Краткосрочная аренда автомобилей, самокатов, велосипедов сегодня доступна по всей России. 2024 год получился масштабным по событиям и планам развитию городской мобильности. Собрали главное о событиях уходящего года.
Главные новости каршеринга
Как и в прошлом году, в 2024-м главными сервисами на федеральном уровне остались BelkaCar, Делимобиль, Ситидрайв и Яндекс Драйв. Крупнейший город по числу доступных для аренды машин — Москва с 40 тысячами автомобилями. В этом году в Москве также появился первый EV-каршеринг ХОДУ.
Новые города. Новые каршеринги появились в пяти миллионниках:
- Екатеринбург. К уже работающим Делимобилю и URA добавились Яндекс Драйв и Ситидрайв.
- Нижний Новгород. К Делимобилю добавился Ситидрайв.
- Пермь. Делимобиль стал первым оператором федерального уровня в городе.
- Сочи. К Ситидрайву, BelkaCar и Яндекс Драйву добавился Делимобиль.
- Казань. Яндекс Драйв вернулся в город спустя два года.
- Уфа. Делимобиль стал первым оператором федерального уровня в городе.
Ещё Делимобиль объединил все города в центральной части России в одну зону, доступную для поездок без ограничений. Пользователи могут свободно перемещаться между Санкт-Петербургом, Москвой, Нижним Новгородом, Казанью, Самарой, Ростовом-на-Дону, Тулой и Сочи. При этом завершать аренду можно только в том регионе, где она началась.
Условия аренды. За год в крупных каршерингах произошли минимальные изменения. В основном они коснулись новых форматов аренды:
- Ситидрайв. Ввёл классический прокат (от одного дня до года) в Москве и Петербурге, а также возможность арендовать грузовые машины в столице.
- Делимобиль. Запустил ежемесячную подписку, в которой пользователям доступны повышенный кешбэк, бесплатное завершение аренды в «чёрных зонах» (они располагаются в аэропортах и обычно требуют доплаты) и другие бонусы. Также компания начала обновлять рейтинг после каждой поездки — за аккуратный стиль дают скидки.
- BelkaCar. Компания ввела депозитный счёт и начисляет баллы за его пополнение. Также компания ввела систему бонусов и скидок для водителей с высоким рейтингом и добавила фиксированный тариф: теперь машину можно взять не только на какой-то временной промежуток, но и чтобы доехать до одной точки за фиксированную цену.
Что ещё. Другие новости, которые касаются развития сервисов:
- Ситидрайв. Запустил веб-версию приложения на случай, если скачать оригинал из магазина не получится. Также каршеринг ввёл опцию выкупа автомобиля после долгосрочной аренды от 1 до 36 месяцев.
- Делимобиль. Спустя восемь лет после покупки Anytime компания перевела все его автомобили под свой бренд. Также Делимобиль запустил тесты ограничения скорости: встроенный датчик автоматически ограничивает скорость после превышения лимита (но на конец 2024 года таких машин нет в аренде).
- Яндекс Драйв. Компания разрешила выкупать автомобили после долгосрочной аренды в Москве или Санкт-Петербурге. Также она перевела корпоративную аренду машин в отдельный сервис.
- BelkaCar. Вместо топливной карты машины оператора теперь можно заправлять по QR-коду из приложения, но только на АЗС Газпромнефти и Лукойла. Также у компании последней из четвёрки федеральных операторов появилась фотофиксация перед завершением аренды. Теперь пользователи могут зафиксировать состояние авто прямо в приложении.
Статистика ДТП. По данным МВД, количество ДТП с участием каршеринга за первое полугодие 2024 года сократилось на 7,7% по сравнению с тем же периодом прошлого года. В Москве за 9 месяцев 2024 года число аварий снизилось на 18% по сравнению с тем же периодом 2023-го: с 335 до 274 случаев, несмотря на увеличение числа поездок с 37,7 до 39,1 млн.
Кикшеринг
На федеральном уровне лидерами рынка остаются МТС Юрент, Whoosh и Яндекс Go.
Новые города. Яндекс Go запустился в Адлере, Сириусе, Ставрополе, Астрахани, а также в столице Узбекистана — Ташкенте. МТС Юрент появился в Красноярске.
Новые самокаты. Whoosh и МТС Юрент добавили новые модели самокатов Ninebot, а Яндекс Go презентовал грузовой вариант и собственный электровелосипед.
Условия аренды. Наиболее заметные изменения ввели МТС Юрент и Whoosh:
- МТС Юрент. Сервис добавил возможность расплачиваться кешбэком от МТС и заменил подписку Plus на МТС Premium (в нее входят скидки на каршеринг BelkaCar, бесплатный доступ к KION и другим стримингам, а также пакеты интернета МТС).
- Whoosh. Разработал функцию wKey, которая позволяет начать аренду без открытия приложения, запустил отзывы в приложении и добавил оплату по карте Тройка.
Безопасность. В этом году компании начали плотнее сотрудничать с региональными властями и обучать новых пользователей правилам поведения на дороге. Принимаемых мер безопасности становится больше — но с этим растёт и удобство поездок.
- Штрафы. С 1 сентября операторы Whoosh, МТС Юрент и Яндекс Go повысили штрафы в Москве за передачу руля ребёнку или совместные поездки на электросамокате. Нарушение обойдётся в 100 тысяч рублей.
- Выявление поездок вдвоем. Яндекс Go начал замедлять самокаты с двумя пассажирами, а Whoosh расширил применение аналогичной функции с Москвы на другие города, где работает сервис.
- Запрет мультиаренды. Пользователям МТС Юрент запретили аренду нескольких самокатов с одного аккаунта – предполагается, что это не позволить передавать управление несовершеннолетним.
- Проверка концентрации внимания. Whoosh начал замедлять скорость для рассеянных пользователей. Сервис предлагает пройти тест на когнитивные реакции — если допустить ошибки, самокат на разгоняется больше 15 км/ч. Проверки проводят автоматически в определенных локациях и время суток.
- Номера. Сервисы кикшеринга в Москве начали оснащать свои самокаты крупными номерными знаками. Предполагается, что это упростит контроль за нарушителями.
Статистика. По данным последнего отчёта МВД в России за первые полгода 2024 года произошло 1891 ДТП с участием СИМ против 1043 происшествий в тот же период прошлого года. Количество погибших выросло с 12 до 21, раненных — с 1082 до 1972.
Аварийность на средствах индивидуальной мобильности, или СИМ, сегодня растёт в абсолютных цифрах. Но есть два важных нюанса:
- Растет не только число ДТП, но и весь рынок аренды самокатов. Ежедневно пользователи совершают сотни миллионов поездок — только с 2022 по 2023 количество поездок выросло вдвое: со 103,5 до 208 млн. По итогам этого года число должно вырасти ещё сильнее. На фоне таких показателей возросшее число ДТП неизбежно, но рост аварийности относительно роста поездок остается невысоким.
- В статистике аварийности учитываются не только кикшеринговые самокаты, но и частные, а ещё мопеды и мотоциклы. Последнее особенно проблемно, ведь в СИМ записывают фактически полноценный электрический транспорт со скоростью автомобиля.
Правовой статус
Операторы кар- и кикшеринга сотрудничают с городскими властями, чтобы иметь возможность оставлять свои машины на платных парковках и интегрировать сервисы в городскую систему транспорта. С точки зрения законодательства за прошедший год условия их работы практически не изменились.
Новые планы по регулированию СИМ. В марте 2023 года в России вступили в силу поправки в ПДД, которые официально закрепили в законодательстве статус средств индивидуальной мобильности. В правилах определили, как и при каких условиях пользователи СИМ могут перемещаться в городе, на тротуарах, велодорожках и дорогах общего пользования. Эта версия ПДД до сих пор остаётся в силе.
С 1 сентября 2026 года владельцев личных СИМ обяжут регистрировать транспортное средство в федеральном реестре. Данные о поездке, в том числе нарушения, будут автоматически передаваться в информсистему. Планируется расширить текущие ПДД и уточнить виды СИМ. Кроме того, власти РФ рассматривают возможность запретить использование СИМ лицам до 16 лет, а также сделать обязательным получение прав.
Конфликты с городскими властями. В этом году их было не так много, как раньше. Один из крупнейших произошёл в Перми, где местные власти запретили парковки СИМ в центре города — оставлять средства индивидуальной мобильности теперь можно только на велопарковках за пределами центральных улиц.
В результате кикшеринги Whoosh и Юрент вынужденно приостановили работу в городе, а в сентябре суд отклонил иск компаний к городским властям. Запрет ввели из-за «многочисленных нарушений» правил парковки. В итоге в Перми прекратилась работа кикшерингов — арендовать можно только электровелосипеды.
В мае в Санкт-Петербурге полиция изъяла с улиц тысячи самокатов и других транспортных средств, припаркованных рядом с остановками, на узких тротуарах, мостах или у вестибюлей метро.
Незадолго до рейда губернатор города Александр Беглов предложил запретить движение электросамокатов по площадям и тротуарам и установить для СИМ платные парковки. Идею «выгнать самокаты на обочину» поддержали и в местном ГИБДД, сославшись при этом на статистику аварийности.
Но в отличие от Перми сервисы кикшеринга всё же смогли продолжить работу в Санкт-Петербурге. А в МТС Юрент рассказали, что по итогам сезона общий километраж поездок вырос в 1,5 раза к прошлому сезону — до 13,5 млн км. Количество путешествий по городу увеличилось на 30%. Сервисы аренды также ужесточили меры против нарушителей правил.
Транспорт в Москве
Москва — город, в котором транспортные системы развиваются наиболее активно. Не только за счет кар- и кикшеринга, но и благодаря речному транспорту, новым линиям метро и авиаперевозкам.
Речной транспорт. В 2024 году в Москве начали работу первые круглогодичные маршруты регулярного речного электротранспорта. В столице действуют два маршрута с 21 электросудном, 23 плавучими причалами, четырьмя береговыми зарядными станциями и двумя пункта подзарядки.
Проект активно развивается: в 2025 году маршрутов станет уже 3. Схему транспортных потоков также добавили в приложение «Московский транспорт».
Велодорожки. Московский ЦОДД отчитался, что обустроил велоинфраструктуру на 92 улицах столицы. С велополос также эвакуировали более 2,5 тысячи автомобилей по решению инспекторов МАДИ.
Шаттлы. Сегодня они имеют несколько значений. В Москве есть несколько специальных маршрутов, которые называют так, чтобы отделить их от обычных платных автобусов. На Сити-шаттле можно бесплатно доехать до делового центра Москва-Сити, такие автобусы также ходят, например, до кинопарка «Москино».
Мобильность не ограничивается поездками по городу и окрестностям. Между Москвой и Санкт-Петербургом в этом году запустили систему «Аэрофлот Шаттл». Самолёты между двумя столицами начали летать каждые 15 минут, а изменить время вылета можно бесплатно и в почти любой момент. Так достигается удобство частых поездок между городами.
Для полёта шаттлом достаточно выбрать понравившийся вылет между Москвой и Петербургом, открыть опцию «выбрать рейс» и найти тариф «Эконом Шаттл». Быстро вылететь можно без багажа и с ручной кладью до 10 кг. Вернуть билет нельзя, но можно менять время вылета можно в диапазоне 12 часов до и 12 часов после времени, указанного в билете.