Наш канал в Телеграм

Не просто развлечение: как развиваются сервисы аренды электросамокатов в Москве в 2023 году

Что изменилось в сервисах за полгода, какие образовательные инициативы они продвигают, как заботятся об экологии и какие тарифы и абонементы предлагают сейчас

Новый год — новые правила

Сервисы аренды электросамокатов в России существуют уже не первый год, а Москва продолжает задавать тренды для их развития. Именно в столице в 2019 году операторы аренды заключили первую оферту, которая регулирует их деятельность: устанавливает правила парковки, создаёт медленные зоны и не только. Позже такие же соглашения появились и в других городах.

Но 2023 год стал особенным для всей индустрии, ведь в марте в России вступили в силу изменения в ПДД РФ в части средств индивидуальной мобильности (СИМ). По ним электросамокаты и ряд других средств передвижения отнесли в отдельную категорию, для которой установили собственные нормы поведения. Теперь правила больше не регулируются только частными соглашениями.

Как новые нормы повлияли на сами сервисы и как они развиваются сейчас? У кого больше фишек, а кто лучше всего запускает новые проекты и работает с аудиторией? Именно этими вопросами мы задались, когда решили сравнить ключевых операторов аренды по их данным и информации Департамента транспорта Москвы. Что из этого вышло — читайте далее.

Покрытие, тарифы и инфраструктура

Начнём с сухих цифр. По данным Департамента транспорта Москвы, в этом сезоне сервисом активно пользуются 3 млн человек. Для сравнения, по итогам всего 2022 года их число в Москве составило 2 млн человек. И такой прирост неудивителен. Особенно учитывая, как сервисы стараются сделать самокаты максимально удобным способом передвижения.

По подсчётам самих сервисов, поездки до 25 минут и 5 км составляют около 85% от общего числа аренд. В прошлом году это значение составляло 80%. Транспортный сценарий преобладает в повседневном использовании. По данным Департамента транспорта Москвы, среднее время поездки на самокате сейчас составляет 15 минут, а дистанция — около 2,5 км.

По данным Whoosh на 31 июля 2023 года, количество поездок, которое приходится на каждого активного пользователя, выросло на 53% относительно того же периода прошлого года. То есть если раньше средний житель или гость Москвы брал самокат в аренду 10 раз за сезон, то теперь это значение составляет 15,3 поездки. Популяризации сервисов аренды самокатов способствует и расширяющаяся зона покрытия. Крупнейшие операторы уже работают во всех районах Москвы. В списках территорий их присутствия также можно найти отдельные города области.

Но развитие сервисов аренды не ограничивается зоной покрытия и увеличением парка устройств. Городские власти совместно с операторами продолжают развивать инфраструктуру для СИМ. Например, в этом сезоне совместно с ЦОДД установили дополнительные велопарковки по запросам пользователей. Причём 9 тысяч парковок в городе разместили сами операторы — по квоте, установленной в московской оферте. Ещё 3 тысячи в столице появятся силами ЦОДД.

Основной упор в развитии инфраструктуры в дальнейшем планируют делать внутри районов, вблизи транспортно-пересадочных узлов, станций метрополитена, у причалов и остановках городского транспорта. Таким образом электросамокаты не будут существовать отдельно от существующих способов передвижения. Они станут ещё одним важным элементом, дополняющим городской транспорт.

Развивается и необходимая для поездок инфраструктура. В этом сезоне уже сделали почти весь объём от запланированных на текущий год велополос, это около 60 км во временной разметке. В столице уже доступно более 500 км велоинфраструктуры.

Постепенно ведётся реализация веломаршрута «Зеленое кольцо», который свяжет 32 столичных парка с метро и другим Московским транспортом.В четырех округах Москвы уже можно пользоваться велоинфраструктурой «Зеленого кольца», а по пути заезжать в городские парки и рассматривать разные достопримечательности.

Чтобы было проще ориентироваться на веломаршруте, в этом сезоне на реализованных участках «Зеленого кольца» — от Профсоюзной улицы до Тимирязевского парка и МЦК Коптево планируется разместить около 300 указателей и стел. Указатели уже сделали в районе станций метро «Щукинская» и «Университет» на Ломоносовском проспекте, где также появилась навигационная стела.

Правила и безопасность

С начала марта для пользователей электросамокатов и других СИМ в России действуют общие правила ПДД. Для того, чтобы пользователи СИМ смогли без труда разобраться и запомнить новые правила Дептранс сделал разбор всех изменений на сайте образовательной программы «Включите режим безопасности». Также в рамках программы Дептранс вместе с операторами весь сезон проводит лекции и мастер-классы в школах, вузах и парках.

А ещё в апреле крупнейшие операторы приняли участие в организации конференции «Съезд на СИМ». Эксперты со стороны бизнеса и представители московских властей обсудили, как развиваются средства индивидуальной мобильности в столице. Мы уже делали разбор о том, какие идеи по развитию инфраструктуры и сервисов предложили спикеры.

Операторы продолжили продвигать образовательные программы и на уровне своих сервисов. О новых ПДД можно у оператора Whoosh можно узнать из экранов онбординга и инструкции в мобильном приложении. Сервис также опубликовал подробный разбор правил на своём сайте. Наконец, в России продолжает работать и Школа вождения от Whoosh — онлайн и офлайн.

В этом году Школа вождения электросамокатов от Whoosh прошла в Парке Горького, где за три дня через неё прошли 30 тысяч участников. Мероприятие также провели на Весеннем велофестивале, Дне Московского спорта в Лужниках и на Северном речном вокзале. А в онлайн-формате через Школу вождения прошли и сдали тест около 27 тысяч человек.

Ежедневно в Москве также работают консультанты сервиса, рассказывающие о правилах пользователям самокатов. По оценке Whoosh, все эти мероприятия позволили снизить аварийность в сервисе на 10% на июнь 2023 года по сравнению с тем же месяцем прошлого года.

Свои образовательные программы продолжает продвигать и Юрент. Консультанты этого сервиса также работают в городе на ежедневной основе, в локациях, где больше всего людей впервые пробуют прокатиться на самокате. Такое чаще всего происходит в парках, на набережных и в других рекреационных зонах. Пройдя обучение перед развлекательной поездкой, такие пользователи затем со временем могут начать использовать самокаты по транспортному сценарию.

В выходной день через консультантов Юрент в Москве проходит до 150 человек, а в течение сезона охват превышает 1 млн людей.

Чтобы снизить детский и подростковый травматизм, Юрент заключил соглашение о сотрудничестве и разработке образовательных программ по СИМ в школах Москвы с ГКУ ЦОДД и Центром Патриот, созданным Департаментом образования и науки столицы. С марта по май 2023 года в школах прошло 120 обучающих занятий по ПДД и безопасному вождению. За время работы с апреля 2022 года прошло более 180 занятий, в том числе для учителей. В целом через программу прошли около 5 тысяч человек.

Наконец, в июне все самокаты Юрент в Москве оборудовали подвесами-памятками с информацией с правилами ПДД и ссылкой на сайт с собственным разбором новых норм. Эту кампанию кикшеринг запустил совместно со страховым партнером — компанией «Ингосстрах». Правила ПДД консультанты Юрент также объясняют пользователям весь сезон в рамках «Школ вождения», которые сервис проводит совместно с сетью районных центров «Место встречи» и в парках столицы и Мособласти: например, с ВДНХ, в Парке Горького в рамках «ВК Феста».

Образовательные инициативы продолжает поддерживать и Яндекс Go. С марта по апрель 2023 года сервис совместно с Авто.ру провёл «Большой экзамен ПДД», который показал, что самые сложные для пользователей вопросы связаны с изменениями в ПДД — в том числе поправками про СИМ. Всего в мероприятии приняли участие более 1 млн россиян.

Вместе с другими сервисами Яндекс принимал участие в школе безопасного вождения на Северном речном вокзале. А по выходным дням кикшеринг сейчас проводит обучающие занятия на самокатах в Сокольниках. Причём эксперты не только рассказывают о правилах, но и предлагают пользователям выполнить практические задания: например, проехать через лежачих полицейских или преодолеть «змейку». Все такие занятия проходят на огороженной территории и в защитных шлемах.

Наконец, Яндекс также обновил свой сайт с разбором актуальных правил ПДД и внёс соответствующие изменения в доступную всем инструкцию в мобильном приложении и онбординг.

Из других кикшерингов свою образовательную программу представил сервис lite. На старте сезона в Троицке, Коммунарке и поселении Московский представители кикшеринга провели 5 выездных мероприятий по повышению безопасности при использовании электросамокатов. В итоге уроки по безопасному вождению прошли более 50 человек.

С привлечением скаутов представители lite также раздали в городе более 1 тысячи памяток, содержащих информацию о поправках в ПДД, вступивших в силу весной 2023 года.

Что нового в сервисах?

Юрент

Сервис Юрент в июне стал партнёром программы лояльности Московского метрополитена Город. Теперь пользователи Города могут тратить бонусы в счёт оплаты номинальных промокодов — для пополнения баланса в Юренте. В Московском метро также появилась совместная реклама сервиса и программы лояльности, рассказывающая об их партнёрстве.

Whoosh

Чтобы увеличить популярность транспортного сценария, в начале лета Whoosh стал партнёром карты Тройка. Держатели карты в приложении Город и ранее получали набор бонусов в виде кэшбека за пополнение баланса и покупки у партнёров. Теперь они также могут приобретать сертификаты с кешбэком до 20% бонусами на поездки на самокатах и велосипедах Whoosh.

Так сервисы развивают использование самокатов и велосипедов как транспорта последней мили в составных маршрутах с метро и другими видами общественного транспорта.

Сервис также запустил рекламную кампанию в метро, стимулирующую поездки первой и последней мили в виде составных маршрутов.

Интеграция в приложение «Московский транспорт»

Некоторые из операторов также интегрировали часть своих функций в приложение «Московского транспорта».

Полную интеграцию с сервисом провёл Юрент. Чтобы сделать аренду через приложение популярнее, в июле сервис также ввёл скидку 20% для пользователей, берущих самокаты напрокат через «Московский транспорт». Интеграция позволила сервису получить новых клиентов в приложение МТ и самому сервису — это пользователи, которые наиболее часто комбинируют различные виды общественного транспорта в столице.

Через приложение также можно забронировать самокаты Whoosh — но для старта поездки нужно перейти к самому сервису. Сейчас в сервисе уже тестируют полную интеграцию с «Московским транспортом», и скоро пользователи смогут брать устройства в аренду непосредственно через него.

Устройства кикшерингов Яндекс Go и lite отображаются на карте «Московского транспорта», но для поездки нужно перейти в приложения самих сервисов.

Тарифы, подписки и новые возможности

Важную роль в популяризации сервисов аренды играет и ценовая политика операторов. Сейчас каждый из них представляет собственный набор опций, который позволяет не ограничиваться одними лишь поминутными тарифами. Удобства аренде сейчас добавляет и возможность взять несколько самокатов одновременно – от 3 до 5 в зависимости от сервиса.

У сервисов также есть собственные виды подписок. Например, у Whoosh её можно оформить и получить бесплатный старт на неделю или месяц — за 149 или 399 рублей соответственно. Также у Whoosh можно оформить пробную версию подписки бесплатно, а также получить промокод при успешной сдаче теста в Школе вождения электросамокатов в приложении.

У Юрента доступны опции на месяц, 6 месяцев и год — за 199, 499 и 899 рублей соответственно.

Яндекс Go использует единую подписку на все сервисы компании — стандартный пакет Яндекс Плюс стоит 299 рублей в месяц. Для использования в кикшеринге к ней можно докупить отдельную опцию «Абонемент» — за 299 рублей в месяц. Помимо бесплатного старта, она также даёт возможность получать 5% кешбэка баллами за каждую поездку и ставить аренду на паузу бесплатно до 15 минут — например, если нужно отойти в магазин.

В июле в Яндекс Go также появилась возможность помогать благотворительным фондам, оплачивая поездки через округление чеков, при котором часть суммы отправляется на помощь нуждающихся.

А кикшеринг Карусель предоставляет своим пользователям промокод на скидку 10% после каждой оплаченной аренды.

Впрочем, при выборе сервиса пользователи смотрят не только на тарифы. Их привлекают и сами устройства, а также их технологические возможности.

Самокаты и технологии

Whoosh

Парк самокатов у каждого из сервисов отличается по представленным моделям. Например, основу у Whoosh составляют модели, модифицированные инженерами компании Ninebot. Сейчас кикшеринг также тестирует модель самоката с дашбордом и Computer Vision, которая позволит определять движение по велодорожке/тротуару, предупреждать пользователя о пешеходном переходе, движении в плотном трафике людей и не только.

Парк Whoosh также пополнили лёгкие и компактные электровелосипеды Ninebot B100H, которые можно найти не только в Москве, но и области.

Ещё Whoosh принял участие в конкурсе Мэра Москвы «Лидеры цифровой трансформации» 2023 с собственной задачей — разработать умный навигатор для электросамоката. Он должен улучшить опыт, повысить безопасность и сэкономить время пользователей Whoosh.

Уже в этом сезоне Whoosh начнёт предоставлять пользователям шлемы при аренде электросамокатов в Москве и других городах России. Шлемы будет крепиться к самокатам, на «умный» замок, который будет открываться с началом аренды. Изменения коснутся устройств сервиса в Москве, Санкт-Петербурге и других городах. Планируется, что в начале сезона 2024 года уже порядка 30% парка сервиса будет оборудовано шлемами.

Whoosh также локализовал в России производство запасных частей для своих электросамокатов. Комплектующие устройств производятся с адаптированным дизайном, улучшенными материалами и показателями износостойкости. Программа локализации высвобождает у компании дополнительные ресурсы, которые она перенаправляет на другие инициативы. Они касаются развития технологий, направленных на безопасность, а также реализации инфраструктурных и масштабирования образовательных проектов.

Юрент

Кикшеринг Юрент в этом году обновил свой парк в столице самой передовой моделью самоката Ninebot S90L. Устройство оборудовано поворотниками, которые позволяют демонстрировать другим участникам движения, куда едет пользователь. Модель отличается дополнительной подсветкой на стойке, что делает самокат более заметным во время движения и снижает аварийность, особенно в темное время суток или при сложных погодных условиях.

Новый Ninebot S90L получил колёса увеличенного диаметра, которые делают поездку комфортнее и безопаснее за счет устойчивости. Его также оснастили дополнительным дашбордом с индикацией медленных и запрещенных для движения зон. По данным Юрент, по количеству поездок на один самокат в сутки, это устройство оказалось в 1,5 популярнее прошлогодних моделей. Из других самокатов в парке сервиса есть Ninebot Max Plus.

Яндекс Go

Парк устройств Яндекс Go, в свою очередь, в этом году пополнился самокатами Ninebot Max Plus 2023 года. До этого сервис начал использовать устройства той же модели, но 2022 года.

Чтобы поездки были безопаснее, в этом сезоне Яндекс Go оснастил свои устройства IoT-трекерами собственной разработки. Они быстрее определяют местоположение самоката и помогают плавно снижать скорость в зонах, где много людей, — например в Парке Горького или на ВДНХ.

Карусель и lite

У кикшерингов lite и Карусель парк устройств в этом году оказался представлен моделями Ninebot Max Plus и Mankeel MK088 соответственно.

Забота об экологии

Электросамокаты сами по себе, будучи транспортом последней мили, позволяют пользователям передвигаться на небольшие расстояния, не пользуясь при этом автомобилями с ДВС. Тем не менее, сервисы продолжают развивать инициативы, призванные сделать столицу ещё более чистой.

Яндекс Go

Заботиться об экологии продолжает сервис Яндекс Go. По оценке кикшеринга, в этом сезоне он помог сократить выбросы на 168 тонн CO2. Именно столько углекислого газа могло быть выброшено машинами, если бы все поездки на самокатах сервиса с марта по июль были совершены на личных авто.

Сейчас механики и исполнители сервиса также используют специальные энергосёдла, или электросамокаты с отсеком для перевозки аккумулятора. Они помогают специалистам добираться до требующих перезарядки устройств без использования автомобилей.

Юрент

В параде новых инициатив принял участие и Юрент. Он запустил проект «Зарядные шкафы», который сокращает дистанцию от самокатов до места зарядки — и уже установил в центре города 30 хранилищ с аккумуляторными батареями. Это уже позволило сервису полностью отказаться от машин с ДВС для перевоза батарей внутри Садового кольца. Благодаря проекту Юрент смог полностью перевести весь процесс по замене батарей в центре столицы на перевозку на самокатах с ящиками. В рамках сезона проект поможет сэкономить на поездках более 10 тысяч литров бензина.

Уже сейчас в эксплуатации Юрент находится 50 электросамокатов с ящиками для перевозки батарей. Кикшеринг также запустил тестирование 2-х компактных электрогрузовиков марки Wolv FC 25 для перевозки батарей на большие расстояния. Вместимость одного электрофургона – 133 АКБ, а запас его хода без подзарядки составляет 200 км. Такая машина позволяет сэкономить на перевозках до 20-25 литров бензина за 1 пробег.

Whoosh

Кикшеринг Whoosh в этом сезоне начал тестировать электрогрузовик российского производства для перевозки батарей и самокатов внутри Москвы. Таким образом сервис планирует сократить объём выбросов от машин с ДВС. Новый электрогрузовик от бренда EVM PRO способен перевозить до 3,5 тонн за один раз, вмещая до 60 самокатов. При этом машина экономит до 10 тонн CO2 в год и может проехать до 200 км без подзарядки.

По оценке сервиса, использование электросамокатов Whoosh снизило объём выбросов от транспорта с ДВС примерно на 1 тысячу метрических тонн CO2.

Поддержка города

Департамент транспорта совместно с операторами ведёт работу по расширению необходимой велоинфраструктуры в городе и повышению безопасности. С 2021 года в Москве начали вводить медленные зоны. На сегодняшний день в Москве 250 медленных зон, 50 из которых введены на территории жилых кварталов. А еще недавно ввели новую медленную зону в Парке Горького. Теперь там для пользователей СИМ, уже сейчас в парке действуют новые правила:

  • В Партерной части — от Арки Главного входа до Андреевского пешеходного моста — скорость арендованных электросамокатов будет автоматически снижаться до 10 км/ч;
  • А вот на велодорожке вдоль набережной всё без изменений — сохранится максимальный скоростной режим 15 км/ч.

Появление новой медленной зоны в парке Горького сделает пребывание посетителей в парке еще комфортнее: водители самокатов будут ехать по своей полосе, а пешеходы неспеша прогуливаться по пешеходным дорожкам.

Кроме того, чтобы повысить безопасность движения на СИМ в городе, на базе ЦОДД работает специальный ситуационный центр. Сотрудники Ситцентра в режиме реального времени анализируют работу самокатов в городе, выявляют потребность в медленных зонах и следят за состоянием на велопарковках.

Еще у всех сервисов есть команды техников, которые отвечают за поддержание порядка на согласованных городских парковках и своевременную подзарядку самокатов. Сегодня в городе каждый день работает больше 500 техников разных кикшерингов.

Благодаря совместным усилиям города и сервисов аренды электросамокатов работа сервисов в Москве упорядочена. В планах операторов развивать сервис так, чтобы он становился еще более комфортным и безопасным для всех участников дорожного движения.

Всю информацию о кикшеринге, правилах пользования, парковках, технических особенностях самокатов и полезные рекомендации сейчас можно найти на странице Единого транспортного портала.