«Москва 24» опять сняла репортаж про каршеринг. И это опять трэш

23 марта на телеканале «Москва 24» вышел сюжет про то, как оператор Car5 заблокировал каршероводу Сергею Гусеву автомобиль во время движения.

Большие телеканалы любят делать скандальные сюжеты на разные темы, в том числе и про каршеринг. Я уже разбирал другой очень неоднозначный материал М24. Теперь расскажу, что не так с репортажем «Спорная территория: аварийная остановка».

Опять истерика

«Газ не работает, и руль не крутится». «Автомобиль битый, на нем невозможно продолжать движение». После этих ярких слов закадровый голос под нагнетающую музыку начинает рассказывать, как москвич Сергей Гусев попал в аварийную ситуацию на каршеринге Car5.

Мрачную музыку и скандальные фразы мы слышим по ходу всего репортажа. Их используют для того, чтобы показать: история Сергея – очень важное событие, которым зритель должен заинтересоваться и обратить на него внимание.

Далее журналисты приходят в офис Car5 (01:51). Съемку они ведут в плохом качестве и в стиле скрытой камеры. Не очень понятно, почему взять интервью нельзя было в нормальном формате, не маскируя его под сверхсекретное расследование и не снижая качество ради желтизны.

Источник: М24

Иногда в репортаже появляются претензии вообще не по делу. На 5-й и 6-й минуте один из героев сюжета осматривает машину и начинает говорить про то, что она грязная, что в ней нет омывайки. При чем здесь блокировка, из-за которой вы начали снимать сюжет? Как московская грязь связана с той проблемой, по которую вы хотите рассказать?

Никак. Просто авторам нужно удержать внимание зрителя, и они начинают добавлять фарш.

Есть и совсем смешные моменты. Например, в том же офисе Car5 «менеджер» компании спокойным голосом отвечает «все равно» на вопрос журналиста (02:07). В субтитрах его ответ подписывают с восклицательным знаком, чтобы показать, насколько компании наплевать на своих клиентов.

Источник: М24

Это мелочи, но именно они и создают общий истерический дискурс, нагнетают атмосферу и вводят в заблуждение зрителей.

Все каршеринги смешали в кучу

Вообще репортаж про ситуацию с каршерингом Car5, но по ходу дела в кадре регулярно появляются Делимобиль, Белка и Яндекс.Драйв. Они тут вообще при чем?

Все это – удары по брендам, которые не виноваты в сложившейся ситуации, и вообще никаких претензий к ним по этому вопросу нет. Но телеканал смешивает все в одну кучу. Ведь для больших медиа не важно, сколько там каршерингов и чем они отличаются друг от друга.

Фактчекинг? Ну, видимо, нет.

«По сути, в каршеринге клиентов стригут, как баранов», — делится экспертным мнением «бывший сотрудник каршеринговой компании» Ким Почников. Во всех соцсетях, кстати, фамилия Кима — Постников, и, похоже, тут М24 тоже налажали. Но утверждать не буду.

Эксперт объясняет свое заявление про стрижку каршероводов, как баранов так: «Не заправил
бензин – заплатил, машина грязная – заплатил, ДТП – заплатил».

Это ложь. Некоторые каршеринги (YouDrive, EasyRide, Яндекс.Драйв) вообще не штрафуют водителей за пустой бак. Про грязную машину – тоже неправда. Если ты испачкал машину (снаружи), тебя не оштрафует ни один российский каршеринг, такого нет ни в договоре, ни на практике.

Почему авторы берут комментарий у эксперта, который говорит неправду, – непонятно.

Кроме того, штрафовать пользователя, который устраивает в машине свинарник, курит или по своей вине создает ДТП – нормально и правильно. Неужели было бы лучше, если бы за такое поведение каршеринги не наказывали и не блокировали?

И главное. Этот эксперт рассуждает уже не о проблемах конкретной компании Car5, а обо всей индустрии. И таким образом необоснованно портит отношение большой телеаудитории к каршерингу в целом и к водителям, которые каршерингом пользуются.

Все-таки есть за что похвалить

При всей дичи, которую передают в этом репортаже, назвать его абсолютным бредом нельзя. Во-первых, авторы здесь напрямую говорят о компании, а не скрывают названия операторов, чтобы просто покритиковать КШ, как это было раньше.

Во-вторых, в сюжете все же поднимают реальные проблемы каршеринга. Например, медленную и иногда некомпетентную службу поддержки (00:20, 07:30). С ней и правда бывают сложности, и над этим нужно работать почти всем компаниям.

И, конечно, история с заглушенным во время движения двигателем – это действительно дикое и неприемлемое поведение оператора. Мы все знаем, что у Car5 действительно много косяков. Некоторые даже становятся мемами.

Нам понятно также, что Car5 далеко не главный каршеринг России, и его косяков, скорее всего, нет у других операторов. Это понятно нам, но не большой части аудитории телеканала, которая не пользуется каршерингом.

Тем более, что завершается сюжет вот таким парадоксальным выводом:

«Сергей решил – лучше уж на такси. Он верит, что с другими каршерингами такого не случится, но рисковать больше не хочет»

Правильно, что журналисты поднимают проблему блокировки двигателя в движении и критикуют за нее. Но нужно ли при этом говорить и показывать ерунду ради привлечения большой аудитории? Конечно, нет. Это пошло и непрофессионально.

И тем более не нужно переносить проблему на каршеринг в целом и критиковать всю индустрию из-за одного случая.

Потому что в масштабах всего рынка эта проблема не так уж значительна. В телеграм-канале мы спросили у читателей, блокировали ли у них двигатель во время движения. 91% ответил «нет». Хотя даже 9% для такой ситуации – много.

Что на самом деле

В репортаже сказано (04:07), что, с юридической точки зрения, блокировка двигателя — это нормально. Оператора за такое никак нельзя наказать. Поэтому каршеринги используют разные лазейки в договоре, чтобы забирать у водителей деньги и ставить их жизнь под угрозу.

Это тоже неправда. Наш блогер и автоюрист Александр Беленко утверждает, что «Москва 24» опять вводит нас в заблуждение.

Вот его комментарий:

Блокировать двигатель на ходу они не имели права, так как это небезопасно. Это нарушение п. 5.3 Договора каршеринга Car5. Не исключаю, что раньше этих условий в договоре не было.

Про снятие оплаты во время движения – это возможно, когда аренда больше часа, тогда они «вправе» производить списание. Хотя по п. 3.7. Договора Car5 плата списывается после завершения аренды. А ведь Car5 могли не списывать у Сергея деньги за час, а списать в конце или выставить долг. Могли безопасно заблокировать двигатель, а не во время движения Сергея Гусева по трассе. Законно ли это? Нет.

Согласно ст. 7 Закона о защите прав потребителей, потребитель имеет право, чтобы услуга была безопасна для жизни и здоровья его и третьих лиц. Блокировать двигатель на ходу безопасно? – я думаю, нет. Суд бы поддержал Сергея Гусева.