Почти треть от всех ДТП в России за 2023 год произошла с пешеходами. Самыми опасными месяцами стали октябрь и ноябрь: вечереет раньше, а увидеть прохожего на фоне тёмных улиц становится практически невозможно. Согласно статистике ГИБДД, в январе и феврале количество аварий составило 2 460 и 2 180 несчастных случаев соответственно, когда как в октябре показатель вырос до 4 169.
Редакторское бюро Гладлакс выпустило спецпроект о том, как прохожим оставаться в безопасности – особенно в тёмное время суток. Авторы материала показали, как дорога выглядит глазами водителя, и рассказали, почему пешеход тоже должен быть внимательным, чтобы уберечь от беды и себя, и автомобилиста. Делимся основными цифрами и советами.
Большая часть аварий происходит на пешеходном на переходе
Если пешеход нарушает правила, то это чаще приводит к его гибели, чем когда правило нарушил водитель. При этом опасность может настигнуть даже на знакомом участке дороги – на переходе или пустынном повороте.
Рейтинг мест, где чаще всего происходят аварии:
- Перегон (61 399 ДТП);
- Перекрёсток (39 376 случаев);
- Пешеходный переход (21 797).
Процент тяжёлых случаев по-прежнему остаётся высоким. В более чем 34 тысячах ДТП с пешеходами за прошлый год ранения получили 33 976 человек, и свыше 3,5 тысяч из них погибли. Летальный исход нередко наступает потому, что пешеход появляется на дороге неожиданно – и водитель не успевает ничего предпринять.
Гладлакс отмечает, что на поведение пешехода влияет и его эмоциональное состояние. Если человек не выспался, пропустил завтрак или поругался с коллегой, он может хуже концентрироваться на дороге. Переход улицы (даже если это происходит в положенном месте) происходит на автоматизме – и риск получить травму становится выше. Сюда отнесём и психическое состояние: удерживает внимание на задаче каждый человек по-разному.
Осторожность водителя может не помочь
Гладлакс показал, как именно видит дорогу водитель. В зоне ответственности находятся сразу несколько переходов, повороты, машины с соседних полос, транспортные средства спереди и сзади – и за всем нужно уследить. При этом пешеходы могут появляться неожиданно, и если днём их всё же можно заметить, то в тёмное время суток предсказать их движение может быть сложнее.
Конечно, аварии случаются не только по вине пешеходов. Здесь нельзя исключать и инфраструктуру дорог: старые светофоры, отсутствие освещения или неверное расположение переходов. Если они находятся далеко от магазинов или остановок, люди чаще подвергают себя риску, перебегая дорогу в неподходящем месте.
Редко соблюдается и «треугольник видимости». Это такое положение всех объектов на дороге, при котором пешеход не остаётся в «слепой зоне». Обзор могут загораживать остановки, ларьки или даже заборы. Водитель просто физически не заметит прохожего.
Концепция нулевой смертности
Так называется международная программа, которая направлена на снижение смертности на дорогах. Согласно концепции, необходимо строить дороги таким образом, чтобы в авариях погибало как можно меньше людей. Ведь причина ДТП заключается не только во внимательности пешеходов или водителей – проектировщики также должны анализировать поведение участников движения и предусматривать возможные ошибки. Концепция начнёт работать только тогда, когда она будет официально принята государством.
Московский опыт
Поставить камеру, найти и оштрафовать виновного – всё это, конечно, не позволит нарушителям уйти безнаказанным. Но в то же время и не снизит количество аварий. В первую очередь городу необходима удобная транспортная система. Положительную статистику демонстрирует Москва.
- По данным ЦОДД, в 2023 году количество несчастных случаев в зоне «зебры» уменьшилось на 5% (это на 60 аварий меньше, чем годом ранее);
- По сравнению с 2022 годом, количество раненых стало меньше на 4%;
- Число погибших снизилось на 23% – удалось спасти 10 жизней.
Все потому, что в столице были сделаны новые пешеходные переходы и светофоры, а также снижена скорость на улицах с оживлённым пешеходным трафиком или увеличена в зонах с большим автомобильным потоком, например, на Северо-Восточной хорде.
Вот как изменилось число ДТП с участием пешеходов за последние 9 лет по данным Госавтоинспекции:
Светоотражатель и внимательность. Что поможет сохранить здоровье и жизнь пешеходам
Гладлакс назвал основные правила поведения на дороге, которые уменьшат риск аварии.
- Подберите светоотражающий аксессуар. Среди них могут быть брелки, нашивки на сумку или браслеты. Подойдут также шапки или куртки со специальными вставками;
- Снимайте наушники перед тем, как перейти дорогу;
- Остановитесь при переходе новой полосы и повторно посмотрите по сторонам;
- Переходите дорогу в медленном темпе. Так у водителя будет больше времени затормозить;
- Соблюдайте одну скорость движения. Если увидели машину – не тормозите или не ускоряйте шаг. Это только путает водителя;
- Постарайтесь установить зрительный контакт с автомобилистом или махните ему рукой;
- Предварительно выглядывайте из-за машины или дерева, которые стоят рядом с переходом;
- Избегайте больших авто. Если поблизости припаркован грузовик, обойдите его с другой стороны.
Мы также напоминаем о важности спешивания с самоката или велосипеда на пешеходных переходах. Водитель авто может не успеть нажать на тормоз, как только пользователь СИМ неожиданно появится на дороге. Именно поэтому на следующие несколько минут безопаснее стать пешеходом.
Поделитесь ссылкой на публикацию с близкими и друзьями, которые часто ходят пешком. Проинформированность – первый шаг к снижению негативной статистики.