Поддержи Трушеринг, стань нашим патроном на Patreon!

Только треть очевидцев сообщает о нарушителях на каршеринге. Статистика и результаты опросов

Собрали актуальную статистику по ДТП и поговорили с читателями о том, нужен ли дополнительный контроль за каршерингом.

Автомобили каршеринга вызывают у окружающих весь спектр эмоций — от негодования по поводу агрессивного вождения до восхищения удобством и комфортом сервиса. Мало кому придет в голову проверить, чем занимается водитель в личном автомобиле, но за водителем каршеринга окружающие следят внимательно.

Разбираемся, можно ли обратить человеческое любопытство во благо и нужен ли дополнительный контроль за каршерингом.

Когда в ДТП виноват каршеринг. Немного статистики

По данным Центра организации дорожного движения Москвы автомобили каршеринга в 2019 году попадали в ДТП 421 раз. В процентом соотношении этот показатель сопоставим с количеством аварий, которые произошли с участием личных автомобилей, если учесть, что каршеринговый автомобиль в среднем проезжает за год 45 000 километров, а личный — 10 0000-15 000 километров.

Если говорить о статистике по стране, то чаще всего виновником аварий на автомобилях каршеринга становятся мужчины — в 80% случаев. Такие данные приводит «Ренессанс страхование», основываясь на анализе страховых случаев за 2019 год из собственной практики.

Средняя сумма выплаты по ДТП, произошедших по вине водителей-мужчин на четверть больше, чем у женщин-каршероводов.

Доля аварий ночью значительно меньше (29%), но они приносят больший урон, чем ДТП, произошедшие днем. На промежуток с 21 часов до 6 часов утра приходится 75% от всего объема выплат.

В половине случаев ДТП случаются по вине каршеринговых автомобилей эконом-класса. При этом наибольшая сумма выплат приходится на происшествия, связанные с грузовым каршерингом.

«Ренессанс страхование» отмечает, что частота ДТП в регионах выше по сравнению с Москвой и Санкт-Петербургом, но при этом по ДТП в столице выплачиваются самые большие суммы, если брать усредненные данные.

Если рассматривать ДТП, которые случаются по вине каршеринговых автомобилей, по моделям, то наиболее «аварийным» оказывается Hyundai Solaris — частота попадания в ДТП составляет 77%. На наименее аварийные модели приходится 18-19% всех ДТП. В расчете показателей учитывался количественный вес каждой модели.

Наибольший денежный урон приносят аварии, случившиеся с Renault Kaptur. Меньше всего сумма выплат по ДТП, произошедших по вине водителей Renault Logan и Smart Forfour.

Среди марок, представленных в каршеринге, аварии чаще всего случаются с автомобилями Hyundai (частота — 79%), а реже всего со Smart (23%). Наибольший средний урон в денежном исчислении в результате ДТП приносят автомобили Renault.

Каршероводы о фиксации нарушений

Мы спросили читателей телеграм-канала «Каршеровод» и Трушеринга, сообщают ли они операторам, если видят какие-то нарушения со стороны водителей каршеринга, и нужна ли система фиксации, которая позволила бы быстро и удобно сообщать о неподобающем поведении каршероводов.

Большая часть респондентов (67%) ответила, что не информирует операторов, при этом 69% опрошенных из этой группы готовы сообщать о нарушениях, если появится удобный способ передачи информации.

Четверть опрошенных сообщили, что хотели бы рассказать о нарушениях, но не знают, как это сделать.

Из тех, кто обращался к операторам каршеринга для заявления о нарушителях, 70% отметили, что форма информирования достаточно удобная. Чаще всего (40%) очевидцы звонят в колл-центр.

Подробно ознакомиться с результатами опроса можно в конце этой статьи.

Вот что рассказали об опыте взаимодействия с операторами наши читатели:

"В приложении отвечают сразу, это удобно. А если у меня нет приложения (делимобиля, например), я звонил по телефону, чтобы рассказать от дрифтующем водителе. По телефону они просто говорят "ок, спасибо"."

"Когда мне было маловато годов для Яндекса, из трамвая увидел курящих в их машине. У них был телеграм, куда быстро и удобно скинул видео. Обещали разобраться и верю, что разобрались."

"В большинстве случаев, как-либо жаловаться просто неудобно, т.к. сам едешь за рулем. А в остальных случаях, можно позвонить в колл-центр или написать в поддержку."

Многие отмечали, что фиксация нарушений нужна и поможет призвать водителей каршеринга к ответственности:

"Думаю, что более эффективное наказание будет работать, т.к. кш, по большей части, пользуются не самые богатые граждане и адресное и ГАРАНТИРОВАННОЕ наказание будет заставлять их задумываться. В худшем случае, операторы кш смогут использовать штрафы для поддержания автопарка. Ну и конечно грустно ездить на прокуренных, испачканных и поломанных авто."

"Если сообщать о нарушениях, нарушать будут меньше людей, что в свою очередь сделает этот вид транспорта еще безопаснее."

"Фича нужна обязательно, поскольку много каршероводов ведут себя откровенно по скотски. Притом не в приложении, а в мессенджерах, чтобы люди без приложения тоже могли быстро отправить фото/видео (это раз) и сообщать можно было независимо от своего статуса аренды (это два)."

Отдельного внимания заслуживает курение в автомобилях каршеринга:

"Очень часто видел людей, курящих в автомобиле каршеринга. Но возможностей для отправки жалоб на таких, увы, пока нет."

"Вижу как нарушают правила в самом авто (курят например), об этом тоже хочется сообщать."

Некоторые читатели в целом не против системы фиксации, но переживают, что хорошая идея на деле может принести вред:

"Хотелось бы чтобы была защита от ложных доносов. Потому что бывает, что жалуются, что машина мешает, а на деле ты занял "её место". Хотя это обычная парковка. Или машина мешает, а там боинг можно посадить. Это легко решить, если карш будет просить фотофакт нарушения."

Читатели поделились идеями, как подобная система может работать:

"В идеале создать единую службу, куда можно было бы сообщить о случае нарушения ПДД любого оператора, вместо того, чтобы понять, какому оператору принадлежит данный авто, найти номер колл-центра, дозвониться и передать необходимую информацию. При этом нужно минимизировать объем информации, необходимой для реагирования: гос номер автомобиля нарушителя, краткое описание нарушения, фото (если возможно)."

"Считаю, что нужно блокировать пользователей-нарушителей. По примеру многих сервисов/платформ. 1-й раз на сутки. 2-й раз на 2 недели/месяц. 3-й раз перманентно. Дабы не портить и не ухудшать отношение к КШ. Да, понятно что компании на это не пойдут, ведь останутся без доброй половины клиентов, особенно ДМ. Логично - давить конскими штрафами внутри компании. P. S. Очень нужна общая БД кш клиентов. Накосячил в одном, схватил бан во всех. По примеру банковской системы."

Многие читатели считают, что несправедливо было бы вводить дополнительную фиксацию для водителей каршеринга, но при этом оставлять безнаказанными водителей личных автомобилей:

"Я не вижу разницы между водителями каршеринга и всеми остальными водителями. Если появится инструмент, который позволит сообщать данные о нарушениях, я бы сообщал независимо от способа владения авто."

"Нарушения ПДД в лице водителей каршеринга большое, но привлечение к этому чрезмерного внимания привело к тому, что все забыли о нарушениях ПДД водителей личного транспорта."

"Не нужно выделять водителей каршеринга. Хотите жаловаться - создавайте материалы для ГИБДД по каждому нарушению на дороге. Увидел, что кто-то колесом задел сплошную, зафиксировал, отправил в ГИБДД. И не забывай потом на все суды ходить по этому нарушению. И где же взять доказательство нарушения? Нарушения в 95% случаев происходят для очевидца за пару секунд, он даже телефон не успеет достать."

Нужно ли дополнительно следить за каршерингом и как это реализовать?

С мнением читателей о том, что дополнительная система фиксации нарушений нужна не только для каршеринга, но и для других автомобилей, сложно не согласиться. Лихачей, нарушающих ПДД, за рулем личных автомобилей или такси ничуть не меньше, поэтому вводить отдельные системы фиксирования только для каршеринга нецелесообразно.

В России сейчас нет единого сервиса, который бы позволял очевидцам быстро и удобно сообщать о нарушителях. Во всех регионах обращение можно направить через сайт ГИБДД, оно будет рассмотрено в течение 30 дней.

Существует приложение Spot (доступно только для iOS), через которое можно отправить информацию правоохранительным органам о нарушении правил стоянки. Доступно на всей территории страны, но пользователи отмечают, что оно работает некорректно, а многие заявления подолгу не рассматриваются или вовсе остаются без внимания.

В ноябре 2014 года в Татарстане заработало приложение «Народный инспектор», через которое жители могут присылать в ГИБДД видеосообщения о нарушениях.

В ближайшее время практика Татарстана может быть распространена на всей территории России — в новой редакции КоАП планируют прописать упрощенный порядок вынесения постановлений, в том числе на основе данных из специального приложения. Вероятно, речь идет именно о приложении «Народный инспектор».

Предполагается, что фото или видео необходимо будет делать только через приложение. Загрузка материалов со сторонних технических средств, например, с видеорегистраторов, не предусмотрена.

Как жители других стран сообщают о нарушителях на дороге

В Новой Зеландии о нарушении ПДД можно сообщить через специальную форму на сайте полиции. Представитель правоохранительных органов рассматривает заявление и проводит с нарушителем беседу, если в ней есть необходимость.

В Великобритании реализовано сразу несколько проектов. При этом полиция анализирует не только поведение потенциального нарушителя, но и водителя, который прислал видео. И если будет выявлен факт нарушения с его стороны, то он тоже получит штраф.

Фото или видео с нарушением можно отправить через специальную форму на сайте полиции. Также в стране действует бесплатный ресурс, основанный производителем видеорегистраторов Nextbase, через который можно загрузить видео или фото с нарушениями ПДД.

Пользователь выбирает территориальное подразделение, в котором был зафиксирован инцидент, загружает материал, и система автоматически перенаправляет информацию в нужный отдел полиции.

У полиции Уэльса есть и самостоятельный ресурс, через который можно сообщить о правонарушении — SNAP. Для рассмотрения принимаются инциденты связанные с “опасным вождением, вождением без должного ухода и внимания, небрежным вождением, использованием мобильного телефона, отсутствием ремня безопасности, нарушением красного светофора, нарушением сплошных белых линий и другими правонарушениями, в которых водитель явно не находится. в правильном управлении транспортным средством”.

В Германии за порядком на дорогах следит полиция и специальное административное подразделение Ordnungsamt. Обе организации имеют право фиксировать нарушение ПДД и выписывать штрафы. Часто патрули передвигаются на автомобилях без обозначений.

Как рассказала Трушерингу жительница Берлина, желающих нарушать немного по причине высоких штрафов. Если же разбирательство по нарушению доходит до суда, то проигравшая сторона не только оплачивает повышенный штраф, но и трудовые часы, которые были потрачены судом за время разбирательства.

У очевидцев нарушений правил дорожного движения есть возможность пожаловаться в полицию, но во многих случаях понадобятся еще и показания свидетелей.

Строгость, с которой относятся в Германии к нарушителям, и российская лояльная система штрафов нередко становятся темой для обсуждения в среде урбанистов:

В США правила фиксации правонарушений могут значительно отличаться в зависимости от штата. Жительница Нью-Джерси рассказала редакции, что основной контроль осуществляется при помощи камер видеонаблюдения и полицейского патруля.

Камеры бывают двух видов. Одни из них записывают все (traffic cameras) происходящее. Они устанавливаются в публичных местах и на платных хайвеях. По ним отслеживают скорость и своевременность оплаты проезда. В большей степени такие нужны для того, чтобы оценить поток трафика перед поездкой и выбрать наилучший маршрут.

Есть еще red line and speed cameras (фиксируют красный свет и скорость, устанавливаются на перекрестках). В Нью-Джерси эти камеры убрали в 2014 году. Было много претензий к этим камерам. В штате официально разрешен правый поворот на красный свет, а камеры не всегда правильно фиксировали, и выставлялись штрафы.

Дороги патрулируют полицейские, у них есть свои приборы фиксации нарушений. Действия полицейских регламентированы большим количеством правил, и без причины никогда не останавливают.

При необходимости о нарушении ПДД можно сообщить по специальному номеру дорожной службы, а также через сайт и по телефону полиции.

Жительница Мадрида рассказала редакции, что на дорогах практически нет нарушителей по причине высоких штрафов и строгих ограничений. К примеру, если установлен лимит скорости 60 км/ч, то превысить нельзя ни на сколько, не штрафуемого диапазона нет.

Итоги

Среднестатистический водитель каршеринга, по вине которого происходит ДТП, это мужчина за рулем Hyundai Solaris. Самые убыточные ДТП случаются в ночное время суток. Аварийность каршеринга сопоставима с количеством аварий на личных автомобилях, если пересчитывать на размер парка.

Многие каршероводы считают, что необходим удобный механизм, позволяющий очевидцам передавать данные о нарушителях ПДД и правил сервиса операторам каршеринга, но считают несправедливым выделять только автомобили каршеринга.

Мировой опыт показывает, что для соблюдения ПДД большинством водителей достаточно больших штрафов и налаженной системы фиксации нарушений.

В некоторых странах, например в Великобритании, есть возможность сообщить о нарушении ПДД напрямую в полицию или дорожную службу. В России разработано несколько проектов в данной области, но ни один из них пока не распространяется на всю территорию страны.

Как вы считаете, какой вариант больше подходит в нашей стране — высокие штрафы, возможность фиксации нарушений очевидцами или повсеместные патрули и камеры? Поделитесь в комментариях.

Исследование Трушеринга

Мы провели опрос среди наших читателей на двух площадках — паблике ВКонтакте и телеграм-канале «Каршеровод». Выборка составила 1323 человека.

Большинство респондентов (67%) отметили, что не жалуются на водителей каршеринга, если видят какие-то нарушения с их стороны:

При этом на вопрос «как часто жалуетесь» вариант «не жалуюсь» выбрали 38% респондентов. 20% опрошенных готовы рассказывать о нарушителях в каршеринге, но не знают, как это сделать. Еще 9% не видят в этом необходимости.

Чаще всего (23%) респонденты жаловались на нарушителей один-два раза:

Из тех респондентов, кто сообщал о нарушителях на каршеринге, 69% отметили удобство передачи информации операторам:

Большинство сообщений (39,9%) о нарушителях находили отклик в течение 2-3 часов. Пятая часть опрошенных не отслеживала ответ, а 18% сообщили, что вообще не получали обратную связь от операторов.

Респонденты чаще всего (39,6%) передавали свои сообщения через колл-центр. Реже всего (11,1%) очевидцы сообщали о нарушениях через электронную почту. Несколько человек (0,5%) выбрали вариант обращения, которого не было в опросе.

Большинство респондентов (88%) хотели бы знать о санкциях, которые были применены к нарушителям:

Среди всех респондентов 76% готовы сообщать о нарушителях на каршеринге, если появится удобный способ, но 15,3% опрошенных не видят в этом смысла:

Среди тех, кто и раньше обращался с сообщениями о нарушениях, готовы и дальше это делать при наличии удобного способа связи 90% опрошенных:

Среди респондентов, которые раньше не сообщали о нарушителях на каршеринге, 69% готовы начать это делать, если появится удобный способ:

Правила сообщества
  • комментируйте!
  • будьте вежливы, уважайте участников;
  • старайтесь оставлять информативные, полезные и интересные комментарии;
  • соблюдайте действующее законодательство;
  • мы не приветствуем размещение промокодов и рекламы;
  • лучшие комментарии будут отмечены редакцией;
  • вы тоже можете стать автором или участником проекта и продвигать свои промокоды;