Наш канал в Телеграм

Акселератор стартапов «ТИМ»: как это работает

Итоги работы за год

В декабре 2021 года прошел третий по счету демо-день акселератора «Транспортные инновации Москвы». Акселератору исполнился год, и мы предлагаем разобраться, что это за организация и чего ей удалось достичь в 2021 году.

Что такое ТИМ?

«ТИМ» (Транспортные инновации Москвы) – отраслевой акселератор для пилотирования продуктов стартапов в транспортном комплексе Москвы.

Акселератор при Департаменте транспорта Москвы запустили в октябре 2020 года. Московский транспорт и до запуска «ТИМ» привлекал к сотрудничеству перспективные проекты, однако с акселератором коммуникация между сторонами стала более отлаженной и удобной и фактически ведется в режиме «единого окна». В результате у стартапов в сфере транспорта появилась возможность быстрее внедрять инновации для повышения качества жизни москвичей.

Например, Climate Guard в январе 2021 года в рамках первого потока «ТИМ» запустил тестирование своей разработки – датчиков мониторинга качества воздуха. Всего через полгода стартап уже активно работал с различными структурами Московского транспорта: Центром организации дорожного движения, Организатором перевозок и МосТрансПроектом.

Всего, с момента создания в «ТИМ» уже обработали более 800 заявок, а 90 проектов пилотируют свои решения в Московском транспорте. Ряд решений уже активно внедряется в инфраструктуру города.

Зачем нужен акселератор?

В самом начале в «ТИМ» работала маленькая команда, однако уже тогда акселератор ставил перед собой ставил амбициозные цели. Одна из главных: создать систему взаимодействия, понятную и доступную как для стартапов, так и для заказчиков – сложной структуры Московского транспорта. Дело в том, что очень часто основатели проектов и государственные органы по сути разговаривают на разных языках. Акселератор фокусировался на том, чтобы и разработчики новых решений, и представители транспорта могли слышать и понимать друг друга.

Представьте, что у вас есть разработка, которая может быть полезна городу. Но как понять, какой именно структуре это нужно? Как узнать, какие именно запросы есть у заказчиков и как ваша разработка может их решить? А главное, как вообще связаться с нужными людьми и объяснить им свою идею?

Иван Юнин, директор «Транспортные инновации Москвы»

Для этого был создан «ТИМ». С его помощью проекты могут сориентироваться в структуре организаций Московского транспорта и понять, кому может быть интересно решение. Кроме того, акселератор активно привлекает менторов и отраслевых экспертов и выстраивает оптимальную коммуникацию между сторонами.

Больше всего от этого выиграли стартапы, которые изначально были готовы адаптировать продукты под потребности заказчиков. К примеру, стартап Edge Vision выиграл конкуренцию у других игроков за счет того, что быстро переупаковал свое решение. Сейчас умная система для регулирования перекрестков уже тестируется в Новой Москве: планируется, что благодаря платформе пропускная способность перекрестков увеличится до 25% в обычное время и до 5–7% в час-пик.

Кроме того, в «ТИМ» пришли к тому, что команды могут не только конкурировать между собой, но и совместно решать сложные кейсы. Например, iCrosswalk помогает сделать переходы без светофоров безопасными, а разработчики «Говорящего Города» создали решение, которое помогает ориентироваться в пространстве людям с ограниченными возможностями. Объединившись, два стартапа интегрировали систему «Говорящий город» с платформой iCrosswalk на одном из нерегулируемых пешеходных переходов в Москве. Как результат – пешеходы с ограниченными возможностями смогут удобнее и безопаснее переходить дороги и ориентироваться на улице.

Где акселератор ищет новые идеи?

В целом, акселератор ищет интересные решения в институтах развития, бизнес-сообществах, социальных сетях и в телеграм-каналах. Но есть и другие способы поиска идей:

  • Поиск внутри системы
    Ресурсы для развития транспорта нужно искать не только снаружи, но и внутри системы. Совместно с Московским транспортом в «ТИМ» запустили конкурс «Цифровой инноватор» – с его помощью сотрудники Московского транспорта с интересными решениями могут подать заявку на участие в акселераторе. Сейчас у «ТИМ» более 100 заявок от персонала подразделений Московского транспорта. Большинство проектов связаны с внутренней оптимизацией транспортной системы.
  • Работа со студентами
    В акселераторе открыты к идеям от студентов ведущих вузов, многие из которых которые хорошо понимают потребности и боли жителя мегаполиса. Поэтому недавно «ТИМ» в экспериментальном режиме запустил студенческий трек. В первом отборе студенческого трека отлично проявили себя команды, которые предложили решения для пассажиров с ограниченными возможностями.
  • Международное сотрудничество
    Одновременно со студенческим в «ТИМ» запустили международный трек. Акселератор получил 35 заявок от проектов из Германии, Израиля, Финляндии и др.
    Например, израильский Enroute разработал платформу, с помощью которой пассажиры могут совершать покупки прямо во время поездок на общественном транспорте. А создатели Luna Systems из Ирландии предложили систему компьютерного зрения для повышения безопасности пешеходов.
  • Хакатоны
    Еще одна идея «ТИМ» – хакатоны, на которых IT-команды из всех регионов могут принять участие в марафонах по решению сложных кейсов. Победители конкурсов также могут попасть в Московский транспорт.
    Например, проект BIG Data MSU в мае 2021 года предложил на хакатоне новый способ сбора данных о транспортных потоках. А уже осенью стартап вошел в список пилотируемых проектов «ТИМ» и представил свое решение на Демо-дне.

Что будет дальше?

Всего за год работы «ТИМ» из акселератора превратился в настоящую экосистему транспортных стартапов. Сейчас проект на любой стадии сможет найти необходимые меры поддержки и возможности для роста.

В 2022 году «ТИМ» планирует расширять сотрудничество с международными участниками, студенческими командами, а также перейти от потокового набора к evergreen-платформе, в рамках которой стартапы смогут предлагать инновационные решения круглый год.

А еще мы записали с Иваном подкаст, где подробно рассказывается о работе акселератора:

Как работает акселератор «Транспортные Инновации Москвы». Говорим с директором проекта Иваном Юниным

Второй сезон нашего подкаста открываем выпуском с Иваном Юниным — руководителем акселератора Транспортные Инновации Москвы при Дептрансе
Правила сообщества
  • комментируйте!
  • будьте вежливы, уважайте участников;
  • старайтесь оставлять информативные, полезные и интересные комментарии;
  • соблюдайте действующее законодательство;
  • мы не приветствуем размещение промокодов и рекламы;
  • лучшие комментарии будут отмечены редакцией;
  • вы тоже можете стать автором или участником проекта и продвигать свои промокоды;