндекс.Драйва – 35-45 миллиардов.
4. «Неудача»
Недостаточный спрос на каршеринг, отсутствие ускоренного расширения автопарка и развития стратегий управления. Распространение автомобилей и количество поездок в сутки остается низким, в результате чего объем рынка составит 60 миллиардов рублей, а доход Яндекс.Драйва – 20-30 миллиардов.
Четыре точки роста Яндекс.Драйва
- Яндекс.Авто — большое преимущество Яндекса перед другими каршерингами. Система установлена в большинстве автомобилей компании.
- Грузовой каршеринг. Эта ниша также может стать залогом успеха, потому что целевая аудитория у нее сильно отличается от тех, кто сейчас пользуется каршерингом.
- Международная экспансия – также предполагаемый фактор будущего успеха. Поскольку Яндекс.Такси присутствует в Армении, Беларуси, Грузии, Казахстане, Кыргызстане, Латвии, Молдове, Узбекистане и Эстонии, а недавно появилось под брендом Yango в Финляндии и Кот-д’Иввуаре, не исключено, что каршеринг также не останется только в России.
- Беспилотники. Учитывая ведущую позицию Яндекса на российском рынке такси и тот факт, что каршеринг дешевле такси, аналитики предполагают, что каршеринг поглотит такси и сольется с ним при достижении должного уровня беспилотных технологий.