Каршеринг peer-2-peer — это инновационный подход к совместному использованию транспортных средств, когда владельцы сдают в аренду другим людям свои личные автомобили. Исследователи из Калифорнийского университета изучили общественное восприятие p2p-каршеринга и перспективы рынка.
Опрос показал, что от 50% (в Сан-Франциско) до 75% (в Окленде) американцев вообще не слышали о p2p-каршеринге. Около 25% опрошенных владельцев автомобилей готовы делить их с другими людьми. Интересно, что те, кто пользуется общественным транспортом по крайней мере один раз в неделю, проявили больше интереса к p2p, чем ежедневно перемещающиеся на автомобиле.
Главными причинами для использования p2p респонденты называли удобство и доступность, экономию денег и больше возможностей для передвижения.
В каршеринге peer-2-peer задействованы частные транспортные средства. Места начала и завершения аренды согласовываются двумя сторонами. Владельцы машин получают прибыль от сделок с арендаторами, в большинстве случаев заключать их помогает сторонняя компания. P2p-компании предоставляют страховку и разрабатывают сайты, где кооперируются владельцы и арендаторы. В обмен на это они получают часть денег с аренды автомобилей. Хотя эти машины, в основном, старше тех, к которым мы привыкли в классическом каршеринге, p2p выигрывает за счет большего разнообразия мест, моделей автомобилей и цен на почасовую и посуточную аренду.
Считается, что p2p — это и есть непосредственное проявление экономики совместного потребления, потому что, в отличие от классического каршеринга, в обмене участвуют уже находящиеся в собственности, редко используемые ресурсы, а не обслуживаемый компанией автопарк.
Модель p2p значительно снижает производственные расходы: 70% трат операторов каршеринга — это автопарк. Тем не менее, p2p сталкивается с такими препятствиями, как оплата страховки, траты на технические нюансы, ремонт автомобиля, страх и недоверие перед совместным потреблением, проблема сбалансированности дохода и цен. Критически важным является вопрос ответственности. По статистике больше половины людей неохотно делятся своими личными транспортными средствами из-за отсутствия доверия. Одни из способов борьбы с недоверием к p2p — использование рейтинга пользователей, активная обратная связь, тщательный отбор пользователей, интеграция в социальные сети.
Опрос калифорнийских исследователей показал, что большинство (84%) людей слышали о классическом каршеринге, но больше половины из них не знают о p2p. 10% опрошенных вообще не знают слова «каршеринг». Положительные показатели выше среди тех, кто не пользуется личным автомобилем: 91% из них в курсе существования каршеринга, 40% знают о p2p. Это может означать, что люди, у которых нет машины, лучше осведомлены о разных способах передвижения.
Подавляющее большинство опрошенных были открыты к использованию других видов шеринговых сервисов, например, Airbnb (сервис краткосрочной аренды частного жилья). Также многие не против совместного использования автомобиля в случае, если это происходит через p2p-компании. 25% готовы поделиться своими личными машинами.
Оказалось, что важным показателем для открытости человека к p2p является его привычный тип передвижения, частота использования общественного транспорта.
Несмотря на низкую осведомленность, многие согласились с тем, что p2p — это удобный и доступный инновационный подход к мобильности. Владельцы автомобилей увидели в этом хорошую возможность для дополнительного заработка. Но у собственников, и у потенциальных арендаторов есть опасения из-за не до конца разрешенной проблемы с ответственностью.
Сейчас в США страхование и ответственность владельцев транспортных средств, участвующих в peer-2-peer, законодательно урегулированы только в Калифорнии, Орегоне и Вашингтоне. P2p-компании (такие, как RelayRides и Getaround) предоставляют страховку для этих машин, но необходимы более четкие правила касательно того, кто несет ответственность за не покрываемый страховкой ущерб и на ком должны лежать расходы за техобслуживание совместно используемого автомобиля.
Позиционирование в интернете, продвижение в социальных сетях должны способствовать продвижению p2p и повышению доверия к нему. Также надо изучать общественное восприятие каршеринга, демографию рынка и формировать четкое понимание бизнес-модели.
Читайте про еще один вид каршериега — business-to-business — и про то, как его внедряют в России: 2B or not 2B. Как московские операторы осваивают рынок корпоративного каршеринга