Кто пользуется шерингом
В основном это люди, которые выросли в эпоху интернета. Они готовы усваивать информацию в больших объемах, а также они следят за мировыми трендами. Как правило, целевая аудитория шеринговых компаний – это люди в возрасте от 20 до 30 лет.
Тренд проникает в головы людей все глубже и глубже, и я думаю, что это только-только самое начало.
Однако аудитория шеринг-сервисов постоянно меняется. Лазоренко привел пример BlaBlaCar: за последние несколько лет райдшерингом стали пользоваться люди 50, 60 и 70 лет.
Шеринг и государство
Государство и шеринг взаимодействуют. Пример плодотворного сотрудничества – это каршеринг. За последние три года в России появилось более 15 каршеринговых компаний.
По словам Людмилы Булавкиной, сооснователя Rentmania (сервис аренды вещей), государство помогало развивать каршеринг. И таким образом оно способствовало популяризации экономики совместного потребления в России.
Чиновники и предприниматели общаются (и даже делают это на одном языке), но не все вопросы удается урегулировать. Например, проблема самозанятых граждан еще не решена. Сервисы, где пользователи оказывают услуги друг другу, законодательно могут приравнять к налоговым агентам.
Что-то чуть-чуть изменится – и ты уже можешь быть квалифицирован как налоговый агент. У меня есть опыт госслужбы, я понимаю, как принимаются законы, и после этого для меня большой риск быть инвестором в подобном бизнесе.
c2c, b2c и b2b. Разные бизнес-модели шеринга
Шеринг должен быть гибким, и разные бизнес-модели могут взаимодействовать в рамках одного шеринг-сервиса.
Пример сооснователя сервиса YouDo (сервис, который помогает найти исполнителей различных оплачиваемых задач) Дениса Кутергина:
У нас вырастают, как мы их называем, «диспетчерские». Вот ситуация: курьер заработал 1 тысячу положительных отзывов. Сам он в день может выполнить максимум десять доставок, но рано или поздно понимает, что если делегирует доставки друзьям и будет своей репутацией гарантировать, что они окажут эту услугу так же качественно, то сможет заработать больше.
Компания может зарегистрировать такие «диспечерские» как индивидуальных предпринимателей, а потом помогать им развиваться в рамках своего сервиса. Так, внутри компании, которая изначально создавалась по модели с2c (клиент-клиент), образовались модели b2c (бизнес-клиент) и b2b (бизнес-бизнес).
Шеринговый сервис выступает в качестве площадки, где встречаются продавцы и покупатели. При этом услуги могут предоставлять как частные лица, так и компании. В каршеринге тоже есть пример сочетания разных бизнес-моделей – это YouDrive и платформа Pool:start.
Pool:start от YouDrive. Что это, как будет работать и сколько стоит?
С какими проблемами сталкиваются шеринг-компании
Первая проблема – это поиск инвесторов. На эту тему высказалась сооснователь BelkaCar Екатерина Макарова.
У нас классическая американская история: фаундеры без денег и фонд. Самая большая проблема в том, что обычно фонды дают на такие проекты 100-200 тысяч долларов, – а на них просто невозможно запустить много машин, чтобы проверить метрики.
Мы все российские фонды обошли – естественно, никто денег не дал, мы искали их два года.
В итоге есть два варианта: либо вам дает деньги какой-то ангел под очень плохие условия, либо случается чудо.
«Ангел» – это, как правило, частный российский инвестор. Компания не застрахована от того, что этот инвестор не попытается вмешаться в управление сервисом. Риски очевидны.
Другая проблема – соотношение заказчиков и исполнителей. Она касается, в первую очередь, с2c сервисов.
Сооснователь YouDo Денис Кутергин:
Ничего страшного, если исполнитель посидит без заказов, — плохо, когда заказчик приходит и не может найти исполнителя. Когда мы запускаем новый город, набираем несколько тысяч исполнителей, говорим: «Ребята, подписывайтесь, как пойдут заказы, мы вас уведомим».
Также есть проблемы расширения на новые рынки (на больших рынках много игроков, а масштабироваться на маленькие бессмысленно) и продажи бизнеса (экзита).
Модель, когда проект создается для дальнейшей выгодной продажи, в России работает плохо.
Кризисы последних лет оказали очень токсичное влияние на всю венчурную экосистему внутри страны. К сожалению, сейчас у нас на экспорт идут не технологичные российские проекты, а высококлассные специалисты, которых активно рекрутируют западные компании.
В беседе участвовали
- Полина Русяева, директор по коммуникациям ФРИИ;
- Сергей Негодяев, управляющий инвестиционным портфелем ФРИИ;
- Людмила Булавкина, сооснователь Rentmania;
- Эрик Финнас, руководитель направления General & E-commerce в Avito;
- Денис Кутергин, сооснователь YouDo;
- Алексей Лазоренко, руководитель BlaBlaCar в России и Украине;
- Екатерина Макарова, соосновательница BelkaCar;
- Станислав Мудрый, главный редактор Inc.