Что происходит
Санкт-Петербургский Комтранс инициировал внесение изменений в Правила благоустройства территории Санкт-Петербурга, согласно которым, в частности, размещение прокатных электросамокатов будет возможно только в пунктах проката. Пункт проката определяется как «уличное оборудование, предназначенное для предоставления владельцами средств индивидуальной мобильности: самокатов, электросамокатов, электроскейтбордов, гироскутеров, сигвеев, моноколес, на основании гражданско-правовых договоров в пользование физическим и юридическим лицам».
На сегодняшний день многие операторы кикшеринга в Санкт-Петербурге работают по модели free-floating, по которой завершить аренду на самокате можно в любом месте в пределах разрешенной зоны; инфраструктура в виде станций или парковок для free-float-кикшеринга не требуется. Другие операторы регламентируют места завершения аренды — парковки. Но они также не пользуются станционной моделью.
Если изменения в Правила благоустройства будут приняты, то районные администрации смогут изымать самокаты, оставленные вне пунктов проката.
На данный момент внесение изменений находится в стадии общественного обсуждения. Внести свои предложения для обсуждения проектов может любой посетитель Портала для публичного обсуждения проектов и действующих актов органов власти.
Почему станционная модель — это плохо?
1. Теряется возможность транспортного использования
Операторы и эксперты рынка отмечают, что необходимость работать по станционной модели «убьет» транспортный сценарий использования кикшеринга.
Кикшеринг давно перестал быть прокатом развлекательной техники и стал современным видом городского транспорта «последней мили».
Если уменьшить число доступных мест завершения парковки, использовать самокаты для решения транспортных нужд будет сложнее; кроме того, отрезанными от сервиса останутся жители отдаленных и менее благополучных городских районов.
Потенциальной проблемой бесстанционной модели может быть «захламление» городских улиц брошенными самокатами (на это и ссылается Комтранс), однако у крупнейших операторов есть специальные команды, которые разгружают парковки со скоплением самокатов и наводят порядок:
«Мы используем скаутов — это сотрудники, которые собирают самокаты, оставленные пользователям и возвращают их на парковки, поддерживают на них порядок».
2. Организация станционной инфраструктуры — это сложно
Когда кикшеринг работает по бесстанционной модели, он пользуется виртуальными парковками, и в таком случае площадь парковочного места совпадает с площадью стоящего на нем самоката, а если самоката нет, то это место свободно.
Чтобы при этом поддерживать порядок, операторы, помимо использования волонтеров и скаутов, предлагают ввести разметку. Об этом говорит и Дмитрий Чуйко, который поясняет, что разметка не позволит промахнуться и поставить самокат поперек пешеходного движения, и Андрей Азаров, который ссылается на удачный опыт внедрения разметки Urent в Адлере.
3. Кикшеринг — это транспорт последней мили
Если пользователям придется долго идти до самоката и завершать аренду далеко от пункта назначения, это осложнит использование кикшеринга и снизит его популярность и удобство.
Кроме того, эксперт по городскому и транспортному планированию Алексей Радченко отмечает, что, согласно данным международных исследований, при использовании станционной модели самокаты остаются только в крупных насыщенных точках города.
С ним согласен и Андрей Азаров. Сооснователь Urent отмечает, что основой для развития сценария «последней мили» является большое количество точек завершения аренды. Только в таком случае пользователи могут пользоваться самокатами для поездок, например, от станций метро и ОТ вглубь спальных районов.
А Дмитрий Чуйко также обращает внимание на то, что бесстанционная модель, в отличие от станционной, позволяет очень быстро подключать к сервису целые районы города, а также перемещать парковки или отмечать новые по просьбе граждан — то есть, делать сервис удобным для пользователей.
Еще один важный момент: обычно создание инфраструктуры является прерогативой властей. Однако Дмитрий Петрожицкий из Ассоциации микромобильности РФ отмечает, что их возможности ограничены:
«Если петербургские улицы не удалось оборудовать велодорожками достаточной протяженности, то снабжение горожан необходимым числом парковок еще менее вероятно. А значит, основным эффектом предлагаемых требований станет локальный коллапс индустрии кикшеринга. Ограничение числа и формата парковок повлечет сокращение доступного парка СИМ. Большей части пользователей придется отказаться от нового вида транспорта, ставшего частью современного образа жизни».
Петербург — лидер в области кикшеринга?
Эксперты отмечают, что Северная столица вполне могла бы стать столицей кикшеринга — в России и даже в Европе:
«Мы верим в то, что Петербург может стать европейской столицей кикшеринга (опыт Осло, Копенгагена доказывает это), однако для этого необходимо дать сервисам кикшеринга возможность определять места для парковок и не ограничивать работу бизнеса в этом направлении».
Также для развития микромобильности власти должны поддерживать диалог с операторами и помогать им в части инфраструктуры:
«В идеале, если Санкт-Петербург хочет остаться одним из лидеров по развитию микротранспорта, такую инфраструктуру [как в Москве] власти города должны развивать самостоятельно, легко и играючи преодолевая бюрократические барьеры на муниципальном уровне».
В противном случае сохранять лидерство Санкт-Петербургу не удастся:
«Идти до самоката надо будет дольше, поставить рядом с местом назначения сложнее — все это окончательно убьет образ Петербурга как привлекательного для туристов и жителей города».
А может, станции все-таки не так плохи?
Эксперты отмечают, что станционная модель неоднократно показала себя неэффективной. Международные исследования выявили, что станционная модель приводит к тому, что большая часть территории городов оказывается лишенной полноценного обслуживания. Станции удобны лишь для организации проката в парках, ведь невозможно организовать достаточное число станций для того, чтобы удовлетворить транспортные потребности горожан.
«Мы видим перед глазами пример Казани, где искусственное ограничение числа парковок (с тысячи до 122) уже сказалось на удобстве шеринговых самокатов для пользователей и привело к снижению числа поездок среди пользователей Urent на 30%. В настоящий момент мы оцениваем ситуацию в регионе — имеет ли нам в принципе смысл продолжать работать здесь».
«Подобный негативный опыт с привязкой кикшеринга к станционным парковкам уже был: Самокат Шеринг так и не смог выстроить эффективную с точки зрения доступности для граждан и экономически выгодную модель бизнеса. Да и зарубежный опыт показывает, что виртуальные парковки значительно превалируют над стационарными пунктами проката и имеют ряд подтвержденных преимуществ».
Истина где-то посередине
Итак, мы выяснили, что станционная модель тормозит развитие кикшеринга и не позволяет ему выполнять свою транспортную функцию. При этом модель free-float не нравится городским властям, поскольку создает вероятность «захламления» улиц города.
Существует и третья модель, по которой и так сегодня работают многие операторы кикшеринга: сервисы работают без станций, но регламентируют места завершения аренды.
«Если Санкт-Петербург хочет избавиться от free-float парковок, то властям не стоит изобретать велосипед: достаточно перенять успешный опыт гибридного типа парковки микротранспорта, который используют в Москве.
В Москве себя прекрасно зарекомендовали парковки для СИМ, так называемые «улитки» или их аналоги. Они позволяют поддерживать смысл микротранспорта («последняя миля») и не портят облик города».
Однако Дмитрий Петрожицкий отмечает, что опыт Москвы беспрецедентный для нашей страны, поскольку только московский Дептранс располагает достаточными ресурсами для создания масштабной городской инфраструктуры. По мнению Дмитрия, регионы не смогут повторить этот опыт в силу высокой цены вопроса.
При этом Юра Николаев убежден, что город и операторы могут работать вместе, и игроки рынка будут готовы принимать активное участие в развитии паковочной инфраструктуры города, поскольку это необходимо для всех.
А как в Петербурге сейчас?
Летом 2021 года флот электросамокатов в Северной столице продолжил расти. Среди крупнейших игроков, работающих в городе: Urent, Whoosh, MOLNIA, Eleven.
Самые крупные — Urent и Whoosh — работают по системе виртуальных парковок.
Отношения города и операторов обострились в этом году, и власти уже приняли ряд решений, ограничивающих работу компаний.
9 июня операторы кикшеринга и городские власти установили новые правила размещения самокатов, которые достаточно жестко регламентируют разрешенные для парковки места. Так, в частности, электросамокаты запрещено размещать:
- на тротуарах шириной менее 1,5 м;
- ближе 15 метров от остановок, станций метро и парков, скверов;
- в парках, на газонах и т.д.
Кроме того, правилами предусмотрены территории, на которых размещение и передвижение самокатов вообще запрещено: Дворцовая и Сенатская площади, Малая Морская улица.
Почему Петербург так жестко взялся за кикшеринг?
Этот сезон начался для петербургских операторов не очень удачно. Сперва СК возбудил уголовные дела по поводу нескольких ДТП на электросамокатах. Затем СК проводил обыски у части операторов.
В результате в ночь на 8 июня операторы убрали самокаты с карт и приостановили работу в городе до урегулирования ситуации с властями.
Затем было принято вышеупомянутое соглашение, вводящее ограничения в работу операторов, но теперь власти вновь выступают с ограничительными инициативами.