Лучший канал о каршеринге, более 14 000 читателей!

Поправки про электросамокаты в ПДД. Мы все прочитали и рассказываем, что там написано

Все основные изменения в одном месте

Что случилось?

Россия переживает бум развития микроэлектротранспорта. И если моноколеса и сигвеи не особо популярны, то с появлением кикшеринга электросамокаты стали очень востребованным транспортом для коротких поездок и развлечения, как в Москве, так и в других регионах страны.

В Москве, по данным Дептранса, с начала года на шеринговых самокатах совершено более 7 млн поездок (в 3,5 раза больше, чем за весь 2020 год), но при этом в ПДД просто отсутствовали положения, которые касаются перемещения на электросамокатах.

Так, например, действующее в ПДД понятие «пешеход» приравнивает к пешеходам лиц, «использующих для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства». Однако очевидно, что электросамокаты, которые могут разгоняться до 25 км/ч (а некоторые модели и более), не должны стоять в одном ряду с обычными мускульными самокатами, и должны подчиняться иным правилам, нежели пешеходы.

В течение сезона 2021 года многие города по примеру столицы на местном уровне ограничили максимальную скорость электросамокатов и установили особые зоны, в которых запрещено перемещаться на кикшеринге. Но правовой статус пользователей электросамокатов все равно остался неопределен (вот, например, история о том, как человека в Казани оштрафовали за езду на кикскутере по велодорожке).

7 сентября стало известно, что Минтранс представил финальную редакцию поправок к ПДД. Первая редакция документа появилась еще в 2019 году, а поправки с правилами регулирования движения электросамокатов, моноколес и прочих средств индивидуальной мобильности (СИМ) многократно обсуждались и перерабатывались. В разработке новых правил активное участие принимала профильная команда Департамента транспорта Москвы. Теперь, после согласования с ГИБДД и правительством Москвы, документ вышел на финальную прямую.

Что поменяется?

Пояснительная записка к проекту поправок четко определяет цель: определение статуса участников дорожного движения, использующих современные технические средства передвижения, в том числе электросамокаты, гироскутеры, моноколеса, сигвеи и другие.

Что предлагают поправки:

  • ввести термин «Средство индивидуальной мобильности (СИМ)» и его определение
  • установить преимущество (приоритет) пешеходов во всех случаях совмещенного движения с велосипедистами и лицами, использующими СИМ
  • установить ограничение скорости движения СИМ (25 км/ч), ограничить массу СИМ, имеющего право для совмещенного передвижения с пешеходами – 35 кг
  • установить правила передвижения на СИМ по тротуарам, пешеходным и велопешеходным зонам, велодорожкам и обочине
  • ввести новые дорожные знаки

Важно, что, когда средства индивидуальной мобильности получат определение и будут приравнены к транспортному средству, это позволит привлекать пользователей к административной ответственности.

Больше не пешеход?

В новой редакции ПДД появится определение СИМ:

«Средство индивидуальной мобильности» – транспортное средство, имеющее одно или несколько колес (роликов), предназначенное для индивидуального передвижения человека посредством использования двигателя (двигателей) (электросамокаты, электроскейтборды, гироскутеры, сигвеи, моноколеса и иные аналогичные средства).

абзац 56, п. 1.2

Будет добавлено уточнение о том, что термин «Механическое транспортное средство» не распространяется на средства индивидуальной мобильности и велосипеды (абзац 18, п. 1.2).

Также дополнится определение термина пешеход: лица, ведущие СИМ все равно считаются пешеходами.

Новая редакция термина «Пешеход» (абзац 40, п. 1.2)

«Пешеход» — лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге либо на пешеходной или велопешеходной дорожке и не производящее на них работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, 
ведущие средство индивидуальной мобильности
, велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства.

Согласно п. 6.5, лица, использующие для передвижения СИМ, должны руководствоваться сигналами светофора в виде силуэта пешехода (движение по тротуару, пешеходной дорожке) либо велосипеда (движение по велосипедной, велопешеходной дорожкам, полосе для велосипедистов).

Также люди на СИМ должны руководствоваться сигналами регулировщика для пешеходов (абзац 12, п. 6.10)

В целом, ранее существовавший раздел «24. Дополнительные требования к движению велосипедистов и водителей мопедов» теперь будет переименован в «24. Дополнительные требования к движению велосипедистов, водителей мопедов и лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности», и будет содержать основные правила, касающиеся СИМ.

Где же ездить?

В первую очередь хочется отметить, что теперь законом будет установлено максимальное ограничение скорости — 25 км/ч (п. 24.6), а также запрет на перемещение на СИМ по автомагистралям (п. 16.1)

Также, судя по всему, штрафов за езду на электросамокате по велодорожке больше не будет: определения «Велосипедная дорожка», «Велосипедная зона» и «Велопешеходная дорожка» теперь официально содержат указание, что на СИМ по ним можно ездить.

Новые определения «Велосипедная дорожка», «Велосипедная зона» и «Велопешеходная дорожка»

абзац 6, п. 1.2
«Велосипедная дорожка» — конструктивно отделенный от проезжей части и тротуара элемент дороги (либо отдельная дорога), предназначенный для движения велосипедистов и лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности, и обозначенный знаком 4.4.1 

абзац 7, п. 1.2
«Велосипедная зона» — территория, предназначенная для движения велосипедистов и лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности, начало и конец которой обозначены соответственно знаками 5.33.1 и 5.34.1 

абзац 43, п. 1.2
«Пешеходная и велосипедная дорожка (велопешеходная дорожка)» — конструктивно отделенный от проезжей части элемент дороги (либо отдельная дорога), предназначенный для раздельного или совместного с пешеходами движения велосипедистов, лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности, и обозначенный знаками 4.5.2 — 4.5.7 

Теперь глава 24 разделяет лиц, управляющих средствами индивидуальной мобильности, на три категории, от которых зависит то, как и где можно ездить:

  • Младше 7 лет
    только по тротуарам, пешеходным и велопешеходным дорожкам (на стороне для движения пешеходов), а также в пределах пешеходных зон и только в сопровождении взрослых (п. 24.4.)
  • От 7 до 14 лет
    только по тротуарам, пешеходным, велосипедным и велопешеходным дорожкам, а также в пределах пешеходных зон (п. 24.3.)
  • Старше 14 лет
    по велосипедной, велопешеходной дорожкам, проезжей части велосипедной зоны или полосе для велосипедистов (п. 24.1.)



Однако у людей старше 14 лет есть и другие варианты, добавленные пунктом 24.2.1. Если очень коротко, то для таких лиц действует следующая иерархия:

  1. Велосипедная, велопешеходная дорожки, велосипедная зоны или полоса для велосипедистов
  2. Если их нет — можно по тротуару, пешеходной дорожке
  3. Если их нет — можно по обочине
  4. Если нет даже обочины — можно по правому краю проезжей части

Но мы очень рекомендуем прочитать пересказ нового пункта в более подробном изложении, потому что там есть и другие важные моменты и исключения.

Краткий, но подробный пересказ нового п. 24.2.1
  • Можно ехать в пешеходной зоне, если СИМ весит не более 35 кг

  • Можно ехать по тротуару, пешеходной дорожке, если:
    • СИМ весит не более 35 кг и
    • нет велосипедной и велопешеходной дорожек, полосы для велосипедистов либо нет возможности двигаться по ним
    • или человек сопровождает ребенка до 14 лет на велосипеде или СИМ

  • Можно ехать по обочине, если вообще ничего нет (велосипедной и велопешеходной дорожек, полос для велосипедистов, тротуаров и пешеходных дорожек, или отсутствует возможность двигаться по ним)

  • Можно ехать по правому краю проезжей части, если (должны быть соблюдены все условия):
    • вообще ничего нет (велосипедной и велопешеходной дорожек, полос для велосипедистов, тротуаров и пешеходных дорожек, даже обочины нет, или отсутствует возможность двигаться по ним)
    • скорость на дороге ограничена 60 км/ч
    • на дороге разрешено движение велосипедов
    • СИМ оборудован тормозами, звуковым сигналом, фарой (фонарем) белого цвета спереди и световозвращателями белого (спереди), оранжевого или красного (по бокам), красного (сзади) цвета

К слову, при езде по правому краю проезжей части, можно ехать только в один ряд, запрещены обгон или объезд с левой стороны (первый абзац п. 24.5). А еще п. 4.1 закрепляет, что лица, передвигающиеся на велосипедах и СИМ по краю проезжей части, должны следовать по ходу движения транспортных средств (в отличие от пешеходов, которые должны идти навстречу движению транспортных средств).

Кто главней?

Приводим краткий пересказ новых редакций статей, устанавливающих приоритеты для всех участников дорожного движения.

1. Движение, совмещенное с пешеходами (п.24.6)
— Во всех случаях совмещенного с пешеходами движения велосипедистов и людей на СИМ, пешеходы имеют приоритет
— Если движение на СИМ или велосипеде по тротуару, пешеходной дорожке, обочине или в пределах пешеходных зон (включая велосипедные дорожки, находящиеся в пешеходных зонах) подвергает опасности или создает помехи для движения пешеходов, велосипедист спешивается, а человек на СИМ спешивается или сбавляет скорость до пешеходной.

2. Пересечение СИМ проезжей части вне перекрестка (п.26.4. прим.)
Велосипедист или лицо на СИМ обязаны уступить дорогу другим участникам дорожного движения.

3. На велосипедных дорожках (п. 4.1)
Пешеходы должны уступать дорогу велосипедистам и лицам, использующим для передвижения СИМ.

4. При выезде машины на дорогу с прилегающей территории и съезде с дороги (п. 8.3.)
При выезде — водитель уступает дорогу всем (и пешеходам, и СИМ), движущимся по ней.
При съезде с дороги – пешеходам, велосипедистам и лицам, использующим для передвижения СИМ, путь движения которых он пересекает.

5. Если машина поворачивает направо или налево (п. 13.1.)
Водитель обязан уступить дорогу пешеходам, лицам на СИМ и велосипедистам, пересекающим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает.

6. На пешеходных переходах (п. 14.3)
На регулируемых пешеходных переходах при включении разрешающего сигнала светофора водитель должен дать возможность пешеходам и лицам, использующим СИМ, закончить пересечение проезжей части.

7. В жилой зоне (п. 17.1.)
Пешеходы могут перемещаться как по тротуарам, так и по проезжей части, и имеют преимущество. Однако пешеходы не должны создавать на проезжей части необоснованные помехи для движения транспортных средств и лиц, использующих для передвижения СИМ.

8. При выезде машины из жилой зоны (п. 17.3)
Водители и лица, использующие СИМ, обязаны уступить дорогу другим участникам дорожного движения

9. В велосипедной зоне (24.11.)
Велосипедисты и люди на СИМ имеют преимущество перед механическими транспортными средствами

Что еще нужно знать?

Велосипедистам, водителям мопедов и людям на СИМ запрещается (п. 24.8):

  • управлять средством передвижения, не держась за руль хотя бы одной рукой
  • перевозить груз, выступающий более чем на полметра или мешающий управлению
  • перевозить пассажиров и перевозить детей до 7 лет, если это не предусмотрено оборудованием или конструкцией велосипеда или СИМ
  • пересекать дорогу по пешеходным переходам (то есть нужно спешиваться)
  • поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении (кроме случаев, когда из правой полосы разрешен поворот налево, и за исключением дорог, находящихся в велосипедных зонах)

Новые знаки

Изменения также коснутся и знаков:

  • Знак «Движение пешеходов запрещено» (3.10) теперь изложен следующим образом: «Запрещается движение пешеходов, а также лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности.»
  • Описание знака «Пешеходная дорожка» (4.5.1) теперь подразумевает, что по ним можно перемещаться и средства индивидуальной мобильности
  • «Дорога с полосой для велосипедистов» (5.11.2) теперь обозначает дорогу, по которой также можно перемещаться лицам, управляющим средствами индивидуальной мобильности
  • «Пешеходная зона» (5.33) на равне с велосипедами разрешает перемещаться на СИМ

Также предложено добавить несколько новых знаков:

Табличка 8.4.8(1) распространяет действие на лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности»

Табличка 8.4.16 не распространяет действие знака на лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности»

3.35 «Движение на средствах индивидуальной мобильности запрещено»
Правила сообщества
  • комментируйте!
  • будьте вежливы, уважайте участников;
  • старайтесь оставлять информативные, полезные и интересные комментарии;
  • соблюдайте действующее законодательство;
  • мы не приветствуем размещение промокодов и рекламы;
  • лучшие комментарии будут отмечены редакцией;
  • вы тоже можете стать автором или участником проекта и продвигать свои промокоды;