Наш канал в Телеграм

Есть ли смысл в премиальном каршеринге? Давайте посчитаем!

Каршеровод Максим Жегин пошел дальше присказки «поездка из пункта А в пункт Б» и разобрал финансовые и прочие аспекты премиум-каршеринга.

Преамбула

Когда в России в 2014-м грянул очередной, не утихающий до сих пор кризис, автомобильный рынок отреагировал незамедлительно. Падение курса рубля по отношению к основным мировым валютам отразилось ростом цен на новые и подержанные машины. На фоне катастрофичных падений продаж в 30-80% большинства автопроизводителей некоторым фирмам, именуемым собирательно и ёмко не иначе как «премиум», удивительным образом удавалось оставаться на плаву: суммарные их продажи падали лишь на 15% от среднего своего показателя за последние шесть лет.

Давайте поименно – Mercedes, BMW, Audi, Lexus, Infiniti, Volvo. Все немецкие концерны нынче представлены в московском каршеринге. В моей дебютной колонке «Шеринг или оунинг: что выгоднее?» тему премиума затронуть хотелось, но возникал вопрос — есть ли смысл вообще в такой дилемме применительно к дорогим машинам? Курс рубля падает почти в три раза к доллару – а Mercedes теряет лишь 1 из 10 своих клиентов. Про то, что «экономика должна быть экономной», тут точно никто не слышал. Но если не финансовый, то какой смысл и есть ли он вообще – смысл шерить премиум?

Два Блэка и YouDrive

Отвечая на наш главный вопрос, совсем обойти тему финансовой привлекательности либо непривлекательности премиального каршеринга не выйдет. Это в любом случае важно. С неё и начнём.

Для тех, кто не читал мою первую статью, поясняю: подсчёты строятся на основании годового пробега, средней скорости движения и стоимости минуты пользования каршерингом. Этих данных достаточно для оценки каршерного бюджета, закладываемого на год. Далее результат сопоставляется со стоимостью владения собственным аналогичным авто, оценить которую также весьма и весьма несложно.

Чтобы сделать индивидуальный расчёт, нужно знать свои собственные показатели, а для примера сойдут и статистические.

Годовой пробег: 15,000 км

Средняя скорость движения: 35 км/ч

Каршеров, предлагающих дорогие авто, становится всё больше, ситуация на рынке меняется день ото дня (к моменту выхода статьи что-то может измениться кардинально), поэтому остановимся лишь на некоторых моделях самых крупных и известных представителей.

Среди которых: Anytime, BelkaCar и YouDrive.

Anytime

Audi Q3 от Anytime по "драйвовости" главного конкурента, GLA, обходит

У Anytime премиум начался с Audi A3/Q3. Да, недавно появились BMW 3, и более того — сейчас это их основной премиальный парк, но про неё пара слов отдельно будет.

Среди бонусов и привилегий радуют «Красная цена», «Добрые дела» и подача автомобиля к подъезду. Если кто-то всерьёз решит пересесть на Audi от Anytime на постоянной основе, последняя опция (а не отсутствие оклейки BMW) способна максимально ощущенчески приблизить пользование каршеринга к своему автомобилю.

Дополнительный дивиденд можно получить с MCC 7512 кода, которым обладает Anytime. Банк, обслуживающий компанию, определяет этим кодом деятельность как «Аренда авто». Значит, нужна карточка, дающая кэшбэк за покупки в этой категории, это может быть, например, Tinkoff Drive с кэшбэком 5% (по карте Tinkoff Black подобная категория выпадает иногда, по случаю). С учётом этой «скидки» тариф снижается до 13 * 0.95 = 12.35 руб/ мин. «Красная цена» и «Добрые дела» помогут сделать тариф ещё меньше – но и заполучить их не так просто. Рассчитывать на них посему не приходится.

Имеем: (15 000 / 35) * 60 * 12.35 = 317 571 рублей в год.

BelkaCar

Шерить можно что угодно – даже парковку, как сделало трио этих Мерседесов

Белка предлагает Mercedes GLA/CLA по 14 руб/мин. Но имеется возможность покупать минуты оптом со скидкой до 15%, за 15 000 руб Белка кладёт 17 500 бонусных эквивалентных рублей на счёт. По MCC коду Белка попадает под категорию «Транспорт», код 4121. По такой категории вариантов получения более 3% кэшбека я не знаю (у меня это карта «Матрёшка ВТБ», её уже не выпускают). Итого тариф за минуту может быть таким: (15 000 * 0.97) / (17 500 / 14) = 11.64 руб/мин. Дешевле чем Any. Ещё бывают машины по дисконтному тарифу, наподобие «Красной цены» всё того же Anytime, но и тут, как и там, повезёт, не повезёт.

Выходит так: (15 000 / 35) * 60 * 11.64 = 299 314 рублей в год.

UPDATE: с недавних пор Belka тоже стала «Аренда Авто», код 7512. Вновь немного сэкономить поможет Tinkoff Drive, тариф улучшится до (15 000 * 0.95) / (17 500 / 14) = 11.4 руб/мин и за год уйдёт 293 143 рублей.

YouDrive

Уже старое поколение A-Klasse. Ждём новое в каршеринге!

В YD целая россыпь премиалок – Mercedes A-klasse, BMW 2 Tourer, MINI Cooper. Стоят они по 13, 12 и 10 руб/мин соответственно. BMW i3 и X2 не берём, это «жир», и их мало. Дополнительная персональная скидка в YD может быть 8% (за накопленные поездки и баллы). MCC код YouDrive такой же, как у Anytime, — 7512, то есть это опять «Аренда авто», а значит, можно снова возыметь дополнительную скидку кэшбэком 5%.

Итого тарифы получаются:

(13 * 0.92) * 0.95 = 11.36 руб/мин за A-Klasse
(12 * 0.92) * 0.95 = 10.49 руб/мин за Tourer
(10 * 0.92) * 0.95 = 8.74 руб/мин за MINI

Траты за год:

(15 000 / 35) * 60 * 11.36 = 292 114 руб.
(15 000 / 35) * 60 * 12.24 = 269 743 руб.
(15 000 / 35) * 60 * 8.74 = 224 743 руб.

Как видно из расчёта, пользоваться YouDrive выгоднее всего. Разве что машину к подъезду подгонять никто не будет.

Сравнение с собственным авто

Несмотря на общее многообразие машин, представленных в каршеринге, есть ряд трат, который будет примерно одинаковым для всех (с поправкой на страховую историю владельца и выбор — страховых продуктов и самой СК):

ОСАГО 10 000 руб.
КАСКО 40 000 руб.
Бензин 50 000 руб.
Транспортный налог 5 000 руб.
ТО 15 000 руб.

В сумме на содержание — 120 000 рублей в год.

За такие деньги кто-то мог бы круглый год кататься на бюджетном каршеринге и бед себе не знать, а тут это лишь траты на «содержание».

Говорить о цене покупки и последующей перепродажи чуть сложнее – машины и цены разные. Например, A3 Sedan сейчас продаётся с мотором 1.4 150 л. с. от 1 638 000 рублей, у Anytime, кстати, вариант форсировки на 125 л. с. нынче в продаже — недоступный. Mercedes GLA, самый дорогой из нашей выборки, стоит от 2 190 000 рублей, сильно дороже ингольштадского седанчика.

Тут важнее другое – сколько человек теряет при перепродаже, к примеру, через три года? К слову, статистически владение премиальными машинами и ограничивается 3-4 годами. Бюджетными владеют — чуть дольше.

На «вторичке» после одного владельца:

A3 идут от 850 000-900 000 рублей
GLA от 1 400 000-1 500 000 рублей

Налицо потеря от базового ценника ~700 000 рублей. Общего правила тут нет, не любая премиальная машина теряет 700 000 рублей в три года, в нашем случае это совпадение и упрощение. Никто и никогда точно не скажет, за сколько вы продадите конкретно свое авто, это, к сожалению, лотерея. Но ведь и цифру прикинуть-то как-то надо. Для CLA, Q3, Tourer всё будет примерно так же. MINI стоит особняком – он и сам меньше, стоит дешевле и теряет в цене не так крупно. Возможно, самый выгодный каршерный премиум.

То есть за всё удовольствие, повладев машиной три года и продав её, покупатель заплатит:

3 * 120 000 + 700 000 = 1 060 000 рублей (содержание + потеря при перепродаже)

Плюс омывайки, мойки, шиномонтажи, парковки, стоянки и всякая мелочь. И кредит, если покупка в кредит. Но кто станет это считать, говорим про премиум, не так ли?

Самый дорогой вариант с каршерингом был Anytime по ~317 000 рублей в год. То есть не выйдет, пользуясь каршерингом, потратить более чем:

3 * 317 000 = 951 000 рублей за три года.

На первый взгляд

ЗАЗ-965 на "пенсии" давно, BMW 3 генерации F30 пока ещё нет, но уже почти

Вроде бы каршеринг выгоднее. А учитывая, что за каршеринг платишь по чуть-чуть и основные средства можно куда-нибудь вложить, экономия может быть и существеннее.

Тут мы подходим к самому интересному месту по части финансов. Производители премиальных авто могут давать и дают скидки на свои машины, порой очень большие. Фантазировать на тему размера не станем, но то, что она может быть больше потенциальной «прибыли» от пользования каршерингом, уверенность имеется.

Возможность «подвинуться» сделала реальным массовое появление в каршеринге BMW 3 series. Свои роли наверняка сыграли и нарастающая популярность каршеринга со скорой сменой поколений BMW 3. C учётом этих обстоятельств цена 16 руб/мин от MatreshCar и Anytime видится завышенной. По нашему расчёту это:

3 * ((15 000 / 35) * 60 * 16) * 0.95 = 1 173 000 рублей за три года

По-моему, проще и выгоднее (в не только рублёвом смысле) купить себе своего собственного «Дриттера».

Надежды на финансовую привлекательность премиального каршеринга тают на глазах.

Экономический смысл

Его практически нет. Он может появиться, если операторы снизят тарифы. Можно верить в Яндекс.Драйв с его A3 за 4.8 — 8.0 рублей, но пока это ещё скорее сферическая Ауди в вакууме, нежели реальное предложение на рынке.

Какую-то выгоду смогут обрести по общекаршерному правилу люди, ездящие мало либо быстро. И то и другое способствует снижению затрат, независимо от сегмента.

В этом смысле, экономическом, операторам, конечно, не позавидуешь. Целевой аудитории, как показал кризис, безразличны (практически) ценовые аспекты, а тем, кто, по идее, мог бы занять её место и хотел бы, всё равно дорого. Могут ли физически, захотят ли операторы снизить тарифы ещё? Это вопрос.

А пока он остаётся открытым, мы с вами всякий раз при упоминании премиума в каршеринге будем слышать старый шлягер — «Поездка из пункта А в пункт Б».

Потребительский смысл

Антипремиум во всей красе

Его тоже практически нет. На дорогих машинах, как правило, ездят либо кто сам заработал, либо кому подарили. И те и другие (по разным соображениям) не станут мириться с классическими каршерными проблемами. Грязные снаружи и внутри машины раздражают всех и всегда, но в Солярисе за 3 рубля это не такая уж и проблема, как в Mercedes по 14. Добавьте сюда то, что машин мало, ходить к ним надо много и долго — и это ещё аргумент в пользу покупки премиальной машины в собственность.

Вкладывая деньги в дорогое авто, люди платят за удовольствие, а не за страдания и боль. А картошка фри, раскиданная по салону CLA, это боль! Равно как и застёгнутые «вхолостую» ремни безопасности и настройки руля с креслами не под себя.

Концептуальный смысл

Или экзистенциальный, если хотите. И он тоже утрачивается.

Но это уже больше проблема не каршеринга, а отрасли в целом.

Концепция автомобиля претерпевает серьёзные изменения по всем фронтам. И отношение человека к нему тоже! Социологи и психологи упорно отмечают у людей перемены в системе ценностей: фокус сменяется с классических материальных благ новыми — чувственными, нематериальными.

Раньше люди стремились к дорогой квартире, машине, «престижной» работе. Сейчас, как никогда прежде, человек живёт мимолётными удовольствиями — всё в аренду, никакой собственности, много путешествий, меньше ответственности, много впечатлений, мало рутины, меньше в долг на перспективу, больше сейчас и задарма. В такой системе координат роль чему-то дорогому затратному обязывающему, как «премиальный» или даже автомобиль вообще, отводится далеко не ведущая. XX век остался в прошлом.

Собственно, только на такой ниве и мог возникнуть каршеринг. Но опять же и в первую очередь — бюджетный.

Рационально-технический смысл

Любая разность потенциалов стремится к выравниванию.

Таковы законы природы. Даже автомобильное дело, увы, им подчиняется.

Если раньше между бюджетными и дорогими машинами зияла техническая пропасть, сейчас — постоянно сужающаяся щель. Особенно эту «щель» сузить стараются крепкие и зарекомендовавшие себя середняки — Volkswagen, Ford, Mazda. А их места занимают вчерашние аутсайдеры — корейские и китайские производители. Хотя «корейцы» свои имиджевые модели (Kia Stinger, Hyundai i30 N, бренд Genesis) уже сейчас сопоставляют немецкому премиуму. Пока что безуспешно.

Таким образом, каршеровод уже дважды делает выбор не в пользу премиума, если смотреть с общеотраслевой перспективы.

Первый раз, повинуясь духу времени, он, имея «непремиальные» жизненные ориентиры, умчится черпать все соки жизни на ближайшем Солярисе. И нисколько переживать по этому поводу не станет.

Второй раз, рационально взвесив все за и против, поймёт, что премиум не настолько лучше, насколько дороже. И вновь выберет Солярис. В теории на месте Соляриса могут быть Ford Focus / Mondeo, VW Passat / Tiguan, Skoda Octavia TSI, Mazda 6. И теоретически каждая из них могла бы быть дешевле премиальных CLA / GLA, A3 / Q3, но давать сопоставимый (а в чём-то и больший) комфорт.

Заключение

На Трушеринге был как-то опрос на тему «Зачем вы пользуетесь каршерингом?». 41% набрал (поправьте, если путаю) ответ «Чтобы кататься на разных тачках». Смысл премиального каршеринга кроется в этом ответе.

Премиум расширяет и делает ярче выбор машин для аренды. Это всё та же история про сиюминутное потакание жажде новых ощущений без претензии на постоянные отношения. Кто-то берёт машину на выходные, кто-то потому, что оказалась рядом, кто-то от скуки — так «недешёвые» машинки обнаруживают свою нишу в многотысячном море Соляр-Логанов-Рио.

Мечтать о большем не позволяют высокие тарифы, небольшое число доступных авто в городе и не всегда бережное отношение каршерингов и каршероводов к «своим» машинам. А жаль!

Промокоды автора, которые дадут бонусы вам и помогут сказать автору «спасибо» =)

  • промокод Делимобиль — 79099018945 (1000 руб. на счет)
  • промокод BelkaCar — BUKW3698 (300 руб. на счет)
  • промокод Ситидрайв – 0eitl6 (скидка 50% на первую поездку)
  • промокод Rentmee – ЖА8945 (250 руб. на счет)
  • промокод МатрешCar – SSLRZU (300 руб. на счет)

Если вы хотите писать блоги, свяжитесь с нами по почте. Если вам нужна помощь с блогом, напишите Polly Volkova в нашем телеграм-чате.

Правила сообщества
  • будьте вежливы, уважайте участников;
  • старайтесь оставлять информативные, полезные и интересные комментарии;
  • соблюдайте действующее законодательство;
  • мы не приветствуем размещение промокодов и рекламы;
  • вы тоже можете стать автором или участником проекта и продвигать свои промокоды;