Наш канал в Телеграм

Велошеринг или кикшеринг. Что выбрать?

Главная дилемма этого лета.

Весной 2018 года друг за другом шеринги самокатов открыли Делимобиль и Юдрайв. Наши читатели, СМИ (TJ, Афиша, Village) и мы сами часто сравнивали их, рассуждали, чья модель развития будет выгоднее и удобнее для клиентов.

Но пока все обсуждали появление в России кикшеринговой индустрии, осталось без внимания то, что конкурировать прокаты самокатов могут в первую очередь с шерингом велосипедов. А это намного сложнее.

Сейчас, когда кикшеринги работают уже несколько месяцев и скандалы вокруг них улеглись, можно обсудить этот вопрос и сравнить системы велосипедных и самокатных прокатов в Москве.

Как устроен московский кикшеринг и велошеринг

Здесь коротко напомню о компаниях и их моделях развития.

В московском кикшеринге сейчас три компании. Самая загадочная — Samocat sharing. Кажется, бренд существует уже несколько лет, но непонятно, в каком статусе находилась компания эти годы. Весной у «Самокат шеринга» было всего несколько станций (а внутри МКАДа вообще одна). В июле компания начала активно открывать точки, сейчас их около 15. На станциях написано, что сервис работает в тестовом режиме.

У «Самокат шеринга» неэлектрические самокаты. Электрические тоже анонсированы, но в городе их пока никто не видел.

Вот здесь — короткий обзор самокатов, а тут мы собирали всю известную информацию о компании, но ее было немного, и, возможно, что-то уже неактуально:

Теперь про Делисамокат. В мае компания шумно запустилась с Собяниным, плохим качеством сервиса и наездом на блогеров.

Потом Делисамокат поднял тарифы и добавил в парк самокаты лучшего качества. А еще объявил о запуске в Чечне.

Делисамокат работает по станционному принципу. В городе есть точки (в Москве их сейчас около 20), там стоят самокаты, их надо бронировать через приложение и возвращать потом на любую из двадцати точек.

Источник: TJournal

YouDrive lite, который запустился меньше чем через неделю после Делисамоката, работает по dockless-системе. Станций нет, самокаты стоят в городе внутри Садового кольца. Точки для завершения аренды все равно есть и указаны на карте (это обычные городские парковки для велосипедов, на которых есть наклейка Юдрайва), но их очень много.

У Делисамоката и Юдрайва только электрические самокаты.

Источник: Велобайк

В московской системе велошеринга пока только одна крупная компания – Велобайк. Она работает по станционной системе, велосипед стоит в указанной на карте точке, чтобы взять его в аренду, нужно ввести свой логин и пин-код (еще можно арендовать через Тройку), чтобы вернуть велосипед – надо вставить его в гнездо на станции.

У Велобайка есть и обычные, и электровелосипеды, но электрические работают очень плохо, и их можно возвращать только на семь станций в городе.

Тарифы

У Делисамоката 4 тарифа (час – 250 рублей, сутки – 999, неделя – 3000, месяц – 9999). Сразу при знакомстве с тарифами на сайте пользователя предупреждают, что по окончании срока аренды «самокат считается украденным».

Если во время аренды самокат разрядится, его можно зарядить самостоятельно или поменять на новый. Зарядку также можно взять на станции.

У YouDrive lite все просто, аренда самоката — 5 рублей в минуту.

У «Самокат шеринга» разные тарифы для обычных и электрических самокатов. Обычные: 2 рубля – поминутный, 60 рублей – почасовой, 500 рублей – на день. Электрические: 5 рублей в минуту и 250 в час.

Еще для неэлектрических самокатов тариф зависит от станции. На станциях повышенного спроса (под ними, кажется, имеются в виду парки) почасовая оплата – 90 рублей, на день – 600.

В Велобайке система вообще другая. Для доступности — скриншот с сайта:

Источник: Велобайк

По такой системе вы, по сути, оплачиваете доступ к велосипедам на определенный срок (сутки, месяц, сезон) и можете больше не платить, ели укладываетесь в 30-минутную поездку. Если не укладываетесь, начинается дополнительная тарификация.

Источник: Велобайк

Чтобы увеличить время поездки и не платить за это дополнительно, покупайте расширенный доступ. Он дает страховку и увеличивает время на 15 минут.

Источник: Велобайк

Что лучше: если пользуетесь регулярно, например, для езды на работу или учебу, велошеринг выгоднее. Если нужно просто недолго покататься в центре – дешевле всего брать «Самокат шеринг» за 2 рубля в минуту. Велосипед на сутки стоит 150-200 рублей.

Зона использования

Делисамокат можно использовать «по всему городу», но не по бездорожью, оставлять самокаты нужно на станциях, вот карта:

Источник: Делисамокат

YouDrive lite, как мне рассказали в поддержке, зону использования не ограничивает вообще. Главное — вернуть потом в правильное место. Заканчивать аренду можно в пределах Садового кольца, а в некоторых местах – даже за пределами.

Источник: You Drive lite

В «Самокат шеринге» тоже не проговаривают ограничения зоны, только просят вернуть самокат на одну из этих станций.

У Велобайка правила такие: «Нельзя выезжать за пределы МКАД, а также на крупные скоростные магистрали (типа ТТК)». Оставлять велосипеды нужно на станциях. Их, по данным на сайте компании, сейчас 430.

Источник: Велобайк

Что лучше: зоны использования у всех компаний примерно одинаковые, с незначительной разницей в формулировках. По количеству станций, конечно, лидирует Велобайк. Особенно, если смотреть за пределы Садового кольца.

Удобство

В этом вопросе сложно быть абсолютно объективным, потому что удобство разными людьми воспринимается по-разному. В целом нужно отметить, что велосипеды Велобайка тяжелые, электровелосипеды еще тяжелее (40 кг). И с ними нельзя в метро.

Самокаты легче (хотя электрические все равно тяжелые), с ними можно (и не проблематично) заходить в метро и вообще в общественный транспорт, они без проблем едут в гору. Есть вопрос к безопасности (нормально ли разгонятся до 15-20 км, когда едешь на самокате?), но в целом очко тут кикшерингу.

Какой именно компании – сказать сложно, наверное, это слишком индивидуальный момент. Я не очень люблю общаться с людьми, но люблю автоматизированные сервисы. Поэтому в вопросе удобства отдам предпочтение Юдрайву.

Механика потребления

У велошеринга она намного шире и из-за тарифной политики, и из-за количества велосипедов и станций. Велосипеды используют и по ежедневной модели (точка А – точка Б), и для велопрогулок-туризма.

Кикшеринги пока не дотягивают, даже если суммировать парк всех трех компаний. Операторы сейчас слишком сконцентрированы на центре города, а самокатов и станций вряд ли хватит, чтобы использовать сервис для регулярных и целенаправленных поездок.

Весной компании несколько раз говорили о формате «микропоездок» (когда используешь самокат для передвижения между ближайшими станциями метро). Это, вероятно, одна из двух моделей потребления. Вторая – прогулки и туризм, то есть фановое использование, а не вариант мобильного транспорта.

Итоги коротко

1. Велошеринг в Москве пока намного сильнее и переигрывает самокаты на ключевых позициях (цена, количество, охват). Но к нему тоже есть очень много вопросов, о которых стоит поговорить отдельно.

2. Кикшеринги громко запускались весной, но за лето не смогли довести сервис до такого состояния, чтобы он стал полноценной частью транспортной системы (как каршеринг, например).

3. Хорошо, что есть разные формы летней транспортной мобильности. Плохо, что одна форма пока перевешивает все остальные и слишком прочно монополизировала тему.

Правила сообщества
  • будьте вежливы, уважайте участников;
  • старайтесь оставлять информативные, полезные и интересные комментарии;
  • соблюдайте действующее законодательство;
  • мы не приветствуем размещение промокодов и рекламы;
  • вы тоже можете стать автором или участником проекта и продвигать свои промокоды;