Договор с каршерингом простыми словами. Часть 1. Вступление

Каршеровод Иван Блинов решил разобраться в непростом вопросе ответственности пользователей по договорам с операторами каршерингов. Первая часть уже доступна для тех, кому не безразлично, что они подписывают.

Тема этого цикла статей на немного занудную, но от этого не менее важную юридическую тематику, была навеяна недавними скандалами на рынке каршеринга: то Делимобиль требовал от клиента сумму, превышающую стоимость разбитого им «Соляриса», то уже другой «Солярис» подавил людей на автобусной остановке.

Попытки угона как с целью хищения, так и с целью «просто покататься», кража комплектующих автомобиля, банальная порча салона неопрятными гражданами или хулиганами, несовершеннолетние, раскатывающие через аккаунты своих старших родственников, – все это случается вообще чуть ли не ежемесячно во всех каршеринговых компаниях.

Кто-нибудь читает договоры?

Естественно, компании стремятся максимально снизить свои риски: современная телеметрия (система управления и контроля состояния автомобиля), страхование по КАСКО и, наконец, договор. Тот самый договор, который вы, как правило, не глядя промахиваете в предвкушении будущей поездки, услышав заветные слова «Ваша заявка одобрена».

Еще недавно способы его заключения разнились: Делимобиль присылал клиентам курьера на дом, Энитайм приглашал вас к себе в офис. С приходом на рынок Белки подписание бумажной версии документов вообще не требуется (договор присоединения считается заключенным с момента прохождения верификации). Лишь потешный новичок рынка Easy Ride, по моим данным, сам пока не знает, в какой форме будет заключать договоры.

Важно понимать, что независимо от способа заключения договора после его подписания вы принимаете на себя определенные обязательства, взамен получая право ездить на каршеринговом автомобиле. Обязательств, на самом деле, на голову клиента ложится выше крыши, причем сформулированы они могут быть очень заковыристо, и не каждый человек с ходу разберется, сколько, кому, за что, при каких условиях он должен. Например, договор присоединения уже упомянутой Белки занимает 63 (!!) страницы со всеми приложениями, дополнениями, таблицами стоимости деталей авто, правилами страхования. Интересно, какой процент клиентов компании хотя бы бегло прочитал весь документ?

С одной стороны, хорошо, когда все урегулировано, с другой – рекламные постеры могут оказаться на поверку обманчивыми, ведь при разрешении спора рекламу редко когда пришьешь к делу, а подписанный договор – это официальный документ.

Я решил постараться немного облегчить эту проблему читателям нашего проекта и выпустить обзор операторов каршеринга с позиции их типовых договоров: выявить все значимые нюансы, о которых никогда не напишут в рекламе, и проверить операторов на вшивость – не содержит ли их реклама прямую ложь относительно указанного в договоре.

20% или 120% - это большая разница

Начать цикл хочется с Делимобиля, ведь именно он был фигурантом самого грандиозного скандала в истории московского каршеринга.

Фабула той истории такова: во всех соцсетях и на сайте представители компании рапортовали, что в случае ДТП клиент должен будет уплатить штраф в размере 20% от суммы ущерба. И точка.

Когда Александр попал в ДТП (по своей вине) и уничтожил автомобиль, компания стала забрасывать его гневными письмами с требованием около 600 тысяч рублей – «Солярис» в тот момент стоил дешевле…Оказывается, в своей рекламе компания скромно умолчала о том, что штраф идет вдобавок к основной сумме ущерба, то есть, на самом деле, при аварии клиент суммарно должен был выплатить 120% от ущерба.

Формально Делимобиль был прав: по Гражданскому кодексу РФ (ст. 330), штрафом (неустойкой, пеней) признается определенная договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства.

Если по-русски: не выполнил арендатор машины обязанность по договору соблюдать ПДД и беречь машину – плати штраф, который компания, скорее всего, рассматривает как априорную компенсацию убытков, вызванных будущим простоем машины в ремзоне или просто геморроем (кстати, упущенную выгоду компания может потребовать взыскать еще и отдельно).

Однако даже уплата штрафа не отменяет положения ст. 1064 ГК: вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред (кроме отдельных случаев, вроде страховки, но об этом позднее).

В случае Александра юридическая правда, конечно, на стороне Делимобиля, но с точки зрения этической – оператор ввел клиента, не имевшего больших познаний в юриспруденции, в заблуждение, создав видимость того, что штраф – это и есть вся ответственность в случае ДТП.

Та история закончилась благополучно: под страхом репутационных потерь Делимобиль снизил требования до пресловутых 20% от размера ущерба.

В следующем посте первым делом проверим, что изменилось в подходе Дели к работе с клиентами год спустя после той истории.

Если вы хотите написать в блог каршеровода, свяжитесь с нами.