Наш канал в Телеграм

«На тротуаре самокатчик — гость». Главное из интервью с Магомедом Колгаевым для Москвич Mag

Главное о самокатах, каршеринге и кикшеринге

Магомед Колгаев, руководитель проектов шеринга Департамента транспорта Москвы, в рамках интервью редакции «Москвич Mag», рассказал о перспективе развития шеринг-отрасли и о том, что уже было сделано в текущем сезоне.

Про круглогодичный кикшеринг

Представители кикшеринговых сервисов стремятся к тому, чтобы предоставлять самокаты круглый год. В прошлом году сезон закрыли в первых числах декабря, а открыли уже в конце февраля. Работать в заморозки не позволяют не только гололедица и сугробы, но и следующие факторы:

  • У электросамокатов небольшой диаметр колеса.
  • В холодное время года ухудшаются фрикционные свойства покрышки, причиной аварии может стать даже маленькая неровность дороги.

Кикшеринг будет работать пока позволяют погодные условия.

Итоги текущего сезона кикшеринга

  • Было совершенно 7,5 млн поездок.
  • Электросамокаты во многих случаях стали выполнять транспортную функцию, около 70% поездок были совершены именно по транспортному сценарию.
  • Город старается минимизировать негатив со стороны жителей, балансируя и сохраняя порядок на велопарковках. В прошлом году вокруг них была россыпь самокатов, а в этом году парковки установили в тех местах, где их не хватало.
  • Взять самокат в аренду сейчас можно во всех районах Москвы в пределах МКАД. Они есть в том числе в Зеленограде и Новой Москве, однако там не такой высокий спрос, но это дело времени.
  • Самокаты были равномерно распределены по городу, в пределах Садового кольца, ТТК, МКАД и даже за МКАД. Человек который живет в центре, и тот, что живет в отдалённом районе, имеют одинаковый доступ к электросамокатам.
  • Самокаты стали использоваться для межрайонных передвижений. Например, чтобы доехать из Кузьминок в Люблино, нужно делать круг с несколькими пересадками на метро, либо использовать такси или авто. Поездка на самокате займет 10 минут и дополнительно разгрузит автодороги.
  • Самокаты помогают выявлять потребность в маршрутах, которые впоследствии реализуются городом.

Сравнение каршеринга и кикшеринга

  • Обе услуги имеют схожую модель использования: короткая поездка в тех местах, где нет подходящего вида транспорта.
  • Изолированная поездка для тех, кто не любит ездить на общественном транспорте или такси.
  • Оба вида транспорта популярны в отдаленных районах.

Сервисы в цифрах:

  • Каршеринг — 27 000 машин, кикшеринг — 25 000 самокатов.
  • Каршеринг — 6–7 поездок на одно транспортное средство, кикшеринг — 5-6 поездок на один самокат.

Участие правительства в развитии кикшеринга

  • Для департамента транспорта любой проект, который решает транспортные задачи — партнерский, если при этом достигаются цели города.
  • Каршеринг — это частные компании, которым город организовывает льготы на парковку и т.д.
  • Идея в том, что люди не покупают личный автомобиль, потому что у них есть каршеринг.

Про парковки заставленные автомобилями каршеринга

Комментарий по ситуации с парковками, забитыми каршерингом:

Все машины каршеринга - брендируемые для того, чтобы они были легко узнаваемые на парковке. Когда человек видит, что парковка забита машинами каршеринга, ему кажется, что они стоят там все время. Но это разные автомобили, кто-то приехал позже, кто-то раньше — это машины разных операторов. Нет проблемы в том, что вся парковка забита каршерингом — на этих машинах приехали не сотрудники каршеринговых сервисов, а обычные москвичи. Мы стараемся устранить проблему простоя кашеринговых авто.

Магомед Колгаев

Про парковку электросамокатов

  • Москва использует систематизированный и структурированный подход, поэтому самокаты должны быть пристегнуты к городским парковкам. При этом город готов к диалогу и может ставить дополнительные парковки.
  • Жители Москвы могут обратиться в департамент транспорта или ЦОДД с просьбой установить парковку.
  • В таком обращении нужно указать адрес и мотивировать, зачем нужна парковка(но можно и без мотивации).
  • В просьбе откажут, если в трех метрах от планируемой парковки есть еще одна. или если тротуар в ширину 50 см и установка парковки парализует движение, но в большинстве случаев город идет навстречу и ставит парковку.

Регулирование в настоящее время

  • Медленные зоны работают с помощью технологии геофенсинга, когда в зависимости от геолокации меняются настройки девайса.
  • Магомед считает, что новые поправки в ПДД, связанные с ограничением скорости в 25 км/ч, помогут сократить количество несчастных случаев, связанных с самокатами.
  • Вопрос «как это все контролировать?» остается открытым. Есть специальные организации, органы государственной власти, которые должны этим заниматься, но с технологической точки зрения пока непонятно.
  • Введение медленных зон будет продолжаться, как и развитие инфраструктуры (временной и постоянной) и установка новых велопарковок.
  • Москва смотрит в сторону нейронных сетей, которые могли бы предупреждать о ДТП и фиксировать опасное вождение, чтобы можно было блокировать пользователя или решать проблему похожим образом.
  • Сейчас была установлена квота в 40 000 самокатов, это комфортное количество, чтобы равномерно распределить их по городу, не создавая перегруза.

Про новые поправки в ПДД можно прочитать в нашем предыдущем посте:

Москва на третьем месте в рейтинге транспортных систем

  • Велопрокат развивается очень стабильно и понятно: в среднем прибавляется по 100 станций и 1000 велосипедов в год. Рост предельно предсказуемый. Москва стартовала в 2013 году с пилотным проектом, а в 2021-м в городе уже 7,5 тыс. велосипедов и 729 станций.
  • Каршеринг запустили в 2015 году. Первое время шло прощупывание рынка, а потом начался невероятно активный рост, который пришелся на 2017–2018 годы. Тогда было 17 компаний. Сейчас есть один небольшой оператор — Bumerang, остальное — «Ситидрайв» (VK Group), BelkaCar с инвестициями фондов, «Делимобиль» (тоже с инвестициями) и «Яндекс».
  • Самокаты появились в 2018 году с 3 000 самокатов, а в 2021-м стало уже 25 000 единиц. Этот год для кикшеринга пиковый. В будущем город прогнозирует рост числа самокатов до 40 тыс.

Про сервис «Рули»

  • «Рули» – это сервис, позволяющий любому человеку сдать свой автомобиль в аренду другим людям. При этом только владелец машины решает, кому и на каких условиях позволить взять ее в аренду.
  • Проект обсуждали давно, но запустился он в мае этого года. Тогда началось пилотное тестирование.

  • Был введен календарь бронирования: пользователь сам может, спланировать аренду. Был расширен функционал по запросу на бронирование. Раньше пользователи писали, что хотят сдать машину, а желающие откликались. Теперь они сами могут обратиться с просьбой арендовать машину. Сейчас ведется много технических доработок, направленных на улучшение сервиса.
  • «Рули» — это про рациональное использование ресурсов. Это про то, чтобы активнее использовать уже существующее. Как и вся шеринг-экономика.
Правила сообщества
  • будьте вежливы, уважайте участников;
  • старайтесь оставлять информативные, полезные и интересные комментарии;
  • соблюдайте действующее законодательство;
  • мы не приветствуем размещение промокодов и рекламы;
  • вы тоже можете стать автором или участником проекта и продвигать свои промокоды;