Наш канал в Телеграм

«Money vs IT vs Marketing». Кто владеет российскими каршерингами?

Кто стоит за главными каршерингами России, чем они занимались раньше и как пришли в эту индустрию.

15 мая 2018 года самый крупный по автопарку каршеринг Делимобиль купил Anytime, первую каршеринговую компанию в Москве. В этот же день гендиректор сервиса YouDrive опубликовал у себя на странице в фейсбуке такой пост:

Формулировку «Money vs IT vs Marketing» я поставил в заголовок этого материала. Она достаточно точно, хоть и субъективно, описывает текущее состояние каршерингового рынка.

Делимобиль вкладывает в развитие очень большие деньги (по официальным данным, 250 миллионов евро). YouDrive превращается в технологическую платформу-агрегатор, внутри которого открываются новые компании (раз, два, три). BelkaCar расширяет зоны и продвигает премиум-сегмент.

Когда на рынке определились четкие лидеры, полезно узнать, кто владеет этими компаниями и в какую сторону их двигает.

Дисклеймер: здесь ничего не будет про Яндекс.Драйв, хотя потенциально он может стать первым номером в индустрии. Компания принадлежит большому Яндексу, и кроме этого про нее пока нечего рассказывать.

Банки, Люксембург и самбо. Делимобиль

Контрольный пакет Делимобиля (58,9%) принадлежит люксембургской компании «МК Листед Секьюритиз». Ей владеет предприниматель итальянского происхождения Винченцо Трани.

Трани работает в России с начала нулевых и помимо каршеринга и кикшеринга «Делисамокат» связан с рядом компаний в совершенно разных отраслях. По данным системы СПАРК-ИНТЕРФАКС, предприниматель владеет, совладеет или входит в совет директоров компаний по производству эксклюзивной мужской одежды, финансированию наукоемких предприятий, торговле транспортными средствами (ООО «Финанца Футуро Транспорт») и предоставлению юридических услуг. Кроме того, Трани – генеральный директор благотворительного фонда «Святое семейство».

Но его основной бизнес – это Микрокапитал. Компания занимается кредитованием физических лиц и малого бизнеса. Микрокапитал, по данным ЕГРЮЛ, принадлежит еще одной люксембургской компании — MIKRO FUND. Винченцо Трани на сайте указан как основатель и председатель совета директоров.

Источник: mikrokapital.com

Трани – из семьи банкиров. Forbes писал, что отец бизнесмена возглавлял один из департаментов итальянского банка Monte dei Paschi di Siena. Винченцо в этом банке начинал свою карьеру.

Он приехал в Россию в 2001 году и работал в КМБ-банке в Самаре, потом переехал в Москву и сменил здесь еще несколько банков.

Я учился шесть месяцев русскому языку в Италии, а на месте оказалось, что язык нужно выучить как можно быстрее. Английского не знали ни мои сотрудники, ни жители города [Самары]. Поэтому пришлось заняться языком всерьез.

Винченцо Трани

На момент создания Делимобиля, по крайней мере юридически, Трани не был связан с этим каршерингом. По данным СПАРКа, компанией на 100% владел Станислав Грошов. Грошов был гендиректором Делимобиля до февраля 2016 года, а в последний раз (в феврале 2018 года) фигурировал в СМИ как заместитель гендиректора.

Трани (через фонд «МК Листед Секьюритиз») стал совладельцем Делимобиля в июле 2017 года. Тогда же проценты компании получили Алексей Градов и Артур Меликян.

Сейчас, по данным ЕГРЮЛ, у Градова и Меликяна 8 и 7 процентов Делимобиля. РБК связывали их с Международной федерацией самбо (ФИАС): Градов и Меликян – полные тезки подчиненных Василия Шестакова, президента ФИАС.

«Коммерсант» называл Винченцо Трани «хорошим знакомым» Шестакова, которому бизнесмен помогал организовывать инвестфорумы в Италии.

Во время обострения конфликта между Россией и Европой «Московский комсомолец» писал о Трани как о «самом крупном итальянском инвесторе в России». Трани обещал подарить итальянские костюмы всем россиянам из санкционного списка ЕС и призывал итальянских предпринимателей «инвестировать в Россию».

В яваре 2017 года Трани стал крупнейшим владельцем Делимобиля. Итальянец купил еще 8% каршеринга у топ-менеджера ФК «Открытие» Алины Назаровой, увеличив свою долю до 59%. Эту сделку оценивали в 8 миллионов долларов.

Сколково, женская одежда и Милан. BelkaCar

Структура владения у Белки очень простая – по 33% у Лорианы Сардар и Елены Мурадовой, 34% — у Екатерины Макаровой. Соосновательницы каршеринга – публичные персоны, много общаются со СМИ и часто рассказывают о своем бизнесе. Но стоит упомянуть, чем они занимались до Белки.

Макарова в интервью Rusbase рассказывала, что получила маркетинговое образование в техническом вузе и «всегда занималась маркетингом в ИТ-компаниях».

Все друзья и однокурсники работали в маркетинге FMCG или в рекламных агентствах, и я думала: вот у них интересно, а у меня не очень, так как ИТ – это не очень весело. Я тогда не понимала, как мне все пригодится через 10 лет.

Екатерина Макарова

Елена Мурадова с 2012 года управляет собственным бизнесом, об этом написано на сайте Белки. Бизнес Мурадовой – производство женской одежды, она совладелец компании Classic Style, по данным СПАРКА, у Мурадовой 51% этой компании.

Лориана Сардар до каршеринга работала в инвестфондах и жила в Милане.

У меня не было планов возвращаться в Россию, но я действительно загорелась этой идеей. Я была потребителем со стажем: часто меняла автомобили, принимала участие в гонках, половину бюджета тратила на автокредиты.

Лориана Сардар

Про то, как создавалась BelkaCar, все известно, об этом многие писали (в том числе и мы).

Если коротко, Макарова, Мурадова и Сардар познакомились во время учебы в Калифорнийском университете, идея каршеринга изначально появилась как вариант для «Стартап Академии» Сколково в 2013 году.

Запустить компанию удалось только через три года, в основном это время ушло на поиск инвесторов. В декабре 2016 года Белка получила 2,1 миллиона евро инвестиций от швейцарского фонда Bryanston.

Каршеринг запускался с сотней автомобилей и благодаря инвестициям увеличил автопарк до 350 машин. На тот момент у Делимобиля было в три раза больше автомобилей.

UPD: в открытых источниках не отражено, как инвестиции в BelkaCar отразились на структуре собственности. По данным СПАРКа, компания до сих пор принадлежит только основателям, но эти данные были внесены в 2014 году и с тех пор не изменялись.

Источник: Коммерсант

Музыка, мерседесы и заправщики. YouDrive

Юдрайвом владеют две компании. 60% у ООО НКГ, 40% — у ООО «Панавто Инвест». Основатель, гендиректор и главное публичное лицо каршеринга YouDrive – Борис Голиков. Он владеет, по данным СПАРКа, 27,22% компании НКГ.

Самым крупным проектом Голикова до Юдрайва был сервис Fidel – интернет-магазин по продаже музыки. В 2008 году 51% Fidel купил медиахолдинг РБК. Стоимость сделки составляла 8,5 миллионов долларов, но вскоре РБК вышел из проекта.

Fidel закрылся в 2012 году, сам Голиков в блоге компании на Хабре объяснял закрытие проблемами с авторскими правами в России и неокупаемостью проекта.

В 2015 году он запустил каршеринг YouDrive.

Я понял, что рынка аренды автомобилей в Москве в принципе не существует. Покопался ещё, набрёл на американский сервис Zipcar, который был создан очень давно. Мне понравилась идея. В Москве из подобного нашёл только Anytime и удивился, почему это не популярно.

Борис Голиков

Примерно через год Голиков запустил сервис по доставке бензина и мобильной заправке Pump.today. Голикова называют создателем этого проекта, но формально он с ним не связан – бизнесмена нет и никогда не было в структуре собственников ООО «Памп».

Источник: РБК

40% Юдрайва и 30% Пампа принадлежат компании «Панавто». В первую очередь она известна, как крупный российский дилер мерседесов. Вот сайт этой компании.

Напомним, что основу автопарка YouDrive составляют автомобили Smart, которые входят в подразделение Mercedes-Benz Cars Group автоконцерна Daimler.

Правила сообщества
  • будьте вежливы, уважайте участников;
  • старайтесь оставлять информативные, полезные и интересные комментарии;
  • соблюдайте действующее законодательство;
  • мы не приветствуем размещение промокодов и рекламы;
  • вы тоже можете стать автором или участником проекта и продвигать свои промокоды;