В 2030-е годы транспортные средства перестанут нуждаться в человеке, а к 2040 году транспортная система городов станет полностью автономной. Такой прогноз дают аналитики PwC. Предположения российских экспертов еще более оптимистичны: в НТИ «Автонет» считают, что активного внедрения полностью автономных автомобилей стоит ждать после 2027 года. В любом случае это вопрос уже даже не нескольких, а одного десятилетия.
Очевидно, что распространение беспилотников требует соответствующих изменений в городской инфраструктуре и законодательстве. По мнению генерального директора Делимобиля Мухита Сейдахметова, который анонсировал первый автономный автомобиль в российском каршеринге, в последние годы инфраструктура для беспилотного транспорта заметно развилась. Но его распространение зависит от того, как быстро поменяется закон: например, сейчас он запрещает выводить на дороги автомобиль без человека за рулем.
При этом автономизация — это наиболее логичный вектор развития каршеринга, потому что она позволит «шерить» автомобиль по максимуму. Количество аренд одной машины, которая не простаивает в ожидании водителя, подходящего по условиям сервиса, а самостоятельно строит и преодолевает маршруты, будет исчисляться не семью-восемью, а десятками в сутки.
Из российских компаний, занимающихся каршерингом, тестировать беспилотники первым начал Яндекс. Правда, беспилотный Hyundai Sonata пока не планируется добавлять в автопарк Яндекс.Драйва. Зато это первый в России автономный автомобиль, которому разрешено выйти на дороги общего пользования.
Мировой рынок беспилотного транспорта оценивается в 54 миллиарда долларов. За ближайшие 6-7 лет он может вырасти в 10 раз. В гонку беспилотников включились все ведущие автопроизводители: Volkswagen, Toyota, Hyundai-Kia, Mercedes-Benz, Ford, Volvo, Audi, BMW, корпорация General Motors и другие. И если проблемы с инфраструктурой и законодательством в случае с каждой страной индивидуальные, безопасность — универсальная тема для беспокойства.
Согласно опросу, проведенному Американской автомобильной ассоциацией, 71% жителей США боится ездить на полностью автономном автомобиле. При этом уровень неприятия за последние годы вырос, после нескольких инцидентов, в которых пострадали люди. Поэтому минимизация рисков, сопровождающих беспилотники, напрямую волнует автопроизводителей.
«Уже сегодня крупные производители смотрят на страхование как на предустановленный сервис. И такой сервис будет полностью персонифицирован. Речь идет не о цвете машине и обивке салона, а о том, что вся технологическая начинка машины будет настроена под владельца.
Например, уже сегодня у Ford есть голосовой помощник, который может заказать вам ежедневный кофе, а вы заберете его в кофейне по пути. Также и в страховании все будет персонифицировано: персональный полис со степенями риска и опциями, которые нужны именно этому человеку. Исчезнет понятие типового продукта».
В России рынок беспилотников не сформирован, но эксперты уже могут спрогнозировать, как его развитие скажется на транспортной безопасности. С одной стороны, будет исключен человеческий фактор, по вине которого происходит большинство ДТП. В то же время остается вероятность технического сбоя, что повышает риск ДТП по вине компьютера. В «Ренессанс страхование» считают, что на начальных этапах развития автономного транспорта этот факт может привести к повышению стоимости каско на такие автомобили, но вскоре, когда беспилотники станут общедоступными, каско как продукт может вообще перестать существовать — ему на смену придет страхование гарантии производителя.
«Если беспилотные автомобили станут общедоступными, понятие «личный автомобиль» может вообще исчезнуть», — уверен Сергей Демидов.
О том, действительно ли транспорт будущего будет безопаснее современного, мы спросили Андрея Фадина из Kaspersky Lab, который развивает направление transportation security:
«Ситуация безопасности в транспорте будущего станет гораздо сложнее и даже противоречивее, поскольку, с одной стороны, станет больше физической безопасности в смысле safety, но для этого большинству игроков автомобильного бизнеса придется трансформироваться в IT-компании и серьёзно заняться кибернетической безопасностью в смысле security.
Обыватель увидит снижение количества ДТП на дорогах: технологии ADAS (Advanced driver-assistance systems) уменьшат число ошибок водителей, а в обозримой перспективе сделают автономные машины обыденностью, убрав водителя как самое слабое звено между рулём и педалями. Также снизится число аварий, связанных с неисправностями автомобилей. Predictive maintenance позволит прогнозировать и устранять причины большинства сбоев заблаговременно. По данным ВОЗ, в мире каждый год более миллиона людей гибнет в автоавариях, это почти в 10 раз больше, чем во всех вооруженных конфликтах вместе взятых, победа в этой, неочевидной для многих, "войне" очень важна для человечества.
Проводя цифровую трансформацию, игроки авторынка и владельцы флотов автомобилей не смогут продолжать считать автомобили просто транспортным средством на балансе, теперь это — киберфизическая система с массой внешних связей (дорожная инфраструктура, другие автомобили, облачные системы в интернет). Выражаясь языком кибербезопасности, у автомобиля сильно увеличивается поверхность атаки, что приводит к серьезным новым рискам: от утечки персональных данных водителей и репутационного ущерба производителю до финансовых потерь и угрозы жизни (теракты, целевые атаки на VIP-персон). Последнее станет особенно злободневным с развитием беспилотного транспорта.
Те из компаний, кто сможет быстро адаптироваться к этой новой реальности, найдут свое место в экосистеме транспорта будущего».
В 2018 году исследовательский центр RAND (Research and Development) призвал разрешить использовать на дорогах автономные автомобили. Исследование показало, что если к 2020 году начать постепенно вводить в эксплуатацию беспилотники, к 2070 году они сохранят вдвое больше жизней, чем если их разрешат использовать только через 20 лет.
Современные автономные автомобили несовершенны, производители сталкиваются с новыми рисками, о которых им не приходилось заботиться раньше. Но, по данным аналитиков, даже своевременное внедрение беспилотников, которые всего на 10% безопаснее обычных машин, позволит ежегодно спасать тысячи жизней.