Наш канал в Телеграм

Первые клиенты Энитайма – о том, каким был каршеринг в самом начале

Грусть и ностальгия.

В июне Anytime объявил о том, что прекращает работать как каршеринг в Москве и будет развивать сервис аренды премиальных автомобилей Anytime Prime.

Энитайм – первый российский каршеринг, который запустился в Москве еще в 2012 году (за три года до Делимобиля и за шесть лет до Яндекс.Драйва). Мы поговорили с клиентами Энитайма, которые пользовались им еще до того, как каршеринг стал таким популярным московским сервисом с оранжевой оклейкой.

Как начал пользоваться Энитаймом?

Кирилл Курашев, клиент Энитайма с 2015 года:

Когда пришла новость о закрытии Anytime, я ехал за рулём — и даже за рулём я сразу же списался с другом, ещё одним олдскульным клиентом первого московского каршеринга, и мы начали меряться датой первой поездки.

Моя первая поездка была 22 июня 2015 года — я как раз только-только получил год стажа, сразу же поехал регистрироваться. Об Anytime весной 2015-го рассказывал мой одногруппник в рамках какого-то семинара. Мы тогда обсуждали его презентацию на паре и не могли вообще придумать, как и зачем этим пользоваться — разве что кто-то предложил на таких поминутных машинах ездить на шашлыки отдыхать.

И всё же мне стало интересно сесть за руль в Москве самостоятельно, не покупая машину и не снимая машину посуточно (дорого же, блин). Чтобы зарегистрироваться в сервисе, нужно было съездить в БЦ «Барклай Плаза» (или как-то так оно называлось). Минут 30 в офисе, переписывание всех на свете данных, и готово. Скоро дали доступ, сел и поехал.

Максим Овсянников, клиент Энитайма с 2015 года:

Точно помню, что видел рекламу ещё в 2013-2014, но почему-то тогда мысль о том, что автомобиль можно оставлять где угодно, а всё управление осуществляется через телефон, очень пугала, поэтому сразу не рискнул.

Потом любопытство всё-таки взяло верх, я скачал приложение и решил попробовать. Регистрация тогда была через офис, нужно было приехать в «Барклай Плаза», где тебя вежливо встречал сотрудник, провожал через бизнес-центр в их офис и в переговорной передавал договор для подписания. Я ждал неделю, после чего решил позвонить им и спросить, не забыли ли они про меня. Почти сразу после звонка меня активировали.

В автопарке, в основном, были Hyundai Solaris, Volkswagen Polo и Chevrolet Cruze. Ещё были BMW 116i и парочка Мерседесов (за которыми, кстати, была большая охота), но они мне были недоступны из-за возраста. Цены были смешные — 5 рублей за минуту езды и 1,5 рубля за минуту ожидания. Потом они стали повышаться, конечно.

Андрей Стратиенко, клиент Энитайма с 2014 года:

Примерно в 2014 узнал об Энитайме из статьи на РБК. Сразу заинтересовался не столько оператором, сколько самим новым видом транспорта. Решил не только зарегистрироваться, но и изучить возможность вложиться в них, потому что считал идею перспективной.

Сразу начал считать перспективу заменить своё собственное авто по затратам. В результате зарегистрировался с исключением для меня из-за документов (есть моя подробная статья по этому поводу), а от идеи инвестировать отказался.

Общался с Антоном Гусевым [директором по развитию Энитайма – примечание ТШ]. Исходя из их данных и предложений по инвестированию, пришёл к выводу, что спрос недостаточен. Тогда Солярис (кстати, Гусев говорил, что она наиболее выгодна по обслуживанию, как и Киа Рио) с установкой оборудования стоила чуть меньше 700 тысяч. Для минимума окупаемости я грубо рассчитал, что надо в день с машины собирать не менее 2 200.

По их статистике, не каждая машина столько собирала. Не помню точно, но из декларируемого ими парка примерно в 150 машин около 80-100 машин были их собственными, остальные инвесторскими. И какую-то часть автопарка они дали на аутсорс (в длительную аренду) юрлицам.

В итоге, я не помню, чтобы у них на карте было доступно более 60 авто. Первые цены были то ли 8, то ли 6 рублей за минуту, менялись. Были белые солярисы с красной оклейкой и надписью «since 2012».

Олег Комков, клиент Энитайма с 2012 года:

Я работал в Шереметьево и на стоянке увидел рекламу. Заинтересовало.

Зашёл на сайт, почитал информацию и позвонил, чтобы узнать, как регистрироваться. Меня пригласили в центральный офис для подписания документов. Я взял паспорт, водительское и поехал. Адрес не вспомню, давно дело было. Встретила девушка, сняла копии документов, я подписал и стал ждать. Мне сказали, что будет проходить проверка службой безопасности и по результатам, я получу смс.

Смс пришло через 2,5 месяца, написали, что проверка успешна, и я могу начать пользоваться. Машин было около 260, без наклеек или с наклейками на порогах.

Роман, клиент Энитайма с 2014 года:

Я узнал про Anytime в конце 2013 / начале 2014, но начал пользоваться ближе к концу 2014 года – машины всегда были далеко, да и с пробками было быстрее двигаться на метро. А летом – на велосипеде.

Но в середине 2014 ситуация кардинально изменилась после того, как Энитайм перешли с почасовой аренды (да-да, моя память говорит, что сначала они отличались от аренды автомобилей только наличием приложения) на поминутную и зимой машины неоднократно начали выручать от слякоти и непогоды.

И ещё – краткосрочная аренда отлично подходила для поездок в магазин. Мы с супругой предпочитали ездить в «Зельгрос» и «Метро» по ночам, а Энитайм давал бесплатную ночную парковку.

Цены были тогда совсем скромными по нынешним меркам – 3-5 рублей за минуту аренды, 1,5 за парковку.

Какой была первая поездка?

Кирилл Курашев, клиент Энитайма с 2015 года:

Первая моя поездка была достаточно комфортной, потому что и начало, и конец аренды были где-то вне центра города. А вот на третьей всё оказалось куда сложнее — я поехал в офис. Работал тогда на Павелецкой, там уже ввели тогда платные парковки, а абонементов для каршеринга, разумеется, никаких предусмотрено не было.

Парковку искал минут 20 (оплачивая поездку, разумеется), пока не нашёл дворик у супермаркета в 15 минутах от офиса. Конечно, от метро до офиса было дойти быстрее. Так мечта о ежедневном каршеринге закончилась. До появления YouDrive.

Помню ещё, как за Поло, например (вторая или третья поездка) специально ехал с отцом вместе на его машине. Брал Поло с вечера, парковал у дома в рамках бесплатной парковки, чтобы на следующее утро поехать на нём в университет.

Пожалуй, это была единственная мотивация не проспать учёбу рано утром

Понятное дело, что никто тогда не подозревал, какими окажутся 2018-2019 годы для каршеринга в Москве. Казалось, что это и дальше будет нишевым продуктом.

Максим Овсянников, клиент Энитайма с 2015 года:

Я решил не бронировать автомобиль, а сэкономить и дойти до него пешком, осмотреть и потом уже забронировать. Пока осматривал, автомобиль забронировали. Пришлось ехать к другому. С тех пор, кстати, запомнил, что лучше переплатить за ожидание, чем вообще остаться без автомобиля. До сих пор эту ситуацию вспоминаю, когда сомневаюсь.

До другого, ближайшего, добирался на монорельсе практически от конечной до конечной. Это был Солярис. Помню, что была мерзкая погода, больше ничего не помню. Только моё удивление,

когда двери открылись по моей команде в приложении — это было вау.

Думал, что каршеринг точно ждёт бешеная популярность в стране или, по крайней мере, в столице, а непопулярность Энитайма связывал с практически полным отсутствием рекламы. Ее не было ни на билбордах, ни в телевизоре, ни толком в интернете. Какое-то время, кстати, они давали бонусы за то, что после окончания поездки ты установишь таблички с рекламой их сервиса к окнам. Таблички почти всегда лежали в салоне.

Олег Комков, клиент Энитайма с 2012 года:

Это был BMW 112. Цены были 6 руб минута на простые машины и 10 руб за Мерседес или BMW. Осмотрел машину, повреждения были не значительные, мятые диски, отсутствует колпак на колесе. И тут я столкнулся с проблемой: не мог открыть машину с помощью приложения.

Пришлось звонить оператору. Трубку долго не брали, минут 10 (кстати, в Энитайме это обычное дело было, что никто долго не берёт трубку). Мне ответил оператор и подсказал, что в приложении, чтоб открыть машину, нужно не просто нажать на кнопку, а сделать свайп вправо. Машина открылась! О чудо, ключи внутри авто, есть зарядка для телефона.

Проверил наличие документов и поехал. Покатался с моей будущей женой часа два по ночной Москве и приехал довольный домой. Жена была очень удивлена таким способом проката авто.

Роман, клиент Энитайма с 2014 года:

С лёгкостью вспоминаю первую аренду BMW (1 серии).

Возвращался домой из гостей поздно вечером и увидел неподалёку БМВ. Тогда они были ещё совсем новыми, красивыми и незапятнанными недобросовестными арендаторами. Но, в любом случае, машину нужно было осмотреть, что я и начал делать, вооружившись фонариком.

И ровно в тот момент, когда я уже закончил осмотр и собрался открыть машину, подъезжает автомобиль ППС, а сотрудники полиции вежливо, но жёстко говорят мне отойти от машины и стоять на месте. Всё закончилось благополучно, а вместо «совсем-не-гражданского задержания» пришлось 10 минут рассказывать молодым людям в погонах про каршеринг и его преимущества и показывать приложение.

Баги и проблемы раннего Энитайма

Кирилл Курашев, клиент Энитайма с 2015 года:

Точно помню, что поддержка тогда работала в WhatsApp и особой гибкостью не отличалась. Порой ответы были грубоваты, порой чувствовалась недостаточная заинтересованность — и, возможно, уже тогда у меня было желание поработать с каршерингами [в 2018 году Кирилл работал директором по маркетингу в каршеринге YouDrive – примечание ТШ], но со стороны Any этого желания явно не было, костыльные процессы в поддержке всех устраивали. А я обижался и расстраивался.

Максим Овсянников, клиент Энитайма с 2015 года:

Техподдержка была очень грамотная (видимо, штатная). Я тогда ещё фиксировал повреждения звонком по телефону, мол, «на переднем бампере — вмятина, на правой передней двери — царапины». В какой-то момент меня попросили фиксировать повреждения на фото и присылать на почту, что было не очень удобно, но я привык. И только потом уже появилась фотофиксация в приложении.

Андрей Стратиенко, клиент Энитайма с 2014 года:

Единственным багом было само их приложение, очень тяжёлое для моего простого китайского телефона. Оно обновлялось и утяжелялось. Рекомендовали обычно сбросить настройки карты.

Олег Комков, клиент Энитайма с 2012 года:

Приложение было неудобным, карта – «тупой». Потом этот баг исправили. Зона аренды заканчивалась МКАДом и Аэропортом Шереметьево.

В приложении был кошелёк, который нужно было пополнить. Привязать карту, как сейчас, нельзя было. Было неудобно заправлять автомобиль, до оператора дозвониться и получить пин-код топливной карты — это было что-то… )))

Но время любезно компенсировали в виде бонусов, которыми можно было расплатиться. Бонусы поступали мгновенно.

Уже тогда я понял, что за таким сервисом будущее, но боялся, что провалится. Им явно не хватало рекламы.

Шло время, Энитайм усовершенствовал приложение, появились акции, потом скидки постоянным клиентам, я дошел до 14 процентов! Очень радовало, что машины потом разрешили оставлять в аэропорту Внуково, они были первым каршерингом там.

Роман, клиент Энитайма с 2014 года:

Один раз я арендовал Энитайм для ночной поездки в магазин и вернулся домой в 3 часа ночи. Разгрузил продукты, завершил поездку и ушёл спать. С утра побежал на работу и удивился, что в 10 утра Энитайм все ещё стоял свободный во дворе. Но начинать аренду не стал, понимая, что с пробками в это время буду добираться в три раза дольше, чем на метро.

Около двух часов дня звонок на телефон. Девушка вежливо представилась оператором поддержки Anytime, я спешно перебирал в голове причины звонка: штраф, повреждения автомобиля или обычный вопрос. Но совсем не ожидал от неё вопроса о том, буду ли я пользоваться их автомобилем, который забронировал ночью. Поблагодарил за помощь и безоговорочно оплатил задолженность за полдня бронирования.

С ними всегда было приятно общаться, в отличие от сухой и надменной поддержки Делимобиля. Поздравляли друг друга с новым годом и просто могли пошутить или приободрить.

Ещё периодически встречались заботливо отремонтированные автомобили в парке. Например, такой:

Чем Энитайм отличался от других каршерингов?

Кирилл Курашев, клиент Энитайма с 2015 года:

Тогда он не отличался ничем — потому что отличаться было не от чего. Разумеется, как только появился YouDrive, я пересел — там были и новые машины (а не битые со всех сторон), и хороший сервис, и бесплатная парковка.

При этом, второй раз Anytime невероятно полюбился мне на стыке 2018 года — и до конца своих дней. Машины без оклейки действительно помогали чувствовать себя в потоке комфортнее и не раз выручали при выполнении всевозможных представительских функций (например, встретить босса в аэропорту или покатать по городу родителей близких).

Параллельно с этим у Anytime была отличная тарификация и некоторый набор багов, работавших не против клиента, а на его пользу. Жаль, что всё закончилось так рано — и особенно жаль, что Mercedes-Benz вывели буквально за неделю до моего 24-летия, я так и не успел поездить на E-Class.

Максим Овсянников, клиент Энитайма с 2015 года:

Энитайм отличался, в первую очередь, грамотной поддержкой и лояльностью. Многих сотрудников постоянные клиенты уже узнавали и даже обсуждали их в группе Энитайма ВКонтакте (там, кстати, было очень ламповое сообщество).

Было ощущение, что каждый сотрудник техподдержки постоянно пользуется сервисом и знает про него не понаслышке, не по скрипту. Помню, как сообщество возмущалось тем, что теперь оклейка каршеринга официально утверждена, и она не совпадает с существующей оклейкой Энитайма — ребятам пришлось переклеивать автомобили ещё раз (получается, второй раз после выхода на линию).

Кстати, первые планшеты на Андроиде появились не в авто Яндекс.Драйва, а именно в Энитайме.

Правда, их нужно было цеплять к вай-фаю, который нужно было раздавать с собственного телефона, поскольку симки часто в них не было.

Зато там уже были попытки отображать текущий баланс и, конечно, был навигатор. Ещё помню, как сообщество возмущалось введением мгновенной оплаты поездки с банковской карты, как у других каршерингов — многие любили Энитайм за постоплату (минусовой баланс на счету никак не наказывался). Не знаю, замечали ли пользователи, но лично я был в восторге от моментальной реакции автомобиля на сигнал из приложения — авто закрывалось и открывалось сразу же после подачи команды. Такого не было ни у кого, компания этим гордилась.

Роман, клиент Энитайма с 2014 года:

Конечно, Энитайм выделялся. Он был первым (что бы не заявляла компания, которая была только третьей). А ещё у них был разнообразный автопарк – от Солярисов и Шевроле Cruze до Мерседесов и БМВ. И каблучков Кенгу, которые пару раз меня выручали.

Покупка Делимобилем, премиум-сервис и закрытие каршеринга

Кирилл Курашев, клиент Энитайма с 2015 года:

Покупка была необходимым условием (иначе бы мы потеряли Anytime куда раньше), перепрофилирование в бизнес-класс было интересным экспериментом, но, похоже, финансовая модель так и не сошлась. Да и интеграции внутри Делимобиля категорически не хватало.

Обидно не то, что закрылся первый каршеринг, а то, что закрылся очень особенный каршеринг — и, судя по всему, это первый знак, что каршеринг без оранжевой оклейки в Москве пока что невозможен. С другой стороны, остаётся надежда, что такси бизнес-класса когда-то тоже пытались запретить, но в итоге этот рынок растёт, развивается и приносит немало удовольствия в ежедневные передвижения.

Максим Овсянников, клиент Энитайма с 2015 года:

Думаю, что закрытие Энитайма закономерно. Мне, как пользователю, конечно обидно, что больше нет ни одного каршеринга без опознавательных знаков, но лично я не так критично отношусь к брендированию авто.

Обидно только, что мы так и не попробовали новое приложение Энитайма, которое нам обещали аж с 2017, кажется. Но бренд продолжает существовать, и именно это меня очень радует, пусть он уже и не каршеринг.

Источник: Delimcheg

Андрей Стратиенко, клиент Энитайма с 2014 года:

Энитайм Прайм — это не про каршеринг. Но собственнику виднее. Тем более, в других странах бренд пока сохраняется. Ещё тогда, на заре становления, управленец Энитайма говорил, что тот первый собственник-основатель создавал сервис для того, чтобы оставить детям, и отказался его продать.

Вроде как намекал, что предложение продать поступало от структур будущего основателя Делимобиля. Но, видимо, тогда по цене не сошлись.

Олег Комков, клиент Энитайма с 2012 года:

Сегодня получил письмо о закрытии Энитайма. Очень жаль.

С него началась моя история пользования каршеринга, активно пользуюсь каршерингом сейчас, зарегистрирован во всех фирмах Москвы и не только.

Энитайм был менее раскручен, чем Белка и Дели. По рекламе можно было сопоставить с Car5, но Энитайм был на голову выше по машинам, чистоте, обслуживанию.

Плохо, что каршеринг закрылся. Здоровая конкуренция всегда рождала качество. Монополия — это плохо, особенно в каршеринге.

Но Энитайм пошёл по другому развитию, в Прайм. ну что ж, почему нет, имеет место быть.

На сутки брать машину я вряд ли буду.

Роман, клиент Энитайма с 2014 года:

Обидно. Грустно. Буду скучать — хотя после того, как их поглотили, уже редко пользовался.

Возможно, решение [о закрытии] правильное, потому что за остальными игроками стоят огромные инвестиции, а пользователей больше привлекают демпинговые цены и близость автомобилей, чем обширная история компании.

Идея этого материала появилась после того, как пользователь opexus написал под новостью о закрытии Энитайма вот такой великий комментарий:

После него мы поняли, что у преданных клиентов Энитайма есть много грусти и ностальгии, которой они хотели бы поделиться. Не грустите в одиночестве, рассказывайте о своих самых запомнившихся поездках на Энитайме в комментариях.

Правила сообщества
  • будьте вежливы, уважайте участников;
  • старайтесь оставлять информативные, полезные и интересные комментарии;
  • соблюдайте действующее законодательство;
  • мы не приветствуем размещение промокодов и рекламы;
  • вы тоже можете стать автором или участником проекта и продвигать свои промокоды;