Поддержи Трушеринг, стань нашим патроном на Patreon!

Ильяс прав, или Почему каршерингу нужен отдельный закон

Автоюрист Александр Беленко рассуждает, почему суд Ильяса Сетдинова с каршерингами – это начало правильного законодательного регулирования всей сферы шеринга в России.

Всем привет. Ранее я писал, что суд с каршерингами за возможность вводить ограничения для пользователей – дело неперспективное.

Да, Ильяс подал иск, который заведомо был проигрышным. Расходов взыскали на 30 000 руб. Но их можно заявить к взысканию в течение 6 месяцев с вынесения решения, так что 30 000 руб. могут в мае 2019 года превратиться в 100 000 руб. 🙂

Я был не согласен с самим иском. Каршеринги все делали по закону. Потому что в этой сфере принцип свободы договора рулит. Ничего не поделаешь. Нравится или нет — это законно. Про справедливость вопрос ставить не надо. Во-первых, сфера бизнеса молодая и нуждается в поддержке власти. Во-вторых, количество пользователей растет – значит это актуально и действительно необходимо гражданам. В-третьих, это не монополия, каршеринги конкурируют и развиваются, поэтому однажды они решат, как привлекать тех, кто имеет малый стаж вождения или не достиг возраста 21.

Если говорить коротко, эта сфера сама себя отрегулирует, пользователи проголосуют рублем, принудиловки нет.

Как каршеринги решили, кому давать доступ, а кому нет?

Система просчитывания рисков (Scoring).

Эту систему применяют страховые компании, когда рассчитывают вам ОСАГО и КАСКО (стаж, возраст, количество водителей, мощность машины и другие показатели), и поэтому полис у всех стоит по-разному. То есть заказчик услуги имеет определенные очки (scores), и по их количеству насчитывают цену услуги. Если в ОСАГО отказать никому нельзя, то стоимость полиса КАСКО страховая может заломить очень высоко. К примеру, если вы набрали мало очков по всем показателям. Дальше ваш выбор – покупаете или нет. Все логично и справедливо.

Кстати, ОСАГО раньше тоже стоил разных денег у разных страховых. Потом ввели регулирование Центральным банком РФ, и тарифы стали единые.

Аналогичный принцип работает у каршерингов. Они посчитали, кто меньше портит автомобили и попадает в аварии. Ввели ограничения и работают на благо себе и пользователям.

В общем, сейчас я полностью за каршеринги, пусть набираются опыта, пусть минимизируют риски.

Так почему же Ильяс прав?

Давайте помыслим стратегически.

В Москве каршерингов стало больше. Наверное, планируется еще больше. Может, в данный момент еще 10 фирм закупают машины, чтобы выставить их через месяц на улицы Москвы 🙂 Количество машин только прибавляется. Диапазон выбора марок и моделей – широкий. От китайских малолитражек до Маканов и 911. Представим, что будет через 2-3 года. Каршеринг вырастет. В какой-то статье на нашем сайте я читал, что ожидают рост рынка до 100 000 машин в одной только Москве.

Вместе с этим вырастет число пользователей. Рост также будет в других городах и регионах. Услуга-то актуальная и полезная.

Получается: рынок развивается и растет, захватывает новые регионы и города.

Вместе с количеством машин и пользователей вырастет и количество судов. Вырастет количество недовольных. Станет больше нарушителей.

У государства будет один выход – принять закон о каршеринге (или об услугах и товарах по шеринг-системе).

Это может быть отдельный федеральный закон. В Гражданском кодексе РФ, возможно, появится новая глава и новый вид договора. В КОаП появятся новые административные штрафы для каршерингов и отдельно для их пользователей. То есть государство вынуждено будет урегулировать данную сферу. А органом власти, регулирующим каршеринги, скорее всего, станет Министерство транспорта РФ. Примерно так же сейчас Центральным банком регулируется сфера тарифов для ОСАГО.

Эти законы, возможно, уже разрабатываются. Я уверен, что решение по иску Ильяса будет активно обсуждаться в процессе разработки. Это точно случится в будущем. Может, через 5 лет, а может, и через 10.

Выводы

Обсуждение суда показало, что назрел вопрос: какой договор каршеринга – публичный или непубличный? Прокат или обычная аренда транспорта? Это настоящий баланс интересов: потребители против предпринимателей. На сегодняшний день каршеринг регулируется теми законами, которые есть. Но очевидно, этого недостаточно. В обозримом будущем государство примет новые законы. Это не быстрый процесс, законы или поправки будут разрабатывать, возможно, не один год. Но эта сфера точно должна быть урегулирована.

Поэтому Ильяс молодец. Поднял важную и актуальную тему. Преждевременно, поэтому и проиграл. Но начало положено.

Шеринг-экономика только для опытных. Как я подал в суд на каршеринг

Каршеровод Ильяс Сетдинов утверждает, что ограничения по стажу у операторов не просто досадны, но и незаконны. В новом блоге – о том, как и на основании чего он собирается с ними бороться.

Ильяс не прав, каршеринг – не прокат. Взгляд автоюриста

Автоюрист Александр Беленко прочитал трансляцию, разобрался в сути дела и не согласен с каршероводом Ильясом Сетдиновым. Почему суд в иске должен отказать?

Промокоды автора, которые дадут бонусы вам и помогут сказать автору «спасибо» =)

  • промокод Делимобиль — 79269433606 (400 руб. на счет)
  • промокод BelkaCar — AFNHO436 (300 руб. на счет)
  • промокод YouDrive – DAWGEo (скидка 50% на первую поездку)
  • промокод МатрешCar – LCDBGK (300 руб. на счет)

Если вы хотите написать в блог каршеровода, свяжитесь с нами по почте. Если вам нужна помощь с блогом, напишите Polly Volkova в нашем телеграм-чате.

Правила сообщества
  • комментируйте!
  • будьте вежливы, уважайте участников;
  • старайтесь оставлять информативные, полезные и интересные комментарии;
  • соблюдайте действующее законодательство;
  • мы не приветствуем размещение промокодов и рекламы;
  • лучшие комментарии будут отмечены редакцией;
  • вы тоже можете стать автором или участником проекта и продвигать свои промокоды;