Какие расходы учитывались
Аналитики Яндекса учли основные расходы, которые есть у автовладельцев: амортизацию, траты на топливо, техобслуживание, мойку, сезонную смену резины, транспортный налог и страховку (с учетом каско).
Самая большая статья расходов — это амортизация, на нее приходится 53% потерь. На втором месте — каско (22%), на третьем — затраты на топливо (13%).
Меньше всего в тратах занимает сезонная смена шин — всего 1 процент.
Во сколько обходится владение машиной
Так как амортизация — самая существенная часть расходов при владении машины, то чем дороже автомобиль, тем выше стоимость владения.
Из всех автомобилей, которые изучали эксперты Яндекса, самой дорогой оказалась модель Mercedes-Benz G-класса AMG. Ее владелец в месяц теряет порядка 357 000 рублей, из них 272 000 — это амортизация.
Меньше всего теряют владельцы самой популярной модели в России — владение LADA Granta обходится в 13 000 рублей в месяц.
UPD. Калькулятор временно не работает.
Для тех, кто хочет рассчитать стоимость владения своего автомобиля, Яндекс разработал специальный калькулятор.
Сколько съест амортизация
Аналитики Яндекса подсчитали, что за три года стоимость среднестатистической машины падает более чем на треть, за пять лет — примерно вдвое. В первый год, на который приходится основное снижение, машины дешевеют на 18%.
Чем дороже машина, чем быстрее она теряет в цене.
Если променять личный автомобиль на такси или каршеринг
Аналитики Яндекса сравнили затраты на личный автомобиль и такси или каршеринг. Оказалось, что в Москве машины, которые стоят до миллиона рублей, получаются выгоднее и такси, и каршеринга.
Тем, у кого машина от двух до трех миллионов, она обходится дешевле, чем такси по тарифу «Комфорт», но дороже каршеринга, если брать в аренду эконом.
В целом по стране прослеживается одна и та же тенденция — чем меньше годовой пробег, тем выгоднее становится такси или каршеринг.
Почему автовладельцы до сих пор не продали свои автомобили?
О том, что шеринговая экономика набирает обороты, говорят уже не первый год. До начала пандемии ей предрекали рост на 25-30% в текущем году.
Ограничения, связанные с COVID-19, несколько изменили транспортную парадигму. В мае 2020 года, когда во многих странах ситуация стала улучшаться, эксперты фиксировали быстрое восстановление спроса на личные автомобили и на долгосрочную аренду, при этом количество поездок на общественном транспорте оставалось на низком уровне.
По данным на март 2020 года москвичи пользуются машиной только 7% времени. При этом 69% пользователей каршеринга совмещают владение личным автомобилем и сервисы краткосрочной аренды.
Если рассмотреть вопрос в масштабах страны, то 54% россиян не готовы отказаться от личного автомобиля даже при наличии подходящего каршеринга.
При этом только 6% российских автовладельцев признают, что автомобиль стал настолько дорогим удовольствием, что они готовы с ним расстаться и пересесть на общественный транспорт.
По результатам нашего редакционного опроса, который проводился в конце 2019 года, 23% респондентов подумывают о том, чтобы расстаться с личным автомобилем, и только 7% готовы на этот шаг.
Несмотря на всю экономию, которая возможна при отказе от личного автомобиля, каршеринг пока не может дать пользователям все необходимые опции, которые возможны при владении собственной машиной. 71% аудитории нашего опроса не готовы расстаться с личным автомобилем.