Лучший канал о каршеринге, более 9500 читателей!

Ильяс не прав, каршеринг – не прокат. Взгляд автоюриста

Автоюрист Александр Беленко прочитал трансляцию, разобрался в сути дела и не согласен с каршероводом Ильясом Сетдиновым. Почему суд в иске должен отказать?

Суть претензий

Каршеринги поставили ограничения для пользователей по стажу и по возрасту. Ильяс Сетдинов считает, что данные ограничения незаконны, так как договор каршеринга – это договор проката. А договор проката по статье 626 Гражданского кодекса — публичный договор.

Согласно статье 426 Гражданского кодекса публичный договор обладает особенностями:

— нельзя оказывать одному пользователю предпочтение перед другими
— цена должна быть одинаковой для каждого пользователя соответствующей категории
— отказ от заключения договора с пользователем не допускается

Если в публичном договоре такие условия есть, они незаконны и ничтожны.

Претензия:

Так как договор публичный, то отказывать одним пользователям из-за небольшого стажа и возраста незаконно. То есть для всех условия доступа к каршерингам должны быть одинаковы. Иное — нарушение прав потребителей.

Шеринг-экономика только для опытных. Как я подал в суд на каршеринг

Каршеровод Ильяс Сетдинов утверждает, что ограничения по стажу у операторов не просто досадны, но и незаконны. В новом блоге – о том, как и на основании чего он собирается с ними бороться.

Вроде логично

Но с юридической точки зрения есть несостыковка.

Прокат

По договору проката арендодатель, осуществляющий сдачу имущества в аренду в качестве постоянной предпринимательской деятельности, обязуется предоставить арендатору движимое имущество за плату во временное владение и пользование. Имущество, предоставленное по договору проката, используется для потребительских целей, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из существа обязательства.

Это репост статьи 626 Гражданского кодекса.

Разберем:

Арендодатель-предприниматель (каршеринг) занимается сдачей имущества (машины) в пользование и владение (покататься, помыть, заправить) за плату (деньги).

Имущество должно использоваться для потребительских целей – это значит, что арендаторами могут быть только физические лица (не предприниматели, не ООО). И использовать нужно для бытовых и семейных нужд.

И уже из этой статьи следует, что прокат является публичным договором со всеми вытекающими последствиями.

Это каршеринг, согласны? Я да.

Аренда транспортных средств без услуг по управлению

По договору аренды транспортного средства без экипажа арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование без оказания услуг по управлению им и его технической эксплуатации.

Это репост статьи 642 Гражданского кодекса.

Разберем:

Арендодатель (каршеринг) предоставляет арендатору (пользователю) транспортное средство (машину) за плату (деньги) во временное пользование и владение (покататься, заправиться, помыться и т. д.) без услуг по управлению, то есть без водителя. Раньше еще говорили «без экипажа».

Про потребительские цели ничего не сказано.

Это каршеринг, согласны? Я да.

Так в чем подвох? Разберем разницу

По договору проката:

  • арендодатель — предприниматель, у которого прокат — основной бизнес
  • арендатор — физическое лицо
  • объект аренды — движимое имущество
  • По договору аренды транспорта:

  • арендодатель — кто угодно
  • арендатор — кто угодно
  • объект аренды — транспорт
  • 1) Разница в арендодателях и арендаторах. В прокате строго: бизнес сдает в прокат физику-потребителю. В аренде транспорта кто угодно может сдать в аренду транспорт кому угодно.

    2) Но основная разница в объекте, который сдается в аренду.

    В случае проката это движимое имущество. Это может быть все что угодно. Роликовые коньки, лопата, одежда, часы, телефоны. В Финляндии, когда запретили продавать алкоголь ночью, магазины начали сдавать его в прокат гражданам. Юридически это была не продажа, это было законно, правда, быстро прикрыли 🙂

    В аренде транспортных средств это транспорт.

    Транспорт бывает видов:

    — воздушный
    — железнодорожный
    — водный
    — автомобильный
    — иногда добавляют космический 🙂

    В ПДД также перечислены транспортные средства.

    В каршеринге мы арендуем автомобильный транспорт.

    Поэтому виды аренды и отделены в законе отдельными параграфами. Существует прокат, аренда транспорта, аренда зданий, аренда предприятий, финансовая аренда (лизинг). Это сделано, чтобы условия отличались в зависимости от объекта аренды. Именно поэтому аренду транспорта отделяют от проката. А ориентироваться надо на объект, ведь машина – не самокат.

    Вернемся к публичным договорам.

    Публичные договоры поименованы в законе: банковский вклад для гражданина, розничная купля-продажа, бытовой подряд, прокат, проезд в общественном транспорте. Аренда транспорта к публичным договорам не отнесена.

    Итак, почему договор каршеринга – не прокат, а, значит, не публичный договор?

    Потому что каршеринг – это аренда транспорта, а аренда транспорта не является публичным договором в силу закона. Аренда транспорта бывает двух видов, с управлением и без управления. То есть с водителем или без водителя, когда рулишь сам. Аренда транспорта имеет свои нормы права и регулируется статьями 632-649 Гражданского кодекса.

    Но ведь каршеринг обладает всеми признаками публичного договора?

    Да, каршеринг обладает всеми другими признаками публичного договора. Но какой это договор, публичный или нет – нужно полагаться на закон.

    В законе написано: если арендуешь транспорт – то подчиняешься своим статьям по заключению таких договоров. Чтобы каршеринг стал публичным договором, нужны изменения в законодательстве, нужны уточнения. Или же можно просто ввести новый вид аренды – аналог «sharable rent», как в Великобритании.

    Но это в любом случае должны быть изменения в законодательстве об аренде. Это принимает государственная дума РФ.

    Вывод автоюриста: нельзя выдавать желаемое за действительное

    Ссылаться на нарушение прав потребителей, так как каршеринг — это публичный договор, неправильно. В иске суд должен отказать. Хотя это и вполне логично и справедливо и в интересах пользователей.

    С другой стороны, если заключать договоры с каждым желающим без отбора, можно попасть на убытки. Кто будет платить за 18-летнего, разбившего машину? По закону — он сам, но если у него нет денег – долг безвовзратный, с родителей не возьмешь, а виновник может еще в школе учиться. Поэтому каршеринги и установили требования по стажу и по возрасту, чтобы исключить ненадежных водителей.

    Последим, что решит суд. Ильяс может и выиграть.

    Текст законов взят с системы Консультант+.

    МатрёшCar: Невероятная история о том, как борец за права нарушает закон

    События и персонажи вымышлены, любые совпадения случайны.

    Промокоды автора, которые дадут бонусы вам и помогут сказать автору «спасибо» =)

    • промокод Делимобиль — 79269433606 (400 руб. на счет)
    • промокод BelkaCar — AFNHO436 (300 руб. на счет)
    • промокод YouDrive – DAWGEo (скидка 50% на первую поездку)

    Если вы хотите написать в блог каршеровода, свяжитесь с нами по почте. Если вам нужна помощь с блогом, напишите Polly Volkova в нашем телеграм-чате.

    Правила сообщества
    • комментируйте!
    • будьте вежливы, уважайте участников;
    • старайтесь оставлять информативные, полезные и интересные комментарии;
    • соблюдайте действующее законодательство;
    • мы не приветствуем размещение промокодов и рекламы;
    • лучшие комментарии будут отмечены редакцией;
    • вы тоже можете стать автором или участником проекта и продвигать свои промокоды;