Что произошло
13 июля Роман Клин на своей странице в Facebook опубликовал пост о том, что его незаслуженно заблокировали в Яндекс.Драйве. Роман утверждает, что в день, когда ему пришло уведомление о блокировке, нарушений скоростного режима не было, как и за день до этого.
Превышение скоростного режима имело место за неделю до инцидента, за что пользователь уплатил штраф.
В колл-центре оператора Роману сказали, что телематика зафиксировала неоднократное превышение скорости в жилой зоне (125 км/ч). Роман утверждает, что с такой скоростью в указанных населенных пунктах ехать невозможно, так как на дорогах лежачие полицейские.
Позже представители Яндекс.Драйва прислали разъяснение ситуации по почте. Оператор указал, что Роман превышал скорость на 30-50 км/ч. В комментариях к посту представитель Яндекс.Драйва пояснил, что телематика берет данные со спидометра, поэтому проблемы с интернетом (которые отмечались во время поездки) никак не влияют на точность данных.
Также в комментариях к посту несколько человек отметили, что не удивлены блокировке, так как Роман «опасный водитель, и его надо банить и перевозить на общественном транспорте».
Как вообще работают блокировки у Яндекс.Драйва?
Яндекс.Драйв развивает технологии автоматического мониторинга скорости и контроля за стилем вождения пользователей с самого запуска.
Нарушения ПДД или агрессивная манера вождения фиксируются в режиме реального времени благодаря тому, что все основные узлы и агрегаты машин подключены к телематической системе. На основе данных телематики и истории поездок алгоритм строит обезличенную индивидуальную модель для каждого пользователя, учитывая разные параметры вождения.
Мониторинг скорости производится тоже при помощи телематики: система фиксирует местоположение машины и ее ускорение. Фактическая скорость сверяется с разрешенной на конкретном участке на основе данных Яндекс.Навигатора. Если реальная скорость регулярно превышает разрешенную, пользователю приходит соответствующее сообщение. По словам оператора, это происходит независимо от того, приводит превышение к штрафу или нет.
Если алгоритм понимает, что риск попадания в ДТП слишком высок, то пользователю приходит сообщение «вези себя хорошо». Такое предупреждение может сопровождаться ограничением доступа к сервису на несколько дней.
Мы обратились к оператору с вопросами, чтобы разобраться в этой ситуации.
Может ли оператор получать данные, если машина не подключена к интернету?
Для получения данных об автомобиле в режиме реального времени интернет является совершенно необходимым. Но и в случае его отсутствия решение есть:
«Данные о текущей скорости автомобиля мы получаем с помощью встроенной телематики напрямую из CAN-шины автомобиля.
Чтобы получать информацию о скорости в реальном времени действительно нужен интернет. Но если по какой-то причине интернета нет (что очень маловероятно), показания о скорости записываются в blackbox телематики, и мы получаем их сразу, как восстановится связь»
А как рассчитывается скорость автомобиля?
В комментариях к своему посту Роман Клин писал, что «рассчитанная по GPS реальная скорость всегда несколько меньше показаний спидометра». Но оказалось, что Яндекс.Драйв считает скорость не по GPS:
«Скорость рассчитывается не по GPS - через CAN-шину мы получаем данные о скорости, которые совпадают с данными на спидометре автомобиля. Фактическая скорость сравнивается с разрешенной согласно правилам ПДД на конкретном участке дороги - информацию об этом мы получаем из сервиса Яндекс.Карты».
Может ли техника ошибаться?
В работе телематики могут случаться погрешности: в редких случаях GPS-позиционирование может оказаться неточным. Но в таких случаях Яндекс.Драйв использует нормализацию на дорожный граф:
«Берется последовательность сырых GPS координат, которая накладывается на дорожный граф, таким образом фильтруются возможные выбросы из-за наличия рядом различных строений.
Качество работы такой нормализации можно увидеть в нашем приложении, все свободные автомобили отображаются аккуратно на дорогах».
Законно ли блокировать пользователей?
Мы попросили прокомментировать правомерность блокировки на основании нарушения скоростного режима автоюриста Александра Беленко:
«Ситуация типичная. Видимо, при частом превышении скорости, система распознала пользователя как потенциально опасного и наложила предупредительную блокировку аккаунта. Сделано это в целях безопасности пользователя, безопасности каршеринга и третьих лиц.
Яндекс. Драйв, как и другие каршеринги, оставляет за собой право блокировать пользователя. Кто-то указывает причины, кто-то объясняет это уже постфактум. Но, так или иначе, смысл в том, что это их право: блокировать и приостанавливать доступ к сервису или нет.
Критерии блокировки у каждого каршеринга свои, но все сводится к недопущению убытков и вреда здоровью. Поэтому такие факторы как превышение скорости - повод для каршеринга задуматься, когда такой пользователь из-за превышения скорости попадет в ДТП.
В целях недопущения таких ситуаций и происходит блокировка, сначала временная, а затем и вечная».
Операторы могут прибегать и к другим мерам. Они вправе устанавливать собственные ограничения:
«Сейчас идёт много обсуждений возможного снижения минимального порога скорости, с которого будет выписываться штраф до 10 км/ч. Обладая правом управлять условиями предоставления своих услуг, каршеринговые компании могли бы ввести эту меру без изменений КоАП РФ. С учетом роста популярности сервиса и автопарка каршеринга, это сделало бы наши дороги безопаснее»
Зачем вообще это делается?
Яндекс.Драйв — далеко не единственный каршеринг, который следит за скоростью и манерой вождения. Временная блокировка «опасных» водителей есть у всех крупнейших операторов.
Почему нарушителей скоростного режима считают опасными? По словам Дмитрия Усанова, именно превышение скорости чаще всего приводит к серьезным авариям. В пример он приводит сравнительную статистику по ДТП в Москве в мае 2019 и 2020 годов. В этом году из-за режима самоизоляции в Москве произошло на 60% меньше ДТП, чем в мае прошлого года. При этом количество погибших в ДТП людей снизилось всего на 19%. По мнению Дмитрия, это прямое следствие свободных дорог и более высокой скорости потока. Поэтому блокировка пользователей, которые превышают скорость, — это реальная забота о безопасности участников дорожного движения.
«Мы уверены, что Яндекс сделал все правильно. Превышение скорости - самая популярная причина крупных ДТП в каршеринге, когда автомобиль нельзя восстановить. Водитель просто не справляется с управлением, так как на высокой скорости любой резкий манёвр опасен»
Наряду с блокировкой операторы каршеринга используют и другие способы привлечения внимания к вопросам безопасности Так, например, Делимобиль поощряет аккуратных каршероводов сниженной ценой, а YouDrive — дополнительными баллами.
По статистике, предоставленной Яндексом, 95% пользователей, которые получили предупреждения, изменили манеру вождения и стали ездить аккуратнее. Остальные 5% в конечном итоге были заблокированы в сервисе навсегда как злостные нарушители.
А помимо обеспечения безопасности, блокировка нарушителей и поощрение аккуратного вождения влияет на имидж операторов. Вот что думает на этот счет основатель Трушеринга Юра Николаев:
«Так уж получается, что отдельные пользователи каршеринга считают, что чужие машины не жалко, а оранжевая оклейка добавляет им суперсилу и защищает их и окружающих от повреждений и летальных исходов во время ДТП. Часто это оправдывается тем, что “минуты идут, деньги капают”. В результате общее восприятие ВСЕХ автомобилей с оранжевой оклейкой другими участниками движения становится негативным.
В условиях постоянных информационных нападков из СМИ и соцсетей на проблемы с аварийностью автомобилей каршеринга и, скажем так, избыточно безответсвенный стиль вождения каршероводов сервисы каршеринга не могут оставваться в стороне. Кроме проблем с ремонтом поврежденных в результате ДТП автомобилей, судов и прочих сопуствующих неприятностей, операторы сталкиваются с необходимостью отмывать имидж каршеринга в публичном поле. Что, конечно, сделать теперь крайне трудно.
В результате сервису проще заблокировать пользовтеля, который водит агрессивно, систематически нарушает скоростной режим и не боится штрафов от ГИБДД, чем пытаться с ним договориться и оправдаться в соцсетях.
Лично я такую инициативу поддерживаю. Если штрафы не пугают (тут должен быть отдельный разговор про прогрессивную шакалу штрафов), на автомобиль, свою и чужие жизни наплевать, то надо лишать возможности брать автомобиль.
Полагаться на данные телематики в данном случае можно и нужно. Она, разумеется, тоже ошибается, но заметно реже, чем ошибается человек».
Что говорят пользователи?
Мы провели опрос о блокировках в Яндекс.Драйве, и 84% опрошенных ответили, что их никогда не блокировали.
12% респондентов указали, что блокировка следовала после нарушения ПДД.
И лишь 4% отметили, что не нарушали, но их блокировали.
При этом блокировка без нарушения ПДД могла последовать по причине нарушения правил сервиса.
Подведя итог
Телематика почти никогда не ошибается, но даже на случай ее ошибок у любого оператора есть возможность установить истину.
Вероятность того, что вам беспочвенно вменят нарушение ПДД, стремится к нулю.
А блокировка — это вполне легитимный инструмент борьбы с недобросовестными водителями.