По данным Ассоциации микромобильности, за неполный месяц с начала сезона пользователи кикшеринга совершили более 145 тысяч поездок. В городе работают два оператора — Whoosh и Urent.
В последние несколько недель власти города заговорили о необходимости регулирования деятельности краткосрочной аренды самокатов, а в региональных СМИ появилось несколько публикаций о том, насколько опасный и неподходящий такой вид транспорта для горожан.
Департамент инвестиций, потребительского рынка, инноваций и предпринимательства мэрии Новосибирска предложил сразу три инициативы по регулированию деятельности кикшеринга в городе:
Глава Новосибирска Анатолий Локоть сообщил, что мэрия планирует разработать маршруты для передвижения самокатов:
«Мы находимся в контакте с владельцами, с теми, кто ведет эту деятельность в Новосибирске, чтобы добиться порядка. Есть вопросы, которые требуют решения — это скорость передвижения, места стоянок – наверное, не вся территория города должна быть этим местом.»
Исполняющий обязанности главы ГИБДД по Новосибирской области Михаил Федоров предложил приравнять электросамокаты к мопедам. Это повлечет за собой необходимость получения водительского удостоверения с определенной категорией:
«Вопрос надо решать на законодательном уровне. Данные средства признаются как пешеходы. Есть проект, чтобы приравнивать их к категории М1, где требуется обучение. Но пока ответственность за это не предусмотрена.»
"Одобряю, но мешают". Результаты опроса от администрации города
Муниципальный портал Новосибирска до 24 мая проводит опрос, чтобы выяснить, удобны ли самокаты для горожан. На текущий день, 20 мая, в опросе приняло участие 4855 человек, и уже можно оценить предварительные итоги.
Большинство горожан (55%) одобряют появление в Новосибирске сервисов по аренде самокатов. Чуть больше трети опрошенных (33,6%) негативно относятся к кикшерингу на дорогах города.
Мнения тех, кто готов пользоваться самокатом для передвижения по городу, и тех, кто не рассматривает для себя такую возможность, разделились примерно поровну — 46,14% и 48,75% соотвественно.
Среди основных плюсов кикшеринга горожане отмечают возможность взять/оставить в любой точке города (53,13%), экономию времени (41,76%), экологичность (44,64%) и мобильность передвижения (44,46%).
В качестве минусов подобного сервиса на первом месте идет отсутствие необходимой инфраструктуры (72,29%), помеха для пешеходов (61,63%) и высокий риск получить травму (55,19%).
Из сложностей, которые привнесло в жизнь появление кикшеринга, опрошенные отмечают опасения со стороны пешеходов при перемещении по тротуарам (56,18%) и отсутствие законодательного регулирования микромобильности (50,79%).
На вопрос, что нужно сделать для улучшения ситуации, горожане чаще всего отмечали необходимость создания специальной инфраструктуры (78,17%), например, велодорожек на тротуарах. Важным респонденты считают и повышение культуры вождения (58,75%). На третьем месте по популярности — ограничение скоростного режима (41,06%), законодательные инициативы (41,18%), повышение ответственности как пользователей, так и самих сервисов (41,31%).
Что говорят новосибирцы?
Редакция Трушеринга пообщалась с несколькими жителями Новосибирска, которые пользуются краткосрочной арендой самокатов. Все опрошенные респонденты пользовались самокатами для транспортных целей. Удобство сервиса особенно отмечали те, кто живет в центре города. «Добираюсь куда надо за 15 минут и 100 рублей», — рассказал Алексей Шипелкин.
Большинство участников опроса отметили, что для комфортного пользования сервисом не хватает развитой инфраструктуры, а местами — и хорошего асфальта:
«Новосибирск вообще не пригоден для езды на самокатах. Нет специальных дорожек, тротуары для пешеходов кривые-косые. Нет съездов. Я вообще не представляю, как перемещаются инвалиды. Я раньше не обращал внимание, но когда мы едем, например, по Фрунзе (одна из центральных улиц города - прим. ред.), там встречается большое количество поребриков и никаких съездов для инвалидных колясок. Ничего нет, тем более для самокатов.»
«В центре еще более менее, хотя хватает и разбитых дорожек и ужасных съездов, да и просто мест, где нужно постоянно приходится спешиваться, брать самокат на руки и поднимать на поребрик.
Чуть подальше от центра, но в зоне покрытия - все хуже. И парковок меньше, и самокатов, и мест, где можно проехать.
Иногда - брусчатка, иногда - плитка, иногда - вообще галька или земля. В нескольких км от центра. Такое себе. С левого берега на правый по мосту проехать нереально, проще доехать на метро, сэкономишь время, нервы и руки будут целые.»
Мнения об опасности для пешеходов разделились. Кто-то из опрошенных отмечает, что «пешеходы не привыкли смотреть по сторонам и оценивают безопасность с точки зрения собственного опыта. Иногда они могут нелогично и резко совершать странные маневры». А кто-то видит в самокатах реальную угрозу для пеших участников движения.
Говорили респонденты и про отсутствие регулирования со стороны ПДД, что повышает вероятность ДТП и количество травмоопасных исходов столкновения.
«От пешеходов слышал негативные отзывы, потому что самокаты несутся, часто бесшумно. Но как автомобилисту они мне не мешают. Даже прикольно на них смотреть - народ счастливый, когда катается на них.»
Респонденты отметили, что самокаты сами по себе не являются угрозой для окружающих — весь вопрос в выстраивании инфраструктуры и отношения к новому сервису:
«Отношение зависит же не от транспортного средства, а от культуры вождения. Смешение потоков - всегда негативно. Но в целом процент тех, кто негативно относится к сервису, пока небольшой.»
«Что касается безопасности самокатов, то нужно научиться жить с этим явлением, запретить - хуже всего. Нужно рассказывать, как вести себя, когда рядом движется самокат. Пытаться организовать парковки правильным образом. От этого всего уже никуда не денешься, и я очень рад, что они появились у нас в городе.»
«Скорее здесь нужно некоторое время для того, чтобы перестроиться. Возможно в свое время автомобилей боялись с такой же силой.»
Краткосрочная аренда электросамокатов активно развивается в России, например, по данным московского Дептранса в городе с начала сезона совершено уже 1,3 млн поездок. Для сравнения, в 2020-м году было около 2 млн поездок за весь сезон. Санкт-Петербург в прошлом году пережил настоящий бум кикшеринга.
На федеральном уровне Министерство транспорта активно разрабатывает изменения в законодательстве, чтобы прояснить статус средств микромобильности, в том числе самокатов и гироскутеров.
Действующие сейчас нормы принимались, когда самокаты были мускульные. Сейчас все понимают, что электросамокаты нельзя приравнивать к пешеходам.
В новом законопроекте будет прописан приоритет движения: средства микромобильности смогут перемещаться по велодорожкам, пешеходным зонам и только потом по приоритетности идут тротуары, на которых будет действовать ограничение скорости.
Если будет помеха пешеходам, то пользователи электросамокатов должны будут еще снизить скорость, а в крайнем случае спешиться.
Самым последним вариантом для перемещения по приоритету станет проезжая часть — крайняя правая полоса, прижимаясь к бордюру, с ограничением скорости не более 20 км/ч. При этом балансовым средствам передвижения выезд на проезжую часть будет запрещен.
Под запретом окажется и перемещение на электросамокатах в состоянии алкогольного опьянения.
Ожидается, что электросамокаты не приравняют к транспортным средствам, а законодательные инициативы будут приняты на уровне субъектов.