В новом выпуске подкаста «Куда мы катимся» издатель «Трушеринга» Юра Николаев поговорил с генеральным директором кикшеринга lite Русланом Тарасовым — обсудили позиции компании на рынке и конкуренцию, развитие франшизы, безопасность средств индивидуальной мобильности и планы lite на расширение. Рассказываем главное.
lite сегодня: цифры, рынок, миссия
Кикшеринг lite сегодня работает больше, чем в 120 городах России. Запустившись в 2018 году, lite был первым сервисом аренды по модели free-float (когда завершить поездку на электросамокате можно в любом месте в пределах разрешенной зоны — вне зависимости от инфраструктуры и парковок рядом) в стране. Отвечая на вопрос о позиции lite на рынке, Руслан Тарасов уточнил, что компания в первую очередь развивается в своей нише — без больших сторонних вложений.
«Ты неправильно оцениваешь нас как “четвертых” после трех больших компаний с миллиардными бюджетами. Да, lite может быть и четвертый там [среди больших игроков], но lite — номер один в России по развитию франшизы. Так, у нас больше всего городов по проданным франшизам. Сейчас у lite 120 городов работает по этой модели, в планах в этом сезоне расшириться до 150. Получается, что у нас своя стратегия и ниша, в которой мы — первые».
Руслан отмечает, что по приезде в небольшие российские города после Москвы и Санкт-Петербурга, создается впечатление, что находишься в другой стране. Например, попросту нет доставки еды или кофеен.
«С самокатами другая история. Мы как раз развиваем города с населением до 100 тысяч человек. Здесь тоже живут предприниматели, и именно им мы открываем дорогу в бизнес — с возможность работать по московской модели в своем городе».
Таким образом, миссия компании — дать бизнес мегаполисов небольшим региональным городам.
Как работает франшиза кикшеринга lite?
- Вложения на старте: от 540 тыс. рублей (за 10 самокатов);
- Отгрузка самокатов: 2-3 недели;
- Роялти lite: 15% выручки. Компания предоставляет колл-центр, эквайринг (возможность принимать безналичную оплату банковскими картами), юридическое сопровождение (в компании работает 30 человек, которые занимаются содержанием, мониторингом и сопровождением франчайзи).
Вложения распределяются линейно. Так, если на 10 самокатов нужно 540 тыс. рублей, то при масштабировании, например, при докупке еще 10-ти устройств нужна будет такая же сумма. При этом франчайзи могут докупать любое количество в зависимости от возможностей и моделей, которые хочется сдавать в аренду. Руслан рассказал о реальном кейсе, который наглядно показывает, сколько партнер может заработать и какие трудности бывают на первых этапах.
«У этого кейса есть и негативный сценарий, и “хэппи энд”. Партнер открыл город, условный Калининск, а администрация начала подставлять палки в колеса. Месяц я бился и говорил: “Слушай, мы не можем тратить столько времени…Открываем соседний город, в котором нас будут рады видеть”. Так запускаемся в Балашове: выручка 3 000 рублей на самокат, администрация рада, жители катаются. Конечно, началось тяжело, но сейчас у франчайзи 15 самокатов, которые окупятся за 2,5 месяца».
По словам Руслана, запуск федеральных компаний в небольших городах не является проблемой. Все дело в работе франчайзи: просыпается ли у него азарт с приходом конкурентов, насколько хорошо он предоставляет сервис и знает локальный рынок.
Безопасность самокатов: с помощью сервисов и без запретов
Несмотря на многочисленные заявления чиновников и депутатов о том, что электросамокаты в городе небезопасны, Руслан Тарасов относится к СИМ иначе и уверен, что дискуссия между противниками и любителями кикшеринга абсолютно нормальна.
«Я иногда сам хожу по тротуарам и боюсь самокатчиков. Это нормально. Просто если начинать разговор, то, например, “давайте снизим скорость” — это конструктивно, а “давайте запретим” — нет, потому что в многомиллиардной отрасли с миллионами пользователей задействованы десятки тысяч людей. Каждый год я замечаю, что культура пользования электросамокатами растет, и мне нравится дискуссия между двумя сторонами, это нормально. Очевидно, что тема интересна почти каждому, ведь она затрагивает около 20 млн человек».
Электросамокаты — это безопасно при правильном использовании, уверен Руслан, как, например, и машина: если нарушать ПДД, ничего хорошего не выйдет. Более того, в отличие от личных СИМ, у шеринговых есть преимущество. lite, как IT-компания, может отслеживать нарушителей правил, и блокировать их за серьезные нарушения.
Партнеры lite из Москвы: будущее компании и рынка
Генеральный директор lite прогнозирует, что московские партнеры появятся у компании в ближайшие 2 года. Так, сейчас идет анализ работы основных игроков в столице (Юрент, Whoosh, Яндекс Go). Например, изучает парки сервисов для того чтобы добавить новые, «уникальные» модели электросамокатов первыми.
«Поверьте: партнеры есть и ждут. Сейчас “отстраиваем” новые города, настраиваем операционку. Нам нужно понимать, за счет чего мы будем лучше в Москве (какая наша стратегия), а не просто выходить в лоб, допустим, с такими же ценами и самокатами, но другого цвета. Одним цветом не поконкурируешь. Мы осторожно продумываем свои ходы».
Рынок аренды электросамокатов будет только расти, уверен Руслан. Возможно, произойдет консолидация компаний — по мнению гендиректора lite, останется не более четырех сервисов, а прокат станет дешевле за счет снижения издержек. Также модельный ряд шеринговых самокатов в дальнейшем будет только расширяться.
«Вообще, рассуждая как пользователь, я бы хотел видеть новые СИМ на рынке — не только самокаты. Не так давно я был в Испании, и мне очень понравились электромопеды: классный транспорт, который есть и у меня самого, сейчас как раз тестирую и вижу в этом большое будущее. Это что-то между каршеринговым авто и электросамокатом. Например, у нас и офисы, и склады находятся в пределах ТТК, но я, допустим, не хочу отправляться на самокате, потому что где-то мне неудобно ехать по тротуару, и не хочу брать машину из-за пробки. Так, я с удовольствием беру свой электрический мопед и еду по делам».