Поддержи Трушеринг, стань нашим патроном на Patreon!

История провала: Как закрывались каршеринги

Каршеровод Павел Новоселов вспоминает, чем радовали и огорчали закрывшиеся каршеринги и что стало причиной их неудачи.

Казалось бы, совсем еще вчера, а именно в конце 2018 года в России существовало более 20 операторов каршеринга, бока новеньких авто блистали различными логотипами в сочетании с оранжевой ливреей, а у некоторых пользователей даже на отдельном экране не умещались все иконки соответствующих приложений. Что могло пойти не так? В моей статье мы вспоминаем закрывшиеся компании и попытаемся проанализировать, почему же все закончилось.

Если у вас возник вопрос к хронологии событий, то я упорядочил компании в порядке их закрытия.

EasyRide

18.09.2017 – 19.11.2018 (1 год 2 месяца)

Довольно интересная компания, появившаяся еще в сентябре 2017-го, стала седьмым по счету каршерингом в Москве. Грандиозная презентация, личное присутствие одного из акционеров компании – Паоло Берлускони (родного брата знаменитого политика), а также выход на линию 120 новых Renault Kaptur омрачили только пасмурная погода и ценник в 12 руб/мин в движении и 6 руб/мин за ожидание – просто форменный грабеж. Правда, практически через несколько дней ценник на парковку был пересмотрен на 3 руб/мин. Однако даже при таких раскладах предложение было весьма дорогим, ведь по этой цене можно было взять, к примеру, X-Trail или BMW у YouDrive – то есть заведомо более дорогие машины. При этом основной конкурент Делимобиль на тот момент радовал Солярисами за 7 руб/мин, а вскоре добавил и Каптюры в тот же прайс, что на корню убило привлекательность ИзиРайд. Тем более требования к водителю были абсолютно типичными: 21/2.

Опомнились в руководстве компании только через полгода, снизив цену за минуту до 9 рублей. Примерно в те же времена отгремела акция от самого распространенного на тот момент оператора под названием «3 рубля, и я твоя», Каптюры Энитайма катались по более привлекательным тарифам без внешней оклейки, поэтому EasyRide снова достались одни объедки: смысл пользоваться таким дорогим оператором, когда под рукой есть более доступные авто, в том числе Kaptur, в гораздо большем количестве?

Наконец, в сентябре произошло очередное изменение цен, после чего мы увидели вполне приемлемые 7 руб/мин. Также машины отображались в приложении YouDrive в рамках партнерской программы pool.start, но было уже слишком поздно.

В середине ноября 2018-го машины внезапно пропали с карты приложения, а вскоре появились в отделе автомобилей с пробегом у одного столичного автодилера. На прямые вопросы руководители EasyRide говорили, что возникли недоразумения и машины снова вернутся на линию. Однако 19.11.2018 они поменяли свою точку зрения, сообщив о закрытии компании.

Подводя итоги, хочу перечислить плюсы и минусы, а также сделать вывод.

+
Включенное в стоимость полное КАСКО
Новая модель и новый класс авто в каршеринге на момент выхода
Небазовая комплектация Каптюров: круиз-контроль, кожаный руль, подлокотник водителя
Интеграция в приложение YouDrive
Наличие реферальных кодов и прочих бонусов


Совершенно неправильная ценовая политика
Отсутствие разнообразия моделей автопарка
Отсутствие топливных карт и необходимость заправляться самостоятельно
Малое количество автомобилей
Отсутствие контроля за состоянием авто (по словам пользователей)

Вывод:
EasyRide начал с очень высоких расценок, что изначально его и сгубило. Возможно, гибкая ценовая политика на первых порах помогла бы стать компании более популярной, а разнообразие автопарка хоть что-то противопоставило бы более низким ценам у конкурентов, но увы. Для совсем молодых водителей также существовал порог.

Carlion

20.11.2017 — 26.02.2019 (1 год 3 месяца)

Данный каршеринг стал одиннадцатым по счёту в Москве, появившись осенью 2017-го. Заявили, что на старте они выпускают Hyundai Solaris II (новая на тот момент модель) и Mercedes-Benz E220d, стартовая цена на Солярис — 8 руб/мин. Изначально вывели 10 новеньких Хендэ, в будущем пообещали нарастить парк до 200 автомобилей.

Чем же запомнился Карлион? Ну, во-первых, это были новые на тот момент модели Solaris второго поколения. Комплектация стандартная, однако все машины были оснащены мультимедиа-системой на Android с навигатором и, в качестве бонуса, камерой заднего вида. Конечно же, большой вопрос, что лучше — камера или парктроник, но все же это лучше, чем ничего.

А потом… было затишье. В редкие дни машины попадались под рукой, даже самые лояльные арендаторы пользовались сервисом далеко не в первую очередь. Конечно же, причина была в основном только в одном — крайне маленьком автопарке на такой большой город. Учитывая комментарии и отзывы, в остальном народ был доволен.

В середине 2019-го оператор немного оживился, добавив около 30 черных Kia Rio, нарастив количество машин до 43. Далее был введен тариф «Антипробка», который позволял тратить всего 3 руб/мин и 5 руб. за каждый пройденный километр. Для вечерних пробок — то, что надо! Да и стандартный ценник в 6,8 руб/мин тоже не мог не радовать.

Приятные опции? Да, но было слишком поздно, увы. Составлять конкуренцию с таким мизерным автопарком некому, а более выгодных предложений — просто масса.

Скромной надписью «CLOSED» в своем паблике компания объявила о закрытии проекта 26.02.2019 года, практически год назад.

+
Клиентоориентированный сервис
Мультимедиа в автомобилях
«Километражный» тариф
Невысокая стоимость суточной аренды


Практически НИКАКОЙ автопарк по своим масштабам

Вывод:
Играть на столь серьезном и многочисленном рынке нужно гораздо большими активами и инвестициями, иначе вас просто сомнут и не заметят. Исключение — нишевые сервисы (Voron, например), но КарЛион таким не являлся

TimCar

22.01.2018 — 04.2019 (примерно 1 год 3 месяца)

Данный оператор запустился в Москве в январе 2018 года и стал тринадцатым по счету. Народ весьма позитивно отреагировал на открытие ТимКара во многом благодаря низким расценкам. Автопарк на тот момент – Renault Logan и Sandero, простые и вместительные автомобили, причем далеко не в самых базовых версиях. Машины поголовно были оснащены полным эл. пакетом, кожаными рулями и круиз-контролем, а некоторые щеголяли даже климатом. При цене в 7 руб/мин и КАСКО с франшизой 20 000 руб. новоявленный каршеринг отлично воткнулся в рынок, с ходу навязав серьезную конкуренцию LifCar и CAR4YOU. Отметим весьма приятные требования к водителю – 20/1, а впоследствии и вовсе 18/0.

В целом можно было бы охарактеризовать ТимКар как весьма позитивную и интересную компанию, были многочисленные акции и скидки, реферальные коды «Пригласи друга», хорошие ценники на 23 февраля и 8 марта, а также программу лояльности для постоянных клиентов.

Летом оператор несколько раз пополнял автопарк новыми Nissan Almere и Sandero Stepway, а также по партнерству с «Нашим каршерингом» вывел в свое приложение несколько Lada Largus. Также несколько раз серьезно увеличивалась площадь завершения аренды, вылезая за пределы МКАД. А апогеем развития ТимКара, конечно же, стоит признать открытие франшизы в Казани с небольшим парком Datsun On-Do — впервые для этого региона.

Признаки скорой кончины появились достаточно неожиданно – в феврале 2019-го сначала стали сокращаться зоны, а затем и сам автопарк. Также было объявлено о прекращении работы в Казани. Большинство пользователей стали волноваться за столь уже устойчиво стоящую на ногах компанию, тем более их офис не давал никаких ответов. И затем, пока оставшиеся пользователи отчаянно откатывали бонусы на 2-3 свободных машинах, началась волна денежных списаний с некоторых пользователей сервиса. У кого списали 500, у кого — 1000 рублей, что, с одной стороны, многое объясняло, а с другой — показало компанию с очень плохой стороны. Уже потом последовали комментарии, что списания были штрафами за оставление машин после аренды с практически пустыми баками, однако, по свидетельствам «жертв», если даже такое и могло произойти, то явно не пару дней назад.

P. S. Через некоторое время где-то на трассе был замечен автовоз с бывшими авто TimCar, расклеенными под машины такси…

+
Разнообразный и доступный автопарк
Низкая стоимость аренды
Хорошая бонусная система
Гибкая система скидок, постоянные акции
Большая площадь охвата Москвы и области
Достойная комплектация для Renault


Отсутствие разнообразия классов авто
ВНЕЗАПНЫЕ СПИСАНИЯ С КАРТ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Вывод:
Компания не выдержала конкуренции от крупных игроков рынка, но вместо того, чтобы искать инвесторов и возможности развития, руководство решило сделать финальный «плевок» в своих пользователей, полностью наплевав на репутацию бренда.

Наш каршеринг

21.05.2018 — неизвестно, примерно 05.2019 (чуть меньше года)

«Наш» позиционировался как областной каршеринг и удовлетворял спрос у жителей Москвы и некоторых городов Московской области: Зеленограда, Химок, Королёва, Мытищ, Пушкино, Реутова и Люберец. Строго судить этого оператора не будем, поскольку запускаться за пределами мегаполиса — это уже риск. Плюс к этому, автопарк был хорошо ориентирован на коммерческие нужды — представлен он был автомобилями Lada Largus — пассажирскими (5 и 7 мест!) и грузовыми, на единственно возможно механической коробке. Конечно, идея была отличная, да и конкурентов на тот момент особо не было, Яндекс еще не успел запустить свои фургоны…

Также была интеграция в приложение другого областного каршеринга ZvezdaCar, достаточно приятные, в том числе и суточные, тарифы (7 руб/мин и 2400 руб.) и даже введение в парк Nissan Teana в последнем кузове — однако, по всей видимости, компания не выдержала конкуренции с более крупными игроками

+
Грузовые авто
7-местные авто
Присутствие в области и в городе
Привлекательный для такого класса ценник


Отсутствие разнообразия парка
Очень малочисленный парк

Вывод:
Как мы и убедились, выходить на этот рынок нужно совсем в других масштабах. Возможно, какое-то время компания уверенно держалась за счет своей «нишевости», однако приход коммерческих авто Яндекса и активная экспансия крупнейших компаний в Московскую область свели успех «Нашего» на нет.

Car5

31.12.2015 — 01.10.2019 (3 года 9 месяцев, деятельность приостановлена)

Данная компания стоит немного особняком, поскольку официально не объявляла о закрытии, а только лишь о приостановке своей деятельности. Также немногие знают, что изначально этот каршеринг является подразделением компании по прокату автомобилей А Аренда Авто, которая действует в нескольких городах России, являясь одним из крупнейших федеральных прокатов. Данную тему затрагивать в этой статье не буду, однако я не раз обращался к ним и как клиент остался очень доволен.

В целом начиналось всё отлично, одна из самых доступных цен на рынке за автомобиль Datsun On-Do составляла 6 руб в минуту, также предлагались Volkswagen Polo и Хендай Солярис по 8 руб/мин, что на тот момент было также в рынке. В Новосибирске успели засветиться кроссоверы Hyundai Creta и и Nissan X-trail, но предложенные по часовым и суточным тарифам. Вишенкой на торте был Hyundai Genesis 3.0, видимо, в качестве эксперимента снятый с обычного проката.

Однако уже первые пользователи заявляли о многочисленных проблемах, с которыми столкнулись при использовании данного сервиса. Во-первых, машины не были оснащены топливными картами, заправку при низком уровне топлива приходилось осуществлять за собственные средства. И минус был не в этом, а в том, что компания очень долго и муторно возвращала клиентам потраченные из их собственного кармана деньги, даже несмотря на то, что падали они на счёт в виде бонусов. Во-вторых, все мы помним историю с Datsun Mi-Do, который заглох во дворе дома в спальном районе Москвы и простоял в таком виде более недели. И причём случай этот был не единичный, что показывает отношение к сервису самих инвесторов и подает дурной пример неаккуратным клиентам.

Также название Car5 все помнят по скандалу, когда пользователи выяснили, что при неудачной попытке списать денежные средства с карты пользователя, осуществляющего на тот момент аренду, оператор принудительно глушит двигатель автомобиля, неважно, где он находится. И не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы понять, чем это чревато, особенно если автомобиль остановится на МКАДе, например.

В итоге спустя некоторое время о состоянии компании все говорило состояние самих автомобилей. Треснутые и отколотые бамперы, вмятины на кузове, грязные салоны, испорченная обивка, слово из трёх букв, нацарапанное на дисплее магнитолы, которое я, наверное, запомню ещё очень-очень надолго. Соответственно, с приходом акции Делимобиля, которая «3 рубля, и…» наличие еще парочки дешёвых каршерингов судьба Кар5 была предрешена. Сначала оператор ушёл из Санкт-Петербурга, в котором, к слову, у него было от силы 7-8 автомобилей Renault Sandero Stepway. Хотя иногда ещё мелькал Genesis — правда, только в суточном тарифе. Ещё долгое время, наверное, вплоть до начала 2019 года, пару машин можно было наблюдать в Москве, естественно, с пустыми баками. Судя по фотографиям, которые попадались в чате каршероводов, их состояние было куда хуже машин такси, прошедших по 300 000 км в московских пробках.

+
Охват пяти городов
Низкая стоимость аренды (на Datsun)
Интересные часовые и суточные тарифы
Наличие бизнес-класса (Genesis)


Халатное отношение к автомобилям от самого оператора
Отсутствие топливных карт и пустые баки
Отвратительно работающая клиентская поддержка
Малое количество автомобилей

Вывод:
Плохая реализация идеи, равнодушие руководства к проекту и пример безответственного отношения к автомобилям привели к неминуемому краху компании.

CAR4YOU

07.11.2017 — 17.12.2019 (2 года 1 месяц)

Поприветствуем канувший в Лету десятый московский каршеринг! И последним на данный момент был КарФоЮ. Car4You сразу занял нишу каршерингов для начинающих водителей и предложил уникальные условия по доступу к сервису: от 18 лет и с нулевым стажем, что, конечно же, открыло компании большие возможности в плане расширения аудитории. Причём даже ценник 8 руб/мин не сказать чтобы был слишком высоким.

Из ближайших конкурентов можно отметить только Lifcar, у которого всё равно на тот момент был год требования к стажу и 19-летний порог по возрасту, даже при этих условиях стоимость было 10 руб. в минуту.

Автопарк компании был и оставался достаточно скудным, потому что основу составляли автомобили Renault Logan. Причём комплектация актив, чаще всего попадавшаяся пользователям, не предлагала даже электрорегулировки и обогрева боковых зеркал, уже не говоря о том, что каршеринг забыл дооснастить её парктроником, который так актуален для неопытных водителей.

Затем стали появляться история о неправомерных списаниях со стороны компании за несуществующие повреждения, одну из таких историй мы уже публиковали на нашем портале. Оставим эти моменты на совести сторон, однако осадок, конечно же, никуда не делся. Также после этого не раз встречались отзывы о некорректной работе поддержки, а также сбоях в работе приложения.

А тем временем и конкуренты в лице Карусели и Lifcar уже смогли предложить аналогичные условия для регистрации совсем юных и неопытных водителей, что нанесло значительный удар по немногочисленной аудитории пользователей. Вместо того, чтобы предложить достойную конкуренцию, компания просто подняла ценник до 9,9 руб в минуту на стандартном тарифе. Менее чем через полгода CAR4YOU объявили о своем закрытии.

+
Низкий входной порог для пользователей
Гуманный тариф на старте
Наличие топливной карьы и проводов для зарядки


Бедная комплектация автомобилей
Отсутствие парктроника
Некорректная работа приложения и службы поддержки
Много негативных историй, связанных с использованием автомобиля
Слишком высокий тариф в последние месяцы работы

Вывод:
Испортить себе репутацию достаточно просто, вернуть ее практически невозможно. Из-за неправильного поведения в спорных ситуациях, постоянных проблем с информационно-техническим обеспечением компания вырыла себе могилу, даже несмотря на хороший — в теории — бизнес-план.

P. S. Единственный каршеринг, который меня не одобрил (28/9 на момент регистрации)

Также хотел бы и упомянуть Colesa, но наш многоуважаемый Леха Швепс уже довольно досконально разобрал ситуацию с этим долгоиграющим питерским каршерингом, который хоть и приостановил деятельность, но, возможно, еще сможет вернуться, тем более с репутацией у них порядок.

Хотелось бы также отметить CheryDrive и LifanDrive, которые я не буду рассматривать как отдельные сервисы, потому что оба были настроены под работу на партнерской платформе pool.start от YouDrive и, по моему мнению, самостоятельными каршерингами не являются. Причиной же их закрытия я считаю непопулярность китайских марок в принципе, что было подкреплено абсолютной монобрендовостью (Chery Tiggo2 и Lifan X60 соответственно), а также высокой ценой аренды для таких авто.

Подытожим, пожалуй. Основной причиной закрытия сервисов, перечисленных в моей статье, была конкуренция, особенно с тремя конкурентами рынка, а также малый по размерам автопарк. Усугубил ситуацию Яндекс.Драйв, активно демпинговавший и расширяющийся, что в свою очередь заставило пересмотреть ценники Делимобиль, а вскоре и БелкаКар. Введение динамических тарифов, скидок, а также большое распространение компаний-гигантов предрешило судьбу многих небольших каршерингов.

Помимо прочего, отдельно стоит отметить YouDrive. В какой-то момент, понимая, что в будущем конкуренция будет ожесточенной, они предложили уникальную площадку pool.start, которая позволила другим брендом работать в коллаборации с ЮДрайв, но сохраняя свое имя и бренд. Таким образом, имея в партнерах Carenda, MatreshCar, CarSmile (в свое время еще и Colesa, TimCar и CheryDrive), эта компания смогла войти в четверку крупнейших и удержать позиции на рынке. А все потому, что не смирилась с ситуацией, отчаянно повышая цены и откровенно забивая на свой автопарк, а стала искать пути развития и процветания. Если не брать в расчет Яндекс.Драйв, то в городе на Неве именно у ЮДрайва самая сильная позиция, то же самое можно сказать и про Екатеринбург и Сочинский регион.

Поэтому если вы каршеринг и размышляете о приостановке деятельности, то, прошу вас, не делайте опрометчивых поступков типа внезапного повышения цен или массовых списаний за «какие-то там штрафы», а подумайте о репутации компании и о том, какие выходы у вас есть.

Промокоды автора, которые дадут бонусы вам и помогут сказать автору «спасибо» =)

  • промокод Яндекс.Драйв — refvKk8u4 (скидка 50% на первую поездку по тарифу "Фикс")
  • промокод Делимобиль — 79818885080 (400 руб. на счет)
  • промокод BelkaCar — SVNW4261 (300 руб. на счет)
  • промокод YouDrive – SqllFt (скидка 50% на первую поездку)
  • промокод Rentmee – НА885080 (250 руб. на счет)
  • промокод UrentCar – MRMWKL (скидка 50% на первую поездку)
  • промокод МатрешCar – SNL4RD (300 руб. на счет)

Если вы хотите написать в блог каршеровода, свяжитесь с нами по почте. Если вам нужна помощь с блогом, напишите Polly Volkova в нашем телеграм-чате.

Правила сообщества
  • комментируйте!
  • будьте вежливы, уважайте участников;
  • старайтесь оставлять информативные, полезные и интересные комментарии;
  • соблюдайте действующее законодательство;
  • мы не приветствуем размещение промокодов и рекламы;
  • лучшие комментарии будут отмечены редакцией;
  • вы тоже можете стать автором или участником проекта и продвигать свои промокоды;