Риски каршеринга и как их избежать

Каршеровод Роман Вседорожный собрал простые и понятные ответы на самые популярные вопросы о возникающих рисках при использовании каршеринга.

Так уж получилось, что в медиапространстве очень много печальных историй про каршеринг, когда пользователь оказывается “крайним” и несёт потери морального и материального порядка. Сюда можно отнести и историю Александра Семенова про «Делимобиль», и случай Александра Мартьянова с «Лифкаром». Да и вообще в чате каршероводов → можно встретить много нелестных отзывов о возникших неприятных ситуациях.

Цель данной статьи — помочь новичкам, а, может, и опытным каршероводам избежать ущерба для своего кошелька и морального благополучия или минимизировать его. Не претендуя на полноту и абсолютную объективность, попробую подытожить собственные наблюдения и не только.

1. Ответственность за ущерб автомобилю

Очень часто задают вопрос: “А что будет, если я только чуть чуть поцарапал бампер, незаметно?”

Вопрос имеет только один правильный ответ: обязательно сообщите об этом оператору!

Во-первых, оператор заинтересован в вас как в честном клиенте, и с высокой долей вероятности незначительный ущерб приведет к незначительному штрафу, а у отдельных операторов и вовсе может быть оставлен без каких-либо последствий.
Во-вторых, следующий арендатор может не заметить этого повреждения, например в результате загрязнения автомобиля или плохой видимости ночью. Вся ответственность может лечь на него. Помните, что вы можете оказаться на его месте. Давайте не будем подставлять друг друга.

Были случаи, когда в лобовое стекло прилетали камни из-под колеса попутной машины. Как правило, сообщив оператору о данном факте, вы не получите никаких неприятных последствий. Однако, если трещина образовалась после вас без уведомления оператора, это может привести к серьезным санкциям.

И тем более нельзя скрывать факты ДТП с более серьезными последствиями: разбитые фары, стёкла, бамперы и т.д. Такие повреждения точно будут замечены следующим арендатором и записаны оператором на ваш счёт. Отсюда вытекает следующий вопрос:

2. Повреждения после аренды не по вашей вине

Не будем указывать название компании, но только у одного оператора есть отчёт об автомобиле по завершении аренды. У остальных он просто не предусмотрен.

Именно потому приключилась эта печальная история с каршероводом Александром Мартьяновым. Он мог не заметить повреждения или машина могла быть повреждена уже после окончания аренды, что привело к довольно неприятному штрафу.

Можно бросать в друг друга бананами и устраивать хайп, но лекарство от таких ситуаций всего одно: фотографировать всё и вся по автомобилю до и после аренды! И не нужно говорить, что вы никому не обязаны доказывать свою невиновность. Это просто мера предосторожности. Я бы отослал хейтеров к русской пословице “Береженого бог бережет”. Кому не нужны проблемы, думаю, поймут о чем я.

3. Стиль вождения и ПДД

Надо ли говорить, что пользователь каршеринга подвержен гораздо большему финансовому риску на дороге, чем владельцы личных авто? Это особенно явно видно, если внимательно прочитать договоры с большинством операторов.

И особенно данный риск многократно усиливается, если вы часто нарушаете ПДД. Ведь случись чего — и ваша ответственность почти всегда только на бумаге ограничивается размером франшизы. Если даже есть КАСКО, в случае вашей вины вы обязаны возместить оператору убытки от простоя автомобиля во время ремонта. А это не такие уж маленькие деньги.

Так что, если кто забыл что-то, учим ПДД и привыкаем водить культурно, а не только по правилу ДДД.

И помните: ни один из каршерингов не разрешает оформлять европротокол на месте. В случае ДТП вы обязательно получите море “удовольствия” от ожидания сотрудника ДПС, а иногда и личного посещения ГИБДД для получения справок.

Сидя за рулём каршеринга, вдвойне будьте более ответственным водителем, тем более что на фоне всего этого шума в СМИ всех каршероводов считают чуть ли не априори неадекватами. Давайте развеем этот миф вместе!

4. Взлом аккаунта

Говорят, что были случаи. Но когда и где — никто не пишет. И всё же элементарные меры безопасности следует соблюдать:

— Не оставляйте пароль/пин-код, который прислал вам оператор. Тем более по электронной почте. Не поленитесь его сменить. Не “12345”. Не дата Вашего рождения. И даже не дата рождения горячо любимых жены/мужа.
— Не используйте аккаунт на возможно скомпрометированных устройствах и в ненадежных сетях (к таким относятся, например, сеть Wi-Fi в метро).
— Не давайте своё устройство кому попало “позвонить”.
— Не заходите на сомнительные сайты.
— Не устанавливайте на смартфон сомнительных приложений.
— Для Android — не пользуйтесь приложением каршеринга на смартфонах с правами root.

Это пожалуй, всё на текущий момент. Буду дополнять статью по мере годных комментариев и пожеланий.

Если вы хотите написать в блог каршеровода, свяжитесь с нами по почте или напишите Polly Volkova в нашем телеграм-чате.