Ильяс не прав, каршеринг – не прокат. Взгляд автоюриста
Автоюрист Александр Беленко прочитал трансляцию, разобрался в сути дела и не согласен с каршероводом Ильясом Сетдиновым. Почему суд в иске должен отказать?
Автоюрист Александр Беленко прочитал трансляцию, разобрался в сути дела и не согласен с каршероводом Ильясом Сетдиновым. Почему суд в иске должен отказать?
Каршеринги поставили ограничения для пользователей по стажу и по возрасту. Ильяс Сетдинов считает, что данные ограничения незаконны, так как договор каршеринга – это договор проката. А договор проката по статье 626 Гражданского кодекса — публичный договор.
Согласно статье 426 Гражданского кодекса публичный договор обладает особенностями:
— нельзя оказывать одному пользователю предпочтение перед другими
— цена должна быть одинаковой для каждого пользователя соответствующей категории
— отказ от заключения договора с пользователем не допускается
Если в публичном договоре такие условия есть, они незаконны и ничтожны.
Претензия:
Так как договор публичный, то отказывать одним пользователям из-за небольшого стажа и возраста незаконно. То есть для всех условия доступа к каршерингам должны быть одинаковы. Иное — нарушение прав потребителей.
Но с юридической точки зрения есть несостыковка.
По договору проката арендодатель, осуществляющий сдачу имущества в аренду в качестве постоянной предпринимательской деятельности, обязуется предоставить арендатору движимое имущество за плату во временное владение и пользование. Имущество, предоставленное по договору проката, используется для потребительских целей, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из существа обязательства.
Это репост статьи 626 Гражданского кодекса.
Разберем:
Арендодатель-предприниматель (каршеринг) занимается сдачей имущества (машины) в пользование и владение (покататься, помыть, заправить) за плату (деньги).
Имущество должно использоваться для потребительских целей – это значит, что арендаторами могут быть только физические лица (не предприниматели, не ООО). И использовать нужно для бытовых и семейных нужд.
И уже из этой статьи следует, что прокат является публичным договором со всеми вытекающими последствиями.
Это каршеринг, согласны? Я да.
По договору аренды транспортного средства без экипажа арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование без оказания услуг по управлению им и его технической эксплуатации.
Это репост статьи 642 Гражданского кодекса.
Разберем:
Арендодатель (каршеринг) предоставляет арендатору (пользователю) транспортное средство (машину) за плату (деньги) во временное пользование и владение (покататься, заправиться, помыться и т. д.) без услуг по управлению, то есть без водителя. Раньше еще говорили «без экипажа».
Про потребительские цели ничего не сказано.
Это каршеринг, согласны? Я да.
По договору проката:
По договору аренды транспорта:
1) Разница в арендодателях и арендаторах. В прокате строго: бизнес сдает в прокат физику-потребителю. В аренде транспорта кто угодно может сдать в аренду транспорт кому угодно.
2) Но основная разница в объекте, который сдается в аренду.
В случае проката это движимое имущество. Это может быть все что угодно. Роликовые коньки, лопата, одежда, часы, телефоны. В Финляндии, когда запретили продавать алкоголь ночью, магазины начали сдавать его в прокат гражданам. Юридически это была не продажа, это было законно, правда, быстро прикрыли 🙂
В аренде транспортных средств это транспорт.
Транспорт бывает видов:
— воздушный
— железнодорожный
— водный
— автомобильный
— иногда добавляют космический 🙂
В ПДД также перечислены транспортные средства.
В каршеринге мы арендуем автомобильный транспорт.
Поэтому виды аренды и отделены в законе отдельными параграфами. Существует прокат, аренда транспорта, аренда зданий, аренда предприятий, финансовая аренда (лизинг). Это сделано, чтобы условия отличались в зависимости от объекта аренды. Именно поэтому аренду транспорта отделяют от проката. А ориентироваться надо на объект, ведь машина – не самокат.
Вернемся к публичным договорам.
Публичные договоры поименованы в законе: банковский вклад для гражданина, розничная купля-продажа, бытовой подряд, прокат, проезд в общественном транспорте. Аренда транспорта к публичным договорам не отнесена.
Итак, почему договор каршеринга – не прокат, а, значит, не публичный договор?
Потому что каршеринг – это аренда транспорта, а аренда транспорта не является публичным договором в силу закона. Аренда транспорта бывает двух видов, с управлением и без управления. То есть с водителем или без водителя, когда рулишь сам. Аренда транспорта имеет свои нормы права и регулируется статьями 632-649 Гражданского кодекса.
Да, каршеринг обладает всеми другими признаками публичного договора. Но какой это договор, публичный или нет – нужно полагаться на закон.
В законе написано: если арендуешь транспорт – то подчиняешься своим статьям по заключению таких договоров. Чтобы каршеринг стал публичным договором, нужны изменения в законодательстве, нужны уточнения. Или же можно просто ввести новый вид аренды – аналог «sharable rent», как в Великобритании.
Но это в любом случае должны быть изменения в законодательстве об аренде. Это принимает государственная дума РФ.
Ссылаться на нарушение прав потребителей, так как каршеринг — это публичный договор, неправильно. В иске суд должен отказать. Хотя это и вполне логично и справедливо и в интересах пользователей.
С другой стороны, если заключать договоры с каждым желающим без отбора, можно попасть на убытки. Кто будет платить за 18-летнего, разбившего машину? По закону — он сам, но если у него нет денег – долг безвовзратный, с родителей не возьмешь, а виновник может еще в школе учиться. Поэтому каршеринги и установили требования по стажу и по возрасту, чтобы исключить ненадежных водителей.
Последим, что решит суд. Ильяс может и выиграть.
Текст законов взят с системы Консультант+.
Промокоды автора, которые дадут бонусы вам и помогут сказать автору «спасибо» =)
Если вы хотите писать блоги, свяжитесь с нами по почте. Если вам нужна помощь с блогом, напишите Polly Volkova в нашем телеграм-чате.