Лучший канал о каршеринге, более 14 000 читателей!

«Каршеринговые страсти» — что с ними не так

Разбираем расследование от телеканала «Россия 24»

9 октября на телеканале «Россия 24» в эфир вышло «расследование» под заголовком «Каршеринговые страсти».

В этом сюжете Эдуард Петров совместно с сотрудниками ГИБДД участвовал в рейде на автомобили каршеринга, в котором сотрудники органов останавливали автомобили различных операторов каршеринга и проверяли водителей на опьянение и наличие прав на управление ТС.

В данном материале мы проанализируем сюжет «России 24», расскажем, почему редакция программы «Расследование Эдуарда Петрова» не справилась со своей работой как с объективной журналистикой и ответим на тезисы, поднимающиеся в данном сюжете.

Истерика и паника с самого начала

С первых секунд сюжета мы видим истеричную подачу материала (напряженная музыка, “громкие” сенсации, разваливающийся автомобиль в оклейке каршеринга). Авторы сюжета заведомо говорят зрителю о том, что каршеринг — зло, опасность, и не надо с ним связываться. Что полностью противоречит объективной журналистике и подчеркивает непрофессионализм авторов.

Чужое не жалко. Дрифт и опасное вождение

Самой первой темой в сюжете обозначается, что каршеринговый автомобиль чужой и что все каршероводы небрежно относятся к нему: дрифт, игра в шашки на МКАДе и тд.

“Чужую не жалко. Именно так относятся к автомобилям большинство клиентов каршеринга,” — заявляет Эдуард Петров на второй минуте сюжета. “Как следствие, ДТП с такими машинами — это почти всегда пострадавшие и жертвы,” — продолжает Петров в своем спиче.

Закрадывается вопрос: почему тогда сообщество каршероводов так многочисленно и только растет, если большинство ДТП с каршерингом — это обязательно смерть, травмы и т.д.

Типичный автомобиль каршеринга по мнению «России 24»

Статистика говорит нам об обратном. Так, каршеринг Яндекс.Драйв сообщил, что к 2021 году средний пользовательский стаж вождения вырос до 12 лет. Вместе с тем доля водителей с небольшим стажем (от двух до четырех лет) сократилась почти в два раза — до 12 процентов, а доля опытных водителей (со стажем от 15 лет), наоборот, удвоилась и достигает 30 процентов. Также, средний возраст водителя составляет 31 год; большинство из них — семейные люди, имеющие детей; 81,5% имеет высшее образование; у 78,5% доход средний или выше среднего.

Также, эксперты отмечают, что на 1000 пользователей в 2018 году приходилось 2,02 ДТП, а в 2019 году — 2 ДТП. Несмотря на то, что парк и количество поездок в эти годы выросли, количество ДТП практически не изменилось.

Это в очередной раз подтверждает тот факт, что за рулем каршеринга находятся те же самые водители, которые водят личные автомобили, и проблема не в каршеринге, а в людях.

Купленные аккаунты и поддельное водительское удостоверение

На протяжении всего видеоролика в кадр попадают ситуации, когда сотрудники ГИБДД просят водителя показать приложение каршеринга, чтобы удостовериться, что аккаунт принадлежит ему.

Во всем сюжете был показан лишь один водитель, управлявший автомобилем каршеринга не со своего аккаунта, и то, нам показана очень мутная история, в том числе и с человеком из “службы каршеринга”, который приехал забирать этот автомобиль. Этот человек заявляет что за ночь у него может быть по 2 таких вызова. Откуда эта статистика, какого именно каршеринга, откуда он вообще взялся, или сработала журналистская удача? Неизвестно.

Да, действительно, проблема покупки аккаунта в каршеринге сущестововала, но только на его заре, около 4 лет назад. На данный момент все операторы каршеринга отладили систему верификации пользователей.
В систему верификации входит несколько параметров:

  • скоринг при регистрации;
  • запрет загружать фотографии документов (их можно сделать только в приложении);
  • двухфакторная авторизация;
  • анализ стиля вождения;
  • селфи перед поездкой, которое автоматически сверяет лицо водителя и лицо на документах;
  • различные разработки компаний.

Редакция Трушеринга интересовалась вопросом фейковых аккаунтов еще в апреле 2021 года, и уже тогда мы получили исчерпывающие комментарии от игроков рынка:

«Мы первыми ввели селфи-проверку, которая является достаточно эффективным методом в борьбе с фейками. Кроме того, система умеет распознавать, если в аккаунт пользователя выполнен вход с нового устройства. В этом случае мы уведомляем клиента, если вход выполнил не он, то он может деавторизоваться на всех устройствах».

Пресс служба Ситидрайв (ex-YouDrive)

«В нашем сервисе проблема полностью побеждена, потому что технологии, которые мы используем, позволяют выявить все попытки манипуляций с аккаунтами. Эта технология называется Liveness (технология обязательного «живого» селфи)».

Пресс-служба компании Делимобиль

«Бывает так, что открыть машину и сесть за руль хочет не тот, кто владеет аккаунтом. С помощью особых алгоритмов мы понимаем, когда так происходит. Тогда Драйв просит у водителя снять селфи и отправить его на дополнительную проверку. Без такой проверки невозможно будет начать аренду».

Пресс-служба компании Яндекс.Драйв

Об улучшении в сфере фейковых аккаунтов говорят и сторонние организации:

«Ситуация с фейковыми аккаунтами улучшается. Каршеринговые компании системно работают над этим».

Пресс-служба "Ренессанс страхование"

Пьяные водители за рулем каршеринга

Вторым по важности пунктом сюжета стало выявление среди потока автомобилей людей в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

На 30 минуте в кадре появляется водитель, который проходит тестирование на наличие алкоголя в крови. Алкотестер показал отрицательный результат, но у сотрудников ДПС возникли подозрения в том, что водитель находится в состоянии наркотического опьянения. Водитель отказался от медосвидетельствования.

И всё? Только 1 человек за 48 минут хронометража, и это в 12-миллионной Москве. Это успех, товарищи.

Проблема пьяных водителей действительно существует, и не только среди водителей каршеринга. Следует помнить, что чаще всего пользователи каршеринга — это такие же люди, которые могут водить и автомобиль без оранжевой оклейки.

Операторы каршеринга осведомлены о проблеме пьяных водителей. Так, например, каршеринг Делимобиль с сентября 2020 года запустил тестирование водителей на опьянение и усталость. Тестирование проводится в приложении каршеринга перед поездкой: это викторина или опрос с разными заданиями, в которых нужно подобрать определенную последовательность цифр или фигур на скорость, а сами задания подобраны с учётом рекомендаций полиции и наркологов. Тестирование проводится только при бронировании машин ночью: с 23:00 до 05:00.

Утечка данных из каршерингов

На седьмой минуте видео рассказывается история фотографа, который зарегистрировался в одном из сервисов каршеринга и позже начал получать сообщения, в которых неизвестные люди требовали денег, иначе его данные грозили использовать в мошеннических операциях. В сообщении была фотография мужчины с паспортом и ВУ в руках. Как поясняет потерпевший, такой набор документов он делал только для регистрации в каршеринге.

Если бы это обвинение подтвердилось, дело давно было бы передано в суд (эта ситуация произошла год назад) и было бы очень громким — учитывая повышенное внимание СМИ и общественности к каршерингу. Но в очередной раз авторы сюжета продемонстрировали свой непрофессионализм, ведь проблема утечки данных давно неактуальна, и спекулирование громкой темой ради заголовков еще раз показывает всю “желтушность” сюжета.

Ни один из ныне работающих крупных операторов ни разу не был замешан в подобных утечках. Подозрения были, но каждый раз выяснялось, что фотографии документов были «слиты» из других источников, а операторы каршеринга непричастны к происходящему.

Проблема была актуальной много лет назад, и случаи утечки данных от нескольких ныне закрывшихся операторов были подтверждены. Но основные игроки рынка никогда не были замешаны в подобном. А для тех, кто все равно переживает за свои документы, мы писали подробный материал о том, как дополнительно себя обезопасить.

Каршеринг используют для перевозки запрещенных веществ

На пятнадцатой минуте сюжета в кадр съемочной группе попадаются трое мужчин в автомобиле каршеринга. После досмотра автомобиля под сиденьем водителя находят пачку боевых патронов.

В самом начале сюжета (2:38), появляется дисклеймер по 49.1 статьи конституции рф “Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его вина не будет доказана в предусмотренном законом порядке”. В кадре мы лишь видим людей и боевые патроны (по заявлению сотрудников МВД). Далее мы видим как корреспондент задает наводящие вопросы подозреваемому (водителю каршеринга).

Для людей, занимающихся незаконными действиями, каршеринг — это худший сценарий его использования. Потому что автомобили каршеринга чаще других останавливаются сотрудниками ДПС и с большим пристрастием осматриваются и досматриваются (это упомянули даже в самой программе).

Также все автомобили привязаны к аккаунту водителя и оснащены треккинг-системой, что позволяет быстро отследить, кто и куда едет.

Штраф за парковку на газоне 300 тысяч рублей

На 11 минуте сюжета рассказывается история Алисы Голуенко, которая приехала к велодрому в Крылатское и оставила автомобиль, как она считала, на бесплатной парковке.

Как заявляет Алиса, она оставила автомобиль по правилам, а рядом уже стояли автомобили других каршерингов, и вообще место выглядело как парковка. Затем Алисе был выписан штраф 300 тысяч рублей за парковку на газоне.

Разберем сначала сам метод парковки.

Согласно пункту 12.2. ПДД, ставить транспортное средство разрешается в один ряд параллельно краю проезжей части. Двухколесные транспортные средства без бокового прицепа допускается ставить в два ряда.

Способ постановки транспортного средства на стоянке (парковке) определяется знаком 6.4 и линиями дорожной разметки, знаком 6.4 с одной из табличек 8.6.1 — 8.6.9 и линиями дорожной разметки или без таковых.

На предоставленных в сюжете фотографиях автомобиль расположен явно не параллельно краю проезжой части, а поперек нее. Что рождает множество вопросов: что же побудило Алису поставить автомобиль именно таким образом? Есть ли в правилах пункт, что, если другие паркуются неправильно, то и мне так можно?

Почему же штраф 300 тысяч, а не 5?!

В Москве за парковку на газоне для физических лиц штраф составляет 5 тысяч рублей, а для юридических (все каршеринги) — 300 тысяч рублей.

При подобном нарушении штраф сразу выставляется на оператора, то есть, на юридическое лицо. Перевод штрафа с юридического лица на физическое — очень трудоемкая и бюрократическая процедура, которая на 90% зависит не от оператора каршеринга. В договорах всех операторов прописана сумма штрафа за парковку на газоне, и она составляет именно 300 тысяч рублей по вышеперечисленным причинам.

В интересах как пользователя так и оператора каршеринга не парковаться на газоне.

Все автомобили в каршеринге старые и опасные

На всем протяжении сюжета нам говорят грозным голосом, что автомобили каршеринга это опасно, они разваливаются на ходу и вообще чудо, что они до сих пор ездят. Однако авторы опускают то, что основной парк каршеринга — это автомобили возрастом до 3 лет. Также они проходят регулярный технический осмотр и ремонт. Тогда как средний возраст автомобиля по РФ на начало 2021 года составил 14 лет, что в 4,5 раз больше чем возраст любого авто каршеринга.

Кстати, еще один занимательный факт: когда в кадре на 36 минуте Пётр Шкуматов рассказывает про износ автомобилей каршеринга, вместе с ним нам показывают автомобили МатрёшCar и Anytime. Стоит ли напоминать, что уже давно каршеринг МатрёшCar закрылся, а Anytime был поглощен Делимобилем?

Комментарии от операторов каршеринга

На 46 минуте ролика закадровый голос говорит нам “Мы написали и отправили много запросов, удивительно, но никто из представителей крупных каршеринговых компаний так и не согласился участвовать в нашей программе. Видимо им нечего сказать”.

А что говорить-то?! Как вы передергиваете с темы на тему? Или о том, как вы манипулируете фактами? Ничего удивительного, что никто из представителей не согласился участвовать в этом фарсе лжи и истерики.

Итоги

Сюжет построен на передергивании фактами, мечется от истерики к истерике и пытается зацепиться хоть за что-то. В кадре постоянно появляются короткие видеоролики с авариями и опасным вождением. Где же ролики о том, как автомобиль каршеринга спокойно “тошнит” в пробке или мирно стоит на парковке?

В репортаже каршеринг показан как зло, а каршероводы — как неадекваты, но на всем протяжении сюжета нам показывают лишь отдельных индивидуумов и пытаются убедить, что все водители каршеринга такие. Ездят пьяными, гоняют в потоке, катаются на крыше авто. Проблема не в каршеринге, а в людях, и даже если убрать каршеринг, то эти “люди” найдут, где применить свою силу и прыть.

Мы не пытаемся полностью обелить все каршеринг-сообщество и не пытаемся сказать, что в каршеринге нет никаких проблем — правильно, что проблемы обсуждаются. Говорить о них – нужное дело, которое поможет сделать рынок лучше. Но скатываться в желтизну, передергивание фактов и непонятные цифры статистики — это как минимум непрофессионально.

Правила сообщества
  • комментируйте!
  • будьте вежливы, уважайте участников;
  • старайтесь оставлять информативные, полезные и интересные комментарии;
  • соблюдайте действующее законодательство;
  • мы не приветствуем размещение промокодов и рекламы;
  • лучшие комментарии будут отмечены редакцией;
  • вы тоже можете стать автором или участником проекта и продвигать свои промокоды;