Регистрация СИМ в федеральном реестре станет обязательной с 1 сентября 2026 года
А для запуска ТС придётся авторизоваться в специальной системе
А для запуска ТС придётся авторизоваться в специальной системе
ТС нужно будет зарегистрировать в десятидневный срок с момента покупки с обязательным получением «учётного знака» (аналог автомобильного госномера) и «учётной метки» (QR-кода). Владельцам уже находящихся в эксплуатации СИМ дадут для этого отсрочку до 1 марта 2027 года.
Оператором государственного реестра средств микромобильности станет подведомственное Минтрансу Агентство автомобильного транспорта (Росавтотранс), его создание обойдётся в 294 млн рублей. В базу внесут данные владельца, место его жительства, модель транспортного средства, мощность двигателя, массу, год выпуска и другие сведения.
Перед каждой поездкой пользователей мобильного электротранспорта обяжут авторизоваться с помощью приложения в специально созданной региональной информсистеме, при наличии таковой в регионе. Пока их только планируют создавать в городах с населением от 50 тысяч человек.
Регионы получат право вводить сбор с пользователей средств микромобильности при регистрации в РИСММ. Санкции за отказ регистрировать мопед или электросамокат в реестре и региональных системах впоследствии пропишут в КоАП.
Предполагается, что самокаты, мопеды и электровелосипеды будут автоматически передавать в региональную систему данные о местоположении, скорости движения, времени начала и окончания поездки, нарушениях (зафиксированных в том числе камерами).
Если за владельцем числится больше пяти неоплаченных штрафов за нарушения ПДД, доступ к РИССМ закроют, до оплаты поездка будет невозможна.
Изменения будут внесены и в ПДД. «Лицам, использующим для передвижения СИМ», запретят находиться за рулем в нетрезвом состоянии, отказываться от проверки на опьянение, использовать за рулем телефон, не уступать дорогу пешеходам, оставлять места ДТП.
Штрафы составят до 30 тысяч рублей, соответствующий проект поправок в КоАП уже принят Госдумой в первом чтении. Регионы получат полномочия администрировать новые составы без участия ГИБДД.
Велосипедисты и «лица, использующие СИМ», при встречном разъезде с пешеходом (или при его опережении) будут обязаны снижать скорость до 10 км/ч. Вводится запрет на «принуждения пешехода предоставить преимущество в передвижении» с помощью звукового сигнала.
Стоянка велосипедов и СИМ на проезжей части будет разрешена только в местах, обозначенных знаком 6.4 («Парковка») и соответствующей табличкой (с изображением электросамоката). Аналогичное правило вводится для тротуаров и пешеходных дорожек, но от него можно будет отступать, если велосипед или СИМ припаркован без создания помех для движения.
В зону действия знака «Движение велосипедов запрещено» нельзя будет проехать и пользователям СИМ. При движении на электросамокате по проезжей части можно будет опережать велосипедистов, двигающихся медленнее. Шлем становится обязательным не только для пассажиров мотоциклов, но и для пассажиров мопедов.
В Минтрансе также решили уточнить терминологию в законодательстве и выделить несколько основных категорий ТС. Всё, что не подходит под описание, будет запрещено к использованию на дорогах:
Любые виды транспорта, формально попадающие под термин СИМ, но имеющие ширину более 75 см (например, отдельные модели веломобилей), будут запрещены к использованию на проезжей части, тротуарах, велодорожках и прочей инфраструктуре общего пользования.