Повсеместная критика преследовала электросамокаты и сервисы аренды с самого момента их появления. Кикшеринги ругали несмотря на то, что их деятельность регулировали в тесном сотрудничестве с городскими властями с самого момента запуска.
Грамотная политика со временем сделала аренду электросамокатов одним из самых эффективных и безопасных способов передвижения по городу не для развлечения. Но скандалы вокруг этого вида СИМ и не думают утихать, а об его опасности кричат на каждом углу.
Что случилось
В апреле этого года в Париже прошёл общегородской референдум, в ходе которого гражданам предложили решить – хотят ли они запретить сервисы кикшеринга в своём городе. Всего в голосовании приняли участие 103 тысячи человек из 1,3 млн парижан, зарегистрированных в качестве избирателей — то есть примерно 7,5% от общего числа.
По итогам референдума 90% участвующих (из тех самых 103 тысяч опрошенных) якобы высказались за полную ликвидацию кикшерингов. Пользователей арендованных самокатов обвиняли в том, что они бросают устройства где попало, а также создают опасные ситуации на дороге. Запрет вступил в силу с 1 сентября, и компании уже убирают самокаты с улиц.
29 августа портал SuperJob опубликовал собственное исследование о том, хотят ли аналогичного запрета кикшеринга в своих городах жители Москвы и Санкт-Петербурга. Опрос показал, что 62% москвичей и 66% петербуржцев якобы выступают за полную ликвидацию сервисов аренды.
По данным исследования, за лето жителей Москвы и Петербурга, выступающих за запрет кикшерингов, стало больше на 18 и 16 процентных пунктов соответственно. И с этого момента началось полное безумие.
Что не так с исследованием
Исследование, которое вызывало весь шум, совершенно нерепрезентативно. И проблема заключается не только в малом количестве опрошенных. Сам портал Superjob.ru регулярно публикует новые материалы своего центра исследований, большинство из которых не отличаются высоким качеством.
В описании результатов опроса в Москве и Санкт-Петербурге авторы честно отметили, что участниками стали по 1 тысяче «экономически активных» людей старше 18 лет в каждом городе. Причём ответы исследователи, по их же утверждениям, собирали только с 27 по 28 августа.
В отдельном разделе на сайте авторы описали методику, с помощью которой они проводят свои исследования. Внезапно, но речь не идёт о живых интервью. Все опросы проводятся только среди пользователей SuperJob. А на основе базы данных сервиса и резюме уже составляется социально-демографическая карта со всеми связанными характеристиками.
И без того небольшая выборка была ограничена пользователями сервиса, и никто не гарантирует, что все эти люди действительно живут в указанных городах.
Тем не менее, даже такое сомнительное исследование начали массово тиражировать в СМИ, демонизируя и без того часто попадающие под атаку электросамокаты и сервисы аренды.
Этот опрос по своему подходу схож с референдумом в Париже, который в самой Франции критикуют как слабый пример «прямой демократии» – ведь явка составила всего 7,5%. Негативно настроенное меньшинство поддержало запрет, в то время как большинство мероприятие просто проигнорировало, посчитав проблему несущественной. И кроме Парижа такую меру не поддержал ни один из городов ЕС.
В большинстве городов мира, где уже присутствуют сервисы аренды, ограничения в их использовании обычно выглядят схоже. Для них, как и в России, вводят запретные и «медленные» зоны, где-то ограничивают поездки по тротуарам и дорогам общего пользования. Но это первый случай, когда спустя несколько лет работы арендный бизнес просто запрещают.
И грянул гром
«Поразительные» результаты исследования быстро перепечатали крупные СМИ. О «готовности» москвичей и петербуржцев полностью запретить аренду самокатов написал Коммерсантъ, Lenta.ru и многие другие.
Первый даже сослался на предыдущее исследование портала от мая 2023 года: тогда Superjob.ru провёл опрос в 366 населённых пунктах и выяснил, что за запрет выступают около 37%.
К сожалению, в Коммерсантъ забыли уточнить, что по всей России специалисты портала опросили всего 1600 человек. То есть около 4 представителей от каждого города внезапно стали составлять важную статистику в вопросе запрета сервисов аренды электросамокатов.
Впрочем, горячие обсуждения было уже не остановить. Ведь о запрете начали говорить и на государственном уровне.
Спикер Госдумы Вячеслав Володин в своём Telegram-канале отметил, что планирует «обязательно проработать» как минимум варианты «повышения ответственности» за нарушения правил на электросамокатах. При этом он заявил о растущей статистике ДТП и сослался на мировой опыт: запрет в Париже. По оценке спикера, проблема приобрела массовый характер.
Без ссылок на источники Володин написал, что количество ДТП с участием электросамокатов увеличилось более чем в 40 раз с 2019 года. Он также заявил, что в авариях прежде всего страдают дети и пожилые люди. Источником этой информации, он, к сожалению, не поделился. Но зато не забыл написать, что ПДД для средств индивидуальной мобильности вступили в силу только в этом году, и с ними ещё предстоит работать.
Ещё более радикальное мнение высказала российский сенатор Елена Афанасьева. Представитель Совфеда в своём Telegram-канале поддержала введённый в Париже запрет и отметила, что, по её мнению, Россия должна идти дальше по тому же пути ограничений.
При этом в интерпретации сенатора ограничения должны коснуться вообще всех электросамокатов, так как это «спасёт здоровье и жизни многих наших граждан, а некоторых убережёт от тюрьмы».
С такой логикой сенатор могла бы и поддержать идею запретить поездки на автомобилях. Статистика ДТП по этому виду транспорта всё ещё радикально превосходит любые виды СИМ. Но, пожалуй, мы не будем подкидывать ещё больше идей законодателям.
Хотя по сути Афанасьева высказала по-своему верную мысль: личные самокаты представляют собой куда большую проблему. Кикшеринги постоянно вводят новые меры безопасности и проводят образовательные школы, но они не могут физически ограничить своих клиентов от нарушения правил ПДД — только наказать их постфактум.
Одновременно с этим снова начались разговоры о вводе административной и уголовной ответственности за нарушения ПДД на электросамокатах. С такой инициативой выступили депутаты комитета по транспорту Госдумы с участием лидера фракции «Справедливая Россия» Сергея Миронова.
Инициативная группа также предложила присвоить каждому средству индивидуальной мобильности госномера. Свои требования они обосновали выросшим количеством ДТП и продажами самих СИМ.
Как всё на самом деле
Результаты опроса прокомментировали не только законодатели. Гендиректор компании Whoosh Дмитрий Чуйко заметил, что в Париже сервисы работали по системе free float – то есть оставлять самокаты можно было где угодно. В то же время в России все операторы кикшеринга находятся в диалоге с регуляторами и выступают за развитие нормативного регулирования.
И с этими утверждениями сложно поспорить. В России операторы кикшеринга действительно активно сотрудничают с городскими властями и вводят новые меры, направленные на повышение безопасности и комфорта пользователей.
С каждым новым годом работы конфликтов между госорганами и сервисами аренды становится всё меньше, а крупные разбирательства оказываются скорее единичными исключениями.
В марте этого года вступили в силу поправки в ПДД, в рамках которых в законодательство впервые ввели понятие СИМ – средств индивидуальной мобильности. Федеральные нормы установили правила для всех пользователей электросамокатов: с какой максимальной скоростью они могут двигаться, когда ехать по тротуару и дорогам общего пользования и не только.
Но эти поправки в первую очередь были важны для контроля за частными устройствами. Все крупные сервисы кикшеринга уже давно ограничивают свои самокаты скоростью в 25 км/ч и работают с городскими властями, чтобы установить «медленные зоны» и выбрать подходящие места для парковок. Первые соглашения такого вида появились в Москве ещё в 2019 году.
Столица в целом стала главной движущей силой регулирования кикшеринга. Городские власти урегулировали размещение самокатов по доступным зонам так, чтобы операторы распределяли свои устройства равномерно по всему городу — а не только оставляли их в центре. Такая мера также позволила сохранить конкурентные условия для всех.
Представители власти также ввели ограничения по количеству самокатов в парке, чтобы не переполнять улицы. Операторы начали сами ставить новые парковки, ввели медленные зоны и в целом ограничили скорость устройств. Затем по образцу Москвы оферты появились и в других городах РФ.
Именно арендные самокаты с точки зрения регулирования до сих пор можно считать одними из наиболее безопасных. За нарушение правил, которые фиксирует сам сервис, пользователи получают штрафы. А разогнаться выше установленного лимита скорости на таких самокатах тоже нельзя. Единственным слабым местом, как и везде, остаётся человеческий фактор.
Как показало наше исследование рынка кикшеринга в России за 2022 год, ДТП с участием СИМ действительно становится больше. Но это в первую очередь связано с выросшим количеством поездок: только на арендных самокатах их число выросло с 55 млн в 2021 году до 103,5 млн в 2022 году. А большинство аварий всё ещё приходятся на личные устройства.
Если в 2021 году частные владельцы самокатов составляли около 67,6% в статистике ДТП, то в 2022 году их доля была на уровне около 80%. То есть на кикшеринги приходится в разы меньший процент аварий. Правила сервисов повышают безопасность, несмотря на всю критику.
Регулирование улучшается, и сервисы активно сотрудничают с регуляторами, постоянно вводя новые меры безопасности. Компаниям самим выгодно фиксировать нарушения, чтобы не терпеть репутационные риски. И новые попытки говорить о запрете выглядят не более чем дешёвым вбросом в общественную дискуссию, которая продолжается уже несколько лет.