Каршеринг в Киеве: обзор на украинский сервис GetmanCar и интервью с его создателем
Каршеровод Евгений изучил первый киевский каршеринг GetmanCar и даже взял интервью у создателя и CEO сервиса Тараса Гетманского.
Каршеровод Евгений изучил первый киевский каршеринг GetmanCar и даже взял интервью у создателя и CEO сервиса Тараса Гетманского.
Каршеринг постепенно распространяется не только за пределы Москвы в российские регионы, но и в ближайшие страны СНГ. Так, первый московский каргшеринг Anytime настолько увлекся открытием «дочек» в соседних странах (Anytime есть в Минске, в Алма-Ате и Праге), что закрылся в Москве.
Украина тоже не стоит в стороне: с 2018 года в Киеве работает каршеринговый сервис GetmanCar, которым мне удалось воспользоваться во время поездки домой. Я решил написать обзор на GetmanCar, а чтобы он был максимально полным, списался через LinkedIn с создателем и CEO данного сервиса Тарасом Гетманским, который любезно согласился ответить на несколько моих вопросов об индустрии каршеринга в Украине. Надеюсь, что получилось интересно.
На сегодняшний момент автопарк GetmanCar состоит примерно из 160 автомобилей. Из доступных моделей: Skoda Fabia, Ravon R2 и Renault Logan. Все авто стоят одинаково: обычный динамический тариф — 2-4 грн/мин (~5-10 руб/мин) и 0,99 грн/мин (2,5 руб/мин) за парковку.
При этом доступны абонементы:
Автопарк GetmanCar предлагает не самый широкий выбор, зато каждый автомобиль оснащён USB и выходом под AUX.
Как можно было заметить, GetmanCar следит за последними трендами и тоже использует динамический тариф. При этом во всех тарифных планах в стоимость поездки включена страховка КАСКО и ОСАГО, а также бесплатная парковка (вообще, в Киеве почти везде парковка бесплатная). При этом после 23:00 действует ночной тариф с бесплатным ожиданием (привет, MatreshCar). И ещё: сразу после бронирования автомобиля с вашей карты снимут 300 грн (780 руб), которые вернутся к вам после поездки. Будьте к этому готовы.
Примечание: хочу заметить, что все автомобили Skoda Fabia и Renault Logan — с механической коробкой передач, так что для продвинутых драйверов это отличная возможность вспомнить, каково ездить на механике. Всем остальным, кто не умеет ездить с МКПП, придётся ограничиться Ravon R2.
Из личного опыта: если вы начали аренду, но машина почему-то не заводится, проверьте, не забыли ли вы выжать сцепление.
Судя по ценам, тарифные планы GetmanCar не сильно отличаются от тарифов московских сервисов, причем цены в Москве всё ещё на порядок выше киевских (хотя последние уже не сильно и отстают). Скорее всего, это связано с рентабельностью бизнеса, так как цены на бензин в Украине в полтора раза выше.
Тем не менее даже при нынешних тарифах стоимость поездки на каршеринге будет выгоднее поездки на такси. Особенно это касается тех случаев, когда спрос на такси повышен, например во время дождя или в пятницу вечером. Обычно в такие моменты приходится ждать машину долго или ехать по тарифам с повышенными коэффициентами. В Киеве же это ощущается наибольшим образом: в обычное время цены на такси совсем незначительные, и за несколько долларов можно доехать на другой конец города, а во время дождя бывает рациональней дождаться, пока он закончится. После прихода Uber и Bolt (Taxify) на украинский рынок ситуация начала меняться, но всё равно имеет смысл воспользоваться GetmanCar и довезти себя из точки А в точку Б самостоятельно.
Таким образом, если вы собираетесь посетить прекрасную украинскую столицу, стоит заблаговременно верифицироваться в сервисе GetmanCar. Верификация обычно занимает около дня, а пользоваться сервисом могут пользователи старше 21 года со стажем вождения от двух лет.
Для всех энтузиастов, желающих открыть каршеринговый сервис в своём городе, команда GetmanCar предлагает консультационные услуги и помощь в запуске. Кроме того, они предлагают технологии работы со всеми расчётами и кодами, благодаря которым время на запуск каршерингового сервиса сокращается всего до пары недель. В Украине пока немногие знают про каршеринг, однако потребность в данном виде транспорта точно присутствует, а значит это отличная возможность разрушить монополию пока что единственного работающего сервиса с его же помощью.
Как родилась идея открыть каршеринг в Украине? Следите за развитием каршеринга в других странах? Может, заимствуете у кого-то опыт?
Следим за развитием каршеринга в мире, в РФ, Европе — собственно, везде. Идея родилась из-за автопрокатного бизнеса в Грузии (наша материнская компания RACE — race.ua, race.net.ua. race.com.ge), когда мы столкнулись с нехваткой квалифицированного персонала, но необходимостью большого количества выдачи и приёма авто в различных локациях. Постепенно сделали «железо» для удаленного открывания и закрывания авто. Позже пришли к каршеринговой модели, но в Украине (в Грузии она бесполезна), сначала взяли ПО в аренду, позже перешли на своё.
По Грузии есть отдельное решение; возможно, скоро его также увидите.
GetmanСar — альтернатива киевскому такси? Я знаю, что такси у нас очень дешевое, это препятствует развитию каршеринга или не особо?
Я бы не сказал, что это препятствует, это все-таки разные сферы и задачи. Есть множество плюсов каршеринга, которые не одолеет такси? и наоборот. Например, если нет водительского или нетрезвое состояние, как каршеринг в этой ситуации может соперничать с такси? Может, только при нарушении закона и норм морали у пользователя.
Частенько замечаю ваши машины по городу. Если не секрет, примерно сколько их всего сейчас? И сколько примерно поездок совершается в день на одном авто?
Около 160 авто. По меркам Москвы, такой мелкий бизнес. Поездок также немного, на протяжении года до четырех поездок в день в среднем на авто, что совсем мало по меркам Москвы, но средний показатель по меркам Европы.
Планируете расширяться в регионы или пополнять киевский автопарк? Getmancar — единственный каршеринговый сервис в Украине. Не боитесь лишиться монополии?
Регионы — да. Возможно, уже в этом году понемногу будут. Кроме того, есть некоторые регионы, где мы можем выполнить какую-то локальную функцию. Например, есть бюджетная авиакомпания SkyUP, она начинает летать Запорожье — Киев по цене от 500 грн/билет. По сути, из Днепра этот рейс стоит от 2500 грн, доехать до Запорожья — 70 км, с учетом городов — до 110 км, то есть 1,5 часа на авто. Есть локальное видение Запорожье — Днепр и наоборот. Думаю, очень удобно. Есть другие города, где концепт может покрыть весь город. Киев надо пополнять!
Монополии лишиться не боимся, даже хотели бы, потому предлагаем свой софт всем, кто хочет зайти на украинский и другой рынок. Наша задача — это не собрать все деньги и никому не дать. Я смотрю гораздо шире. Задача — это дать всем, кто находится в Украине и других местах, возможность простого доступа к средству передвижения, к ещё одной транспортной альтернативе. Машина — это просто. Если компания или человек разделяет наши ценности, разве это плохо? Вперёд, шериться!
Илон Маск разве лег на Теслу и технологии, как собака на сено? Он шерится ими. Разве все распространенное не стоит дорого? Наоборот, чем проще и дешевле, тем лучше. Возьмите в пример соцсети: они бесплатны, но генерируют кучу денег и капитализируются отлично. Никому ничего не рассказывать, не делиться — просто глупо! Наоборот, всегда рад общению!
Знаете, мне вот даже вопрос задавали: а как мы будем работать, если мы будем вашим конкурентом? Да очень просто, с улыбкой друг к другу, любовью к пользователям и движению вперед. Вы сделаете сервис лучше? Отлично, от этого выиграет потребитель!
Простой пример: я могу представить себя на месте потребителя, чтобы мне надо было в каршеринге? Вот смотрите, я часто путешествую, когда еду по стандарту, например Египет или Турция, там работает туроператор, всего их четыре или пять, может, ошибаюсь. В конце поездки часто дают анкеты: как вы относитесь, как вас встретили, поехали бы вы еще раз? Мне смешны эти анкеты, но я заполняю, хотя, думаю, никто их не читает. Что мне, как туристу, главное? Меня встретили, отель ответил моим ожиданиям, цена подошла, все своевременно. Меня не обманули.
Я доволен. При этом заметьте, я не запоминаю название туроператора. Я запоминаю его тогда, когда он мне не нравится, чтобы больше не ехать. Не та же логика в каршеринге? Скажите, для вас принципиально, на чьем авто ехать? Если все авто в одном приложении, неважно, они Альфы или Беты, важны тариф, условия, машина рядом, страховка, без обмана. Разве не так думает потребитель?
Скорее боюсь быть монополистом… А так если действительно считать, что мы монополисты, то интересная логика выходит с начала нашего существования, стоимость минуты использования авто упала с 6 грн/мин до 2 — 4 грн / мин, также подешевели абонементы и стоимости км во всех абонементах. Не знаю, хорош ли тот монополист, что снижает цены для того, чтобы сделать услугу удобнее 🙂 Это как добрый олигарх или ласковый тиран, если такие афоризмы доступны, тогда мы монополист, который думает о потребителе.
Как украинское правительство относится к каршерингу? В Москве взрывной рост популярности каршеринга — в некотором роде заслуга московской мэрии, которая активно субсидирует и продвигает этот бизнес. Как у нас в этом плане? Всё-таки больше каршеринга — меньше пробок.
Никак! Точнее, он приветствуется, есть понимание в Министерстве инфраструктуры, но мэрия — это местное самоуправление, мэрия — вообще ноль. У нас точно нет льгот ни на что: ни на парковку, ни на кредиты.
Сказать, что это плохо? Не знаю, с поддержкой, наверное, очень бы было круто. Хотя бы было бы понимание.
Кстати, многие инвесторы именно из-за этого не входят в такой бизнес в Украине, я имел несколько серьезных раундов.
Скажем так, для многих мы немного камикадзе. Один наш пользователь как-то в личном общении сказал (а он гражданин ЕС): “У вас нет господдержки? А как вы вообще существуете? Вам надо памятник ставить, что вы это делаете!”
Ну, памятник не надо, и медалей тоже не стоит. Мы делаем, потому что это полностью соответствует нашему духу, что и как мы хотим видеть.
Занимаясь таким бизнесом, очень много негатива получаешь ежедневно. Но есть маленькие плюсы, которые согревают душу. Например, когда запускались да и сейчас, встречаю много писем и комментариев: “только не у нас”, “зачем нам нужен каршеринг?” и… полный негатив. Так вот, меня тронуло одно письмо в первые дни после нашего запуска, писал молодой парень. Он написал очень просто: “Спасибо, что вы запустились, благодаря таким, как вы, я знаю, что мы не умираем, что в нашей стране развиваются технологии и мы что-то делаем”.
Вот такое обращение дает тебе 100 к 1 энергии и заставляет бежать еще быстрее. Жаль, что правительство не думает о пробках.
Промокоды автора, которые дадут бонусы вам и помогут сказать автору «спасибо» =)
Если вы хотите писать блоги, свяжитесь с нами по почте. Если вам нужна помощь с блогом, напишите Polly Volkova в нашем телеграм-чате.