Наш канал в Телеграм

Яндекс – об испытаниях на CES: «Без человека в водительском кресле не ездит никто. А мы начали»

Артем Фокин, директор по развитию бизнеса беспилотных автомобилей Яндекса, рассказал о тестировании беспилотника в Лас-Вегасе.

Яндекс провел испытания беспилотного автомобиля на выставке потребительской электроники CES (США, Лас-Вегас). Тестирование проходило в начале января, автомобиль самостоятельно передвигался по дорогам общего пользования. Особенностью этих тестов было то, что инженер-испытатель находился в пассажирском кресле, а не в водительском.

О получении лицензии на тестирование

Идею показать беспилотный автомобиль на выставке CES в Лас-Вегасе мы вынашивали давно. После того как запустились Иннополис и Сколково, стало понятно, что это наш следующий шаг.

Оказалось, что разрешение на то, чтобы ездить в Неваде по дорогам общего пользования, получить чрезвычайно просто. Этот процесс называется self-certification — если компания готова гарантировать, что все будет хорошо, ей выдадут разрешение без лишних вопросов. В этом кардинальное отличие американского подхода от российского.

О сборке беспилотника в Лас-Вегасе

Мы решили купить машину в США и собрать ее там. Что такое «собрать машину»? Мы покупаем обычный автомобиль и на его базе делаем беспилотник. Для этого машина оборудуется сенсорами (лидарами, камерами и радарами), которые собирают информацию об окружающей обстановке; вычислительным модулем, между всем этим прокладывается проводка и так далее.

Читать также: Яндексу разрешили тестировать беспилотные автомобили в Израиле

Мы купили в США американскую версию Toyota Prius и часть оборудования. При этом в России мы тоже купили аналогичный автомобиль. Американская и европейская модели Prius (с которыми мы работали раньше) немного различаются, но нам, как космонавтам на орбите, нужно было смоделировать максимально похожую обстановку в Москве на случай, если в Лас-Вегасе что-то пойдет не так.

Однако все прошло хорошо, сборка заняла рекордные сроки – через две недели беспилотник был готов.

О подготовке маршрута для беспилотника

Еще две недели ушло на то, чтобы составить карту окружающей местности и подготовить маршрут. Когда мы собрали машину, команда по обработке дорожной ситуации начала учить автомобиль вести себя в Неваде. То есть машина сначала собирает данные о том, что находится вокруг, а потом разбирается, как в этой обстановке действовать. Дороги в Неваде отличаются от российских. Там значительно больше стоп-знаков, другие сигналы светофоров. Эти и другие расхождения в правилах дорожного движения нужно было учесть.

Читать также: Весной 2019 года на российских дорогах появятся первые беспилотники

При этом ребята говорили, что с задачей проще, чем Лас-Вегас, они еще не сталкивались. Несмотря на то, что машин там сильно больше, чем в Сколково или Иннополисе, сама организация дорог делает вождение очень комфортным. Специально выделенные полосы под любой поворот или маневр, логичное устройство проезжей части. Да и погодные условия тоже неплохие.

О первых испытаниях

Наш беспилотник стартовал от отеля Hard Rock на Paradise Road – там была переговорная комната команды. Задачи охватить большую территорию не было, нужно было показать, что умеет наша машина: маршрут включал в себя повороты направо и налево, пешеходные переходы и светофоры.

Когда мы составили маршрут, то поняли, что можем смело пересадить инженера-испытателя с водительского кресла на пассажирское – выданное нам разрешение это позволяло.

Обычная поездка проходила так: спереди в пассажирском кресле сидел инженер, а сзади, например, журналист. Инженер нажимает на кнопку запуска — и все, больше мы ничего не делаем. Автомобиль катается примерно 15 минут и возвращается на парковку. Мы проезжали перекрестки, пропускали пешеходов, перестраивались. Журналисты и блогеры, которые сидели в салонах разных беспилотников, отмечали, что по сравнению с другими, наш едет особенно уверенно. Если закрыть глаза, никогда не догадаешься, что за рулем нет человека.

Читайте также: Блогер протестировал беспилотник Яндекса в Лас-Вегасе и снял об этом видео

Запись на тестовые заезды была открытой. Но ее пришлось быстро закрыть – желающих оказалось очень много. Наш календарь был забит полностью: мы собирались катать с 10 до 16 часов, а в итоге в дни работы выставки беспилотник работал с 8 до 18.

Об итогах испытаний на CES

То, что мы так удачно выступили на CES ограниченной командой, с небольшими ресурсами и всего одной машиной, впечатлило всех. Без человека в водительском кресле в Неваде и за ее пределами сейчас не ездит никто из компаний-разработчиков беспилотных автомобилей. А мы начали, и это было удивительно. Мы показали, что технология, которую мы разработали в России, с минимальными доработками применима и в других странах.

Правила сообщества
  • будьте вежливы, уважайте участников;
  • старайтесь оставлять информативные, полезные и интересные комментарии;
  • соблюдайте действующее законодательство;
  • мы не приветствуем размещение промокодов и рекламы;
  • вы тоже можете стать автором или участником проекта и продвигать свои промокоды;