Наш канал в Телеграм

Как роботы изменили работу маркетплейсов

Роботы от Яндекса и других компаний

Во время пандемии вырос спрос на онлайн-заказы и возросла нагрузка на персонал. Переход на роботизированную систему поможет ускорить процесс работы на складе, а также освободить сотрудников от монотонных дел. Для маркетплейсов это способ снизить затраты и увеличить число товара на складах, а для покупателей — удешевить стоимость доставки. В посте собрали список ретейлеров, которые начали разрабатывать и использовать собственных роботов на складах и в доставке.

Яндекс

Яндекс разработал двух складских роботов для Яндекс.Маркета и Яндекс.Лавки. Разработка велась с конца 2021 года.

Робот сканирует QR-коды на упаковках с крупногабаритными товарами (например, бытовой техникой) и заносит данные в систему складского учёта. На одной палете робот может отсканировать QR-коды товаров меньше чем за секунду. У человека на это уходит в среднем до двух минут.

Такие товары хранятся на высоких стеллажах в несколько ярусов, дотянуться до которых устройству позволяет 12-метровая мачта. У робота есть лидар, ультразвуковые сенсоры и камеры — они помогают ему ориентироваться и безопасно передвигаться.

Также Яндекс с конца 2019 года тестирует Яндекс.Ровер — робота-курьера, предназначенного для перевозки небольших грузов. Пока компания использует этих роботов для собственных нужд, а также для доставки продуктов и заказов из ресторанов в некоторых локациях, в том числе в городе Иннополис.

Ровер от Яндекса

Утконос

Онлайн-ритейлер продуктов питания Утконос автоматизировал фулфилмент-центр на юге Москвы. Это первый в стране подобный проект автоматизации в сегменте e-grocery.

На складе «Бутово» работают около 900 человек. При этом пропускную способность склада удалось расширить до 15 600 заказов в сутки, тогда как раньше, до автоматизации, склад мог отгружать максимум до 7000 заказов. В пиковые периоды отсюда отгружают 10 000–12 000 заказов в сутки.

«Раньше комплектовщики перемещались по разным этажам, собирая заказ. Сейчас они остаются на одном этаже, передавая на другие этажи своим коллегам контейнеры для сборки. Также раньше собранные контейнеры нужно было вручную сортировать по разным маршрутам доставки. Сейчас эту задачу выполняет автоматический сортировщик. А готовый к отправке контейнер приезжает на конкретное место в зоне погрузки, которое уже зарезервировано под конкретный рейс с конкретным водителем. Система также подсказывает, как именно нужно расположить контейнеры, чтобы погрузка в машину происходила в правильном порядке.»

Михаил Часовников, операционный директор Утконос Онлайн

Автоматизированный фулфилмент-центр Утконоса в Бутово

Ozon

В 2021 году Ozon объявил, что займется созданием роботов для использования на складах и доставки заказов.

Ozon введет роботизацию процессов в фулфилмент-центрах, масштабных складских комплексах, в области хранения товаров, обработки и доставки заказов, в том числе на «последней миле» (доставке товара до покупателя). Лаборатория компании располагается в Иннополисе.

«У российской e-commerce много локальной специфики относительно западных игроков. Внутри страны подход к организации логистики и, например, планированию и оснащению фулфилмент-объектов очень отличается даже у схожих по бизнес-моделям игроков рынка. В таких условиях покупка неких готовых решений потребовала бы переработки и адаптации к нашим процессам, что, как показывает практика, процесс ресурсоемкий и с точки зрения денег, и с точки зрения времени»

Антон Степаненко, технический директор Ozon

Amazon

Компания Amazon внедряет робототехнику с 2012 года. По статистике Amazon, благодаря роботизированным технологиям на складах компании хранится на 40% больше товара, снизилась вероятность того, что товар закончится преждевременно. При этом роботы не заменили сотрудников. Как утверждает компания, с 2012 года она наняла более 300 тыс. человек дополнительно, в том числе для обслуживания роботов.

Представители Wildberries и AliExpress сообщили, что не применяют роботизированные технологии.

Правила сообщества
  • будьте вежливы, уважайте участников;
  • старайтесь оставлять информативные, полезные и интересные комментарии;
  • соблюдайте действующее законодательство;
  • мы не приветствуем размещение промокодов и рекламы;
  • вы тоже можете стать автором или участником проекта и продвигать свои промокоды;