Что происходит с рынком личных автомобилей в России?
Коротко: Продажи легковых автомобилей в России находятся в состоянии стагнации. Крупнейшими рынками в стране остаются Москва, Подмосковье и Санкт-Петербург. На эти три региона приходится почти треть всех новых легковых машин.
За первые семь месяцев 2019 года в России было продано 866,1 тысячи легковых автомобилей. Крупнейшим рынком в стране остается Москва. Здесь автопарк увеличился на 123 тысячи автомобилей. Соотношение новых и подержанных авто в московском парке примерно одинаковое – 54,5% и 45,5% соответственно.
На долю Москвы, Подмосковья и Санкт-Петербурга вместе взятых приходится почти 30% всего российского рынка новых легковых машин.
Продажи легковых автомобилей в России за январь-июль 2019 года снизились на 1,3% по сравнению с аналогичным периодом в 2018 году. В Москве за первые 7 месяцев 2019 года легковых автомобилей продано на 5,2% меньше, чем в январе-июле 2018 года. Аналитики полагают, что при оптимистичном прогнозе за 2019 год рынок личного автотранспорта в России вырастет на 0,5%. Базовый сценарий развития ситуации предполагает падение на 2%.
По последним данным в Московском регионе зарегистрировано 7,7 млн транспортных средств. Это 13% от всего транспорта России. Ежедневно по дорогам столицы передвигается 3,6 млн автомобилей.
А как дела у каршеринга?
Коротко: Рынок каршеринга в России переживает бурный рост. Эксперты считают, что за ближайшие три года он вырастет еще в 3-4 раза.
Рынок каршеринга на фоне снижения продаж личных автомобилей демонстрирует серьезный рост. По данным на сентябрь 2019 года в московском сегменте краткосрочной аренды более 24 000 машин, которые позволяют заменить до 150 тысяч личных автомобилей.
Ожидается, что автопарк московского каршеринга расширится до 30 тысяч автомобилей к 2020 году.
Вне столичного региона каршеринг развивается не так стремительно. По данным на 1 июня 2019 года автопарк региональных операторов составлял около 4,5 тысячи автомобилей.
Эксперты полагают, что к 2023 году в России общий парк каршеринговых автомобилей вырастет в 3-4 раза. Это более 100 000 машин.
Как меняются сценарии использования личного автомобиля?
Коротко: Автомобилисты оптимизируют свои поездки на личном автомобиле: комбинируют с общественным видом транспорта и тщательнее продумывают маршруты.
Высокие цены на топливо, а также развитие альтернативных видов транспорта, немного, но поменяли модель использования личных автомобилей. К примеру, за последний год (данные на сентябрь 2019 года) 45% водителей снизили количество поездок:
• Большая часть из них (18%) пересели на общественный транспорт,
• 15% стали оптимизировать свои маршруты,
• 7% перестали ездить на своем автомобиле на дальние расстояния,
• 4% стали больше ездить на такси,
• 1% стал пользоваться каршерингом для поездки в другие города.
При этом 77% опрошенных пользуются и общественным транспортом, и личным автомобилем. Из них:
• Около 30% пользуются общественным транспортом раз в неделю,
• 28% — несколько раз в месяц.
37% опрошенных выбирают каршеринг, чаще всего это люди 26-37 лет. Краткосрочной арендой они пользуются несколько раз в неделю.
Такие данные приводятся в совместном исследовании «АВТОСТАТ» и журнала «За рулем».
Трушеринг провел свой опрос среди пользователей каршеринга (каршероводов). Выборка составила 800 человек, 51,8% из них владеют личным автомобилем. Более подробно с результатами исследования можно ознакомиться в последнем разделе этой статьи.
Большинство автомобилистов, которые участвовали в редакционном опросе, пользуются каршерингом несколько раз в месяц (47%). Чуть меньше четверти обращаются к краткосрочной аренде раз в несколько месяцев (22%).
Чаще всего автомобилисты берут каршеринг, чтобы добраться на работу/учебу и обратно (60%). Также арендный автомобиль используют для поездок в аэропорт или на вокзал (13%).
Выгоднее ли каршеринг личного автомобиля?
Коротко: Все зависит от того, сколько вы проезжаете за год. Чем меньше пробег, тем выгоднее альтернативные виды транспорта, в том числе и каршеринг.
«АВТОСТАТ» подсчитал, что средний пробег легкового автомобиля в России за год составляет 14 961 километр.
Если автовладелец, живущий в Москве, проезжает за год менее 20 000 километров, то ему выгоднее всего пересесть на каршеринг. Чуть менее выгодный вариант – такси. Об этом говорят результаты исследования, которое недавно опубликовал ТАСС.
Эксперты рассчитывали стоимость пользования этими тремя видами транспорта для автомобилей разных категорий: Hyundai Solaris, Volkswagen Tiguan и Toyota Camry. При расчете затрат на личный автомобиль учитывались траты на мелкий ремонт, бензин, штрафы, страховки и сезонная смена резины. Также в расчет включили амортизацию.
Ниже приведен результат расчета затрат на преодоление определенного расстояния для Hyundai Solaris:
Если сопоставить данные «АВТОСТАТ» и исследования, которое приводит ТАСС, то получается, что среднестатистическому водителю в России выгоднее выбирать альтернативные способы передвижения.
Оценку экономической выгоды проводило и издание «За рулем». При расчетах учитывалось, сколько налогов и сборов ежегодно уплачивает автовладелец. Оценивались не только прямые налоги, но и скрытые платежи. В качестве среднестатистического пользователя выбрали владельца Лады Весты.
Если сложить все затраты (транспортный налог, топливные налоги, утилизацию, ОСАГО и прочие расходы), то получится около 60 000 в год. Если прибавить к этому затраты на расходники и резину, то сумма будет еще внушительнее. Для сравнения, средняя цена на новую Ладу Весту порядка 724 000 рублей.
Только 6% российских автовладельцев признают, что покупка автомобиля, а также его содержание стали настолько дорогим удовольствием, что они готовы пересесть на общественный транспорт.
Действительно ли каршеринг настолько выгоден?
Коротко: Однозначного ответа нет. В каршеринге тоже есть существенные расходы.
Во всех расчетах экономической выгоды каршеринга есть одно «но» — сервис подходит на 100% только определенной аудитории. Тем, у кого есть дети, необходимость ездить за город, есть маломобильные родственники, нужен собственный автомобиль.
Этот тезис подтверждают и результаты нашего опроса. Из всех автомобилистов, которые приняли в нем участие, никто не ответил, что выбирает для поездок за город каршеринг. Готовы ехать к близким на арендном автомобиле только 5,8% опрошенных.
Кроме того, невозможно в цифрах оценить комфорт от передвижения на личном автомобиле, а для многих этот фактор является немаловажным.
Просчитывая выгоду каршеринга, не стоит забывать и о скрытых расходах. К примеру, водитель каршеринга, попавший в ДТП по своей вине, должен будет оплатить франшизу, заложенную в договоре КАСКО.
У МатрёшCar эта сумма равна 30 000 рублей. Виновному водителю, который был за рулем BelkaCar придется заплатить также 30 000 рублей или 50 000 рублей, если он ехал на машине из парка Belka Black.
В Яндекс.Драйв размер франшизы также 30 000 рублей, для Porsche — 75 000 рублей.
Для большей части автопарка Делимобиля франшиза установлена в размере 30 000 рублей. Для автомобилей BMW, Audi, Mini Cooper, Mercedes-Benz, Smart fortwo / Smart forfour, Fiat вне зависимости от модели — 50 000 рублей.
В YouDrive франшиза составляет 50 000 рублей, при ущербе до 70 000 рублей. Свыше 70 000 рублей придется заплатить помимо базовой франшизы еще 20% от суммы ущерба.
О том, что в договоре с оператором каршеринга прописана франшиза, не подозревают 8% респондентов нашего опроса. Чуть меньше трети каршероводов знают только о самом факте наличия франшизы, но не могут назвать конкретную сумму (29%). При этом они являются достаточно активными пользователями каршеринга: 38% прибегают к аренде несколько раз в месяц, а 33% — несколько раз в неделю.
Если же у каршеровода есть собственный автомобиль, то финансовый риск возрастает в разы. Как показал наш опрос, только у 26% автовладельцев оформлен договор КАСКО.
Чтобы обезопасить себя от возможных крупных финансовых потерь, можно рассмотреть пакетные предложения от страховых компаний. К примеру, «Ренессанс Страхование» предлагает своим клиентам при страховании личного автомобиля добавить опцию — отмену франшизы каршеринга.
При наступлении страхового случая «Ренессанс Страхование» возьмет на себя расходы по оплате франшизы в пределах 50 000 рублей. Эта опция подключается при заключении договора КАСКО и стоит 1700 рублей. При этом воспользоваться отменой франшизы в каршеринге может не только владелец автомобиля, но и второй водитель, указанный в договоре.
Доля тех, кто редко пользуется личным автомобилем, достаточно большая. 16% респондентов ответили нам, что ездят на своей машине только несколько раз в месяц, а 3% и вовсе раз в несколько месяцев. Для таких водителей подойдет КАСКО «за полцены» от «Ренессанс Страхование» — в договор включены только основные риски и можно добавить опцию отмены франшизы в каршеринге.
Каршеринг и личный автомобиль: за кем будущее?
Коротко: Каршеринг активно развивается во всем мире, все больше людей готовы отказаться от личного транспорта. Но в России пока большинство отдает предпочтение собственному автомобилю.
Распространение каршеринга меняет отношение к личному автомобилю во всем мире. Так, в Лондоне более 30% пользователей каршеринга решили не покупать личный автомобиль, а 6% заявили о решении продать машину в ближайшее время.
В европейских странах доля респондентов, которые продали автомобиль или отказались его приобретать, составила 22%, в Северной Америке — 21% и 34% соответственно. В Китае 50% пользователей каршеринга отложили покупку личного автомобиля.
В России 54% респондентов не готовы отказаться от автомобиля даже при наличии полностью подходящего им каршеринга.
Среди участников нашего опроса 23% задумываются о том, чтобы расстаться с личными автомобилем, и только 7% однозначно ответили, что готовы на этот шаг.
Из тех, кто готов перейти на альтернативные виды транспорта, 53,6% пользуются каршерингом несколько раз в неделю, 32% — несколько раз в месяц.
Большинство из тех, кто задумывается о продаже личного автомобиля, пользуются краткосрочной арендой несколько раз в месяц (46%). Вдвое меньше респондентов из этой группы (23%) берут каршеринг несколько раз в неделю.
Для москвичей, которые по данным департамента транспорта пользуются личным автомобилем только 7% времени, выгода в переходе на каршеринг очевидна. Простаивающий автомобиль тоже требует вложений – ОСАГО, КАСКО, плата за парковочное разрешение, налоги – все это лишние расходы, и их можно избежать.
И все же, каршеринг на сегодняшний день не может дать пользователям того набора опций и сценариев использования, которые доступны с личным автомобилем. 71% аудитории, как показал наш опрос, не готовы променять своего “железного друга” ни на что другое.
Исследование Трушеринга
Мы провели опрос среди наших читателей на двух площадках — паблике ВКонтакте и телеграм-канале «Каршеровод». Выборка составила 800 человек.
На вопрос «Как часто вы пользуетесь каршерингом» большинство опрошенных (36%) ответили, что несколько раз в месяц. Примерно столько же респондентов (35%) прибегают к услугам краткосрочной аренды несколько раз в неделю. Доля активных пользователей (раз в день и чаще) практичеcки равна доле тех, кто пользуется каршерингом крайне редко (раз в несколько месяцев).
Чаще всего респонденты пользуются каршерингом для поездок на работу (учебу) и обратно домой. Такой вариант выбрали 59% опрошенных. Реже всего каршеринг используется, чтобы съездить за город.
Интенсивность использования каршеринга зависит от того, если ли у пользователя личный автомобиль. Большинство автовладельцев (47%) пользуются каршерингом несколько раз в месяц. Те же, у кого нет личного автомобиля, прибегают к краткосрочной аренде несколько раз в неделю (47%).
Вариант использования каршеринга для поездок домой/на работу (учебу) самый популярный как у автомобилистов (60%), так и у тех, кто не имеет личный автомобиль (59%). При этом ни один автовладелец не отметил, что использует каршеринг для поездок за город.
Большинство респондентов опроса (63%) знают, какую сумму необходимо будет заплатить оператору, если ДТП произойдет по их вине. При этой процент тех, кто вообще не знает о существовании франшизы, не так уж мал — 8%.
Большинство респондентов (71%) пока не готовы отказаться от личного автомобиля. Только 7% могут обойтись без машины.
Из числа тех, кто готов отказаться от личного автомобиля, пользуются каршерингом несколько раз в неделю 54% респондентов. Вариант «раз в несколько месяцев» не выбрал ни один опрошенный из числа тех, кто может прожить без машины.
Самый популярный сценарий использования каршеринга среди тех, кто готов отказаться от личного автомобиля, поездки домой/на работу (учебу). Его выбрали 64% опрошенных.