ЦОДД: как москвичи арендовали велосипеды и самокаты в 2021 году
Популярные маршруты и сценарии использования
Популярные маршруты и сценарии использования
В аналитическом блоге ЦОДД, в котором эксперты изучают передвижения по столице, проанализировали, как горожане ездили на средствах индивидуальной мобильности (СИМ) в 2021 году.
Самые популярные дни аренды велосипедов и самокатов — выходные без осадков с температурой 17−23°C. Однако велосипеды востребованы и в прохладные дни.
С апреля по ноябрь москвичи воспользовались велопрокатом 5 млн раз, а кикшерингом — 8,6 млн раз.
В среднем каждый самокат брали в аренду 77 раз в месяц, а велосипед — 94. Парк кикшеринга больше, этим и объясняются результаты.
Выделяют два сценария использования СИМ: транспортный и развлекательный. Рассмотрим использование СИМ в составных транспортных маршрутах подробнее.
Велосипеды — для пересадок. Некоторые станции МЦК, МЦД и метро отделены большими расстояниями. Их удобнее проезжать на велосипеде или самокате. Например, от метро «Аэропорт» до МЦД «Гражданская» ехать на метро — полчаса, пешком — 23 минуты, а добираться на СИМ — 10 минут.
Самокаты — для последней мили. Например, если человек добрался на метро от работы до своей станции, а затем арендовал самокат для дороги домой, то последний, самокатный отрезок пути, и будет считаться последней милей. В отличие от велосипедов, самокаты не привязаны к станциям аренды, и пользователи могут более гибко передвигаться по городу, добираясь до отдалённых мест.
Для прогулок на СИМ москвичи выбирают скверы и зелёные зоны. Особенно популярны крупные парки неподалёку от метро с развитой инфраструктурой. Например, парк Горького, где есть просторные ровные дороги, велоинфраструктура, точки питания, музеи, выставки и фонтаны, и парковая триада на северо-востоке Москвы — ВДНХ, Останкино и Ботанический сад.
СИМ как транспорт чаще используют в спальных районах. Например, у Северного Речного вокзала часть велосипедистов и самокатчиков направляются вглубь спального района.
В Новой Москве люди тоже активно используют СИМ для составных маршрутов и поездок на короткие дистанции. На выбор вида транспорта влияет инфраструктура. Например, жители Московского ездят до метро «Филатов Луг» на велосипедах, а внутри района передвигаются на самокатах — в самом Московском есть лишь одна станция Велобайка.
Жители новостроек охотнее пользуются СИМ из-за более развитой инфраструктуры. Во многих комплексах есть просторные лифты, безбарьерная среда, велодорожки во дворах, а также кладовые для велосипедов и самокатов.
«Из-за больших расстояний в Москве важна интермодальность, когда на общественном транспорте люди могут ездить из района в район, на велосипедах и самокатах добираться от остановки или станции метро до дома или офиса. Микромобильность появилась всего пару лет назад и сразу же стала частью жизни москвичей — мы видим популярность подобных поездок на улицах города. Распространение таких маршрутов ставит перед нами новые задачи по развитию инфраструктуры».