Часто бывает так, что запас хода одного и того же электромобиля различается в зависимости от системы оценки. К примеру, американский тест EPA показывает, что Tesla Model S может проехать на одном заряде 560 километров, а по данным WLTP — 610 километров.
Какие из данных ближе к реальности и как получается, что разные системы оценки настолько отличаются друг от друга?
Немного истории
До того, как в 2017 году был введен новый мировой стандарт тестирования автомобилей WLTP, все расчеты в Европе проводились по стандартизированному ездовому циклу NEDC, который не учитывал современную манеру езды и значительно искажал показатели.
Стандартизированный ездовой цикл NEDC разрабатывался с 80-х годов, а стал обязательным в 1992 году. Он распространялся на все пассажирские автомобили и легковой коммерческий транспорт.
NEDC использовали для измерения расходов топлива и уровня выбросов углекислого газа, а позже и для расчета запаса хода электромобилей.
Некоторое параметры:
Главным минусом стандарта NEDC было то, получаемые результаты были далеки от реальных величин расхода топлива и количества вредных выбросов, наблюдаемых при эксплуатации.
Как происходит оценка по стандарту WLTP
В отличие от своего предшественника, WLTP показывает результаты наиболее приближенные к реальным условиям эксплуатации. Оценка проводится при следующих условиях:
Испытания проводятся на стенде с беговыми барабанами и на дорогах общего пользования. Как уже упоминалось, автомобиль должен преодолеть дистанцию, разделенную на четыре блока с разной скоростью:
Что касается влияния дополнительного оборудования, то проводится два теста — с включенным дополнительным оборудованием и без него. Это позволяет предоставлять корректные данные для моделей в базовой и максимальной комплектации.
Какие еще бывают стандарты тестирования?
В США тестирование автомобилей проводит Агентство по охране окружающей среды (EPA). Основной тест был разработан в 1978 году и переработан в 2009-м.
Максимальная скорость тестирования ограничена 96,5 км/ч, средняя скорость составляет 32 км/ч. Длина дистанции — 17,7 км. Оценка параметров проводится в лаборатории и на дорогах общего пользования.
Если сравнить оценку дальности хода электромобилей по разным стандартам, то получится, что результаты EPA — самые низкие.
Несмотря на то, что стандарт WLTP используется в большинстве стран, США продолжают проводить тестирование по своей методике.
В Японии применяется оценочный стандарт JC08, он был официально принят в 2010 году и окончательно введен в октябре 2011 года.
Тестирование в рамках JC08 продолжается 20 минут, средняя скорость составляет 24,4 км/ч, максимальная — 81,6 км/ч.
JC08 предполагает, что 30% времени автомобиль находится в покое, а также учитываются разные варианты старта — с рывком с места и спокойный.
Какой из методов тестирования запаса хода у электромобилей самый точный?
Ни одна из перечисленных систем тестирования не покажет тот запас хода, который будет у конкретного электромобиля, так как манера езды у всех водителей разная.
Наиболее приближенным к среднестатистическим показателям будет результат WLTP. Японский JC08 дает более точные показатели для городского цикла, а американский EPA — это минимум, на который точно может рассчитывать владелец электромобиля.
Главная проблема всех систем тестирования — это температурный диапазон, при которых проходит оценка дальности хода электромобилей. Тесты проводят при наиболее комфортных для работы аккумуляторов температурах, но в реальности электромобили эксплуатируются не в столь идеальных условиях.
К примеру, тесты WLTP проходят при 23°C, когда как в Норвегии, где электромобили получили широкое распространение, средняя температура в летний период колеблется от 7 до 17°C в зависимости от региона.