Блоги 1 638 19.11.2017  

Договор с каршерингом простыми словами. Часть 4. YouDrive

Каршеровод Иван Блинов продолжает изучать договоры операторов и искать в них интересные и неочевидные моменты. После обзоров на договоры Делимобиля и Anytime, пришла очередь первого федерального каршеринга YouDrive.

Приветствую всех читателей замечательного Трушеринга. Опять прошло некоторое время с моего крайнего обзора, никак не удается мне сократить интервалы между ними (мешает в том числе моя идейная общественно-политическая деятельность в судах), за что приношу свои извинения. Тут еще наложились технические работы в самом Трушеринге.

Прошлый обзор на договор Энитайма → получил отзывы в духе «теряешь хватку, братан, не мочишь операторов», однако это не совсем правильно. Дело в том, что я все-таки не профессиональный скандальный журналист, и серия данных обзоров в первую очередь призвана донести объективную информацию до всех каршероводов, так что нагонять желтизну я не вижу смысла. Однако могу заранее порадовать читателей: очередной договор оператора все-таки выбесил меня своей колхозностью достаточно, чтобы написать максимально допустимый язвительный обзор.

Итак, Юдрайв. Не буду обсуждать нюансы странной работы самого оператора (например, в 2017 году предлагать завершать аренду не по всей Москве), сосредоточусь на договоре, который, похоже, писал то ли верстальщик приложений Вася, то ли уборщица в суде тетя Зина. Сразу оговорюсь, что отдельные положения договора могут или не применяться, или наоборот усиливаться в зависимости от рейтинга пользователя (например, пользователи с высшим рейтингом все-таки могут завершать аренду внутри всего МКАДа), но я описываю условия для среднего клиента в общем для всех договоре.

Общие положения

Начнем. В общих положениях и терминах зачем-то дается определение понятий «дрифт» и «фейковый аккаунт», но ни слова нет о режимах использования автомобилей, например, загадочном режиме «парковка в режиме передачи». Вот что важнее по-вашему с точки зрения договора?

Затем нам рассказывают о порядке акцепта договора. Оказывается, для того, чтобы договор считался заключенным, вовсе необязательно прохождение проверки службы безопасности. Заполнил анкету, поставил галочку в приложении, привязал кредитку (для тестирования с нее спишут 5 рублей, хотя вообще могут сколько угодно, хоть пятихатку, – потом деньги вернутся обратно) – все, договор заключен, и неважно одобрили вас или нет. И вас могут оштрафовать, например, за то, что ваш стаж меньше двух лет или вы загрузили неполный комплект документов в приложение (даже если вы не можете арендовать машину и ни разу не пытались!).

Еще раз: вы «по фану» зарегистрировали анкету, указали там что-то от балды или указали даже правдивую информацию о наличии стажа менее 2-х лет – и даже если вас служба безопасности не одобрила, вы уже попадаете на штраф до 40 тысяч! Так что лучше не пытайтесь даже соваться в приложение, если вы не соответствуете требованиям Юдрайва.

Права и обязанности

После этого читать уже стало веселее. 4-й раздел устанавливает права и обязанности, и нас, конечно же, интересуют права и обязанности арендатора. Помимо стандартных пунктов идет много таких, которые как минимум вызывают вопросы.

В п. 4.3.6 Юдрайв забыл обязать закрывать окна в оставляемых машинах, зато в п. 4.3.9 он обязывает пользователя «сообщать об отключении систем автомобиля, в том числе систем безопасности и GPS-трекера» – интересно, каким образом можно узнать об их отключении! Ведь трекер и сигнализация – это не магнитола, они скрыты от глаз пользователя. С вероятностью 99%, если эти элементы сломаются, пользователь об этом не узнает. Как же можно обязывать его сообщать о том, что узнать нереально? А ведь за нарушение обязанностей арендатора предусмотрен штраф 2000 рублей (в общем случае).

В п. 4.3.10 продолжается та же проблема, которую я поднимал в обзоре Энитайма. Полный игнор европротокола. Более того, в п. 4.3.10.1 он даже прямо запрещается. Между тем, в последнее время сотрудники ГИБДД крайне неохотно оформляют мелкие аварии, а Госдума собирается вообще запретить оформление через ГИБДД аварий без пострадавших. Так и непонятно, что делать, если попал в мелкую аварию, царапнул бампер и ДПСники ехать отказываются.

Эвакуированную за нарушение правил стоянки машину арендатор должен забирать сам, а в случае отказа ее заберут сотрудники Юдрайва и выставят вам штраф, тут все стандартно.
Из бонусов: если Юдрайв поздно сообщил клиенту об эвакуации и машина простояла на штрафстоянке больше 24 часов (соответственно, штрафстоянка включила счетчик платы за хранение машины), клиенту могут компенсировать стоимость хранения. А могут и не компенсировать — сформулировано очень коряво.

По п. 4.3.16 все действия, совершенные из приложения, считаются сделанными именно арендатором, это тоже стандартный пункт. Интересно, я должен считать, что вмешательство в мой аккаунт со стороны самих каршерингов исключено?

П. 4.5.4 запрещает везти в машинах крупногабаритные грузы, хотя что именно считается крупным габаритом, не говорится. Для Смарта крупным габаритом вполне можно счесть большой чемодан…

Что касается штрафов за пользование сервисом и за нарушение ПДД, ситуация демократичнее, чем в том же Делимобиле (обзор на договор Делимобиля →). Вас сначала уведомят о начислении штрафа, дадут три дня на обжалование и только через 5 дней спишут деньги.

И сразу после этого идет лютый бред.

«5.8. Возврат ошибочно списанных денежных средств производится исключительно в случае отсутствия виновных действий Арендатора. При нарушении в процессе использования любого из пунктов настоящего Договора возврат не производится.»

Вот как это вообще можно понять? Средства или ошибочно списаны, или не ошибочно. Какие виновные действия? О чем вы? Видимо, уборщица тетя Зина, писавшая договор, в этот момент совсем уж отвлеклась на тряпки…

ДТП

Теперь рассмотрим, что происходит при ДТП с вашей или обоюдной виной, или же ДТП с единственным участником. Вариантов два.

Либо КАСКО с франшизой 15 000, либо платишь 50 000 при ущербе до 70 000 (это не дополнительный штраф, это именно компенсация ущерба, насколько я вижу из договора).

Если ущерб больше 70 000, то платишь 50 000 + 25% от разности между суммой ущерба и 70 тысячами. Тут вроде все понятно, разночтений никаких не вижу.

Единственное, важно отметить, что если в ДТП нет участников кроме вашего автомобиля, это не всегда означает, что вы виновны. Бывает такое, что вас сильно подрезали, негодяй скрылся, а вы, уходя от удара, въехали в отбойник. В таком случае реально вина чаще всего лежит именно на подрезавшем водителе, даже если сам он не пострадал. Или, например, угодили на автомагистрали в неожиданную яму, которая не была обозначена дорожными знаками – уже есть вопросы к дорожным службам, суд может именно их признать виновными в ДТП.

Еще в Договоре есть очень странный пункт 8.4.5. Целиком цитировать не буду, но суть его в том, что в случае умышленного уничтожения автомобиля (вандализм, бьете машину ногами, оставляете животных и т.п.), вы компенсируете ущерб целиком плюс штраф 150 000, и вроде бы все логично…

Однако в этом же пункте присутствует приписка про «…наезд на препятствие в ситуации, когда причинение повреждений при настоящем состоянии дорожного полотна, а также при выбранном Арендатором скоростном режиме, было неизбежно и полностью зависело от действий Арендатора…».

Да под эту формулировку можно подвести половину аварий! Всегда кто-то въезжает в столб, или в отбойник, или в стоящую ремонтную машину. Этот пункт позволяет Юдрайву вывести этот случай из разряда обычного ДТП и потребовать в разы большую сумму с несчастного каршеровода, имейте в виду.

Еще забавляет, что говоря о возмещении ущерба в договоре все время пишут «плюс НДС 18%». Ребята, ау, причем тут НДС? Ущерб и так рассчитывается с учетом рыночных или гарантийных цен, все налоги туда уже входят, какой НДС еще вы хотите посчитать? Либо Юдрайв пишет про этот НДС тупо для галочки, либо они всерьез намереваются к посчитанному экспертом ущербу плюсовать 18%. В таком случае это уже полное дно. Видимо, наша тетя Зина что-то слышала про налоги и решила блеснуть своими знаниями. Называется «слышал звон, не знаю где он».

При бронировании машины второй раз в течение двух часов бесплатной брони не предоставляется (похожий пункт есть у Энитайма).

В п.7.2 тетя Зина вспомнила про уголовный кодекс и решила вместо суда и следственных органов заняться квалификацией деяний и определением наказаний («…если арендатор применил средства вскрытия замка, <…>, использовал фейковый аккаунт и тд <…>, то такие действия считаются угоном и подлежат квалификации и наказанию…»). Это смешно, потому что любые противоправные деяния могут признаны таковыми только соответствующими органами, а никак не каршеринговой компанией. Хотя, конечно, открывать машину ножовкой и в самом деле не нужно.

Итоги

На этом этапе обо всем важном и значимом я написал, пар выпустил, полностью штрафы смотрите на сайте, они довольно удобно висят. Так что совесть моя чиста, а уж решение принимать вам. Лично я не советовал бы подписывать договор в таком виде; он, к сожалению, ставит клиента в незащищенное положение и содержит очень много неконкретных пунктов, которые можно трактовать двояко. А это уже неоправданный риск.

И напоследок просто немного юмора. Арендатор вправе выходить из машины. Серьезно, это цитата, п. 7.1.6.

Давайте скажем спасибо ребятам из Юдрайв за проявленную щедрость и понадеемся, что они однажды смогут найти единоразово тысяч 100 для очень хорошего юриста, который напишет им красивый, грамотный и конкретный договор.