Умные переходы, анализ пробок и экология. Рассказываем про самые успешные проекты «ТИМ»
Стартапы акселератора Дептранса, которые уже работают
Стартапы акселератора Дептранса, которые уже работают
На длинной Болотниковской улице между метро «Нахимовский проспект» и «Новыми Черемушками» – 11 нерегулируемых пешеходных переходов. Много лет город боролся с проблемой: без светофоров переходить улицу в ночное время суток не всегда безопасно. Но и ставить светофоры через каждые несколько сот метров нерационально – это спровоцирует пробки. Решение пришло со стороны инноваций: участник акселератора «ТИМ», стартап iCrosswalk, создал интеллектуальную систему обеспечения безопасности на нерегулируемых переходах. И это не единственный проект «ТИМ», решение которого способно помочь Московскому транспорту стать еще лучше.
Акселератор «Транспортные инновации Москвы» был создан при поддержке Департамента транспорта Москвы. Цель акселератора – поиск, пилотирование интересных проектов и помощь во внедрении технологических инноваций в Московский транспорт.
За год работы через акселератор «Транспортные инновации Москвы» прошли более 100 стартапов, а самые успешные проекты уже находятся на финишной прямой перед интеграцией в городской транспорт. Каждый из них предлагает решения актуальных проблем, с которыми сталкиваются жители Москвы.
Проблема: В Москве есть улицы и без светофоров: перейти дорогу на них можно с помощью нерегулируемых пешеходных переходов. Однако часто водителям, особенно в ночное время, трудно увидеть на дороге людей. А если устанавливать светофоры на каждом углу, это будет неудобно уже для автомобилистов.
Что же делать? Дополнительно освещать переход? Включать информационное табло для водителя? Подсвечивать знак перехода светодиодами?
Решение: Разработчики интеллектуальной системы iCrosswalk считают, что нужно все сразу. Комплекс состоит из трех камер, прожекторного освещения, информационной LED-панели, светодиодных знаков и предупреждающей лампы светофора. При приближении пешехода видеодетекторы передают информацию на LED-панель, на которой водитель может увидеть надпись «Пропустите пешехода». Одновременно с этим подсвечиваются дорожные знаки, включается дополнительное освещение и яркая проекция изображения зебры на асфальте.
Как результат — вероятность ДТП снижается на 82%. Кроме того, автомобилисты и пешеходы экономят время: в среднем задержка на переходе уменьшается на 30%, а машины могут ехать по улице на 27% быстрее.
Где уже работает: проходит тестирование на Болотниковской улице.
Путь стартапа в «ТИМ»: Сам стартап SmartC, разработавший инновационную систему, впервые появился в «ТИМ» еще в первом потоке акселерационной программы, которая завершилась в феврале 2021 года. Уже через два месяца решение установили для тестирования на одной из улиц Москвы.
Тем временем проект решил не ограничиваться одной разработкой и подал заявку на участие во втором потоке акселератора. Новое решение – интеллектуальная остановочная система Smart Stop. С помощью специальных датчиков она анализирует работу информационных табло и сообщает об ошибках и сбоях. Сейчас второй проект также пилотируется в Мосгортрансе.
В «ТИМ» постоянно ищут новые способы для максимизации пользы от решений для города. В случае с iCrosswalk такая возможность появилась благодаря партнерству команды с другим стартапом – «Говорящим городом». Два проекта установили систему «Говорящий город» вместе с платформой iCrosswalk на один из нерегулируемых переходов в Жуковском. Как результат – пешеходы с ограниченными возможностями смогут удобнее и безопаснее переходить дороги и ориентироваться на улице.
Проблема: Фактор экологии – традиционно один из самых сильных в мегаполисе. Несмотря на то, что Москва входит в топ-30 городов мира по качеству воздуха (в списке столица опережает Париж, Берлин и Вену), всегда можно найти пространство для улучшения – например, отслеживать качество воздуха в закрытых помещениях.
Решение: Стартап Climate Guard создал платформу комплексного мониторинга и управления микроклиматом. Ее отличительная особенность – в гибкости и возможности отслеживать качество воздуха не только на улице, но и в помещениях и на мобильных объектах. Миниатюрное устройство весом всего 250 грамм помогает выявлять возможные угрозы загрязнения воздуха для пассажиров (например, если кто-то в автобусе курит), а также анализирует влияние микроклимата на аварийность и безопасность – для этого умные датчики можно устанавливать в кабине водителя. Такие устройства проверяют воздух на пары алкоголя и табачного дыма.
Где уже работает: датчики устанавливают на Садовом кольце, в автобусах и на светофорах.
Путь стартапа в «ТИМ»: Как и SmartC, стартап пришел в первый поток акселератора осенью 2020 года и быстро смог убедить экспертов в своем потенциале. Уже в январе проект пилотировался в Центре организации дорожного движения – датчики качества воздуха разместили на площади Тверской заставы. А в августе решение захотели установить Организатор перевозок (для автобусов) и МосТрансПроект (для светофоров).
Участие в программе “ТИМ” также помогло привлечь дополнительное внимание к проекту от внешних партнеров и заказчиков за пределами Москвы. Стартап получил инвестиции от бизнес-ангела, запустил пилот по экомониторингу во Владимирской области, стал партнером “Мегафон”, а также вышел на международные рынки с сенсорами собственной разработки.
Проблема: Пробки в мегаполисе — едва ли не самая острая проблема для жителей города — и для автомобилистов, и для пассажиров наземного общественного транспорта. Москва растет с каждым годом, и очевидно, что решение острой боли может быть только системным. Московский транспорт активно работает сразу в нескольких направлениях: строит новые хорды и развязки, запускает новые ветки метро и МЦД, а также внедряет инновации в управление дорожным движением — интеллектуальные транспортные системы (ИТС). Сейчас сразу несколько проектов «ТИМ» помогают в борьбе с пробками, и один из самых успешных участников — стартап Traffic Data.
Решение: Traffic Data – это интеллектуальная система анализа транспортных потоков, которая собирает данные обо всех участниках дорожного движения и событиях на дороге. Платформа с помощью компьютерного зрения подсчитывает количество автомобилей личного и общественного транспорта, анализирует перемещение пешеходов и объем загруженности дорог в разное время суток. Система способна определять ДТП, занятость парковочных мест и контролировать соблюдение правил дорожного движения – причем съемку можно вести как со стационарных камер, так и с беспилотников. Централизованный сбор данных помогает оптимизировать движение на дорогах и снижать количество пробок.
Где уже работает: проходит тестирование на транспортном пересадочном узле и в местах скопления людей.
Путь стартапа в «ТИМ»: Traffic Data запустил пилот в январе 2021 года. Первым местом тестирования снова стала площадь Тверской заставы, а в марте решение опробовали в Люблино и Новомосковском. Еще через два месяца часть системы для анализа пассажиропотока и подсчета пешеходов протестировали на крупном транспортном пересадочном узле. Большой интерес к системе со стороны Московского транспорта вызвали не только ее многофункциональность, но и скорость и доступность. По сравнению с ручным подсчетом за счет автоматизации время сбора данных с помощью Traffic Data сокращается в 11 раз, а затраты – в 8 раз.
В акселераторе стартап накопил бесценный опыт взаимодействия с государственными заказчиками, который в дальнейшем помог проекту масштабироваться в регионах и за рубежом. Сейчас решения Traffic Data заложены в ряд инфраструктурных объектов России. Команда сотрудничает с Университетами МАДИ, БелГУТ, ИРГТУ, а также получает заказы от международных заказчиков. Так, с израильской компаний Clever Vision заключили трехлетний контракт по внедрению ИТ-системы, а в Бразилии пользователем решений Traffic Data стала компания Pazini.
«ТИМ» продолжает поиск перспективных стартапов, которые могут изменить Московский транспорт к лучшему. Если у вас есть интересное решение, смело подавайте заявку на сайте акселератора.
Если вы тоже хотите вести блог компании на Трушеринге, делиться мыслями и рассказывать истории, свяжитесь с нами