Поддержи Трушеринг, стань нашим патроном на Patreon!

Создатель YouDrive — о тарифах Яндекса, суточной аренде и выходе в другие страны

Сооснователь каршеринга YouDrive Борис Голиков дал большое интервью TJournal, в котором рассказал, как пришла идея заниматься каршерингом, чего стоит ожидать от Яндекс.Драйва в условиях конкуренции, почему цены на минуту аренды должны быть выше и многое другое. Мы выбрали самое интересное из его рассказов и тезисно пересказали для вас.

Как появился YouDrive

Основатели YouDrive Борис Голиков и Андрей Куприков работали в разных компаниях в одном здании, и обоих не устраивала их работа. Идея сделать каршеринг пришла после того, как Борис наткнулся на сервис Zipcar. Хотя изначально идея была в том, чтобы создать p2p-каршеринг, от нее пришлось отказаться: на тот момент страховые компании сложно относились к каршеринг в принципе, а к p2p — тем более, к тому же, возник ряд неразрешаемых вопросов, например, вопросы с документами и личной ответственностью при происшествиях. Поэтому решено было купить машины, которые можно было бы самостоятельно сдавать в аренду краткосрочно и автоматизированно.

После теста проекта на десяти Skoda Rapid Борис обратился к гендиректору и акционеру «Панавто», который в свою очередь встретился с ответственным за развитие Car2go — каршеринга Mercedes-Benz в Европе, Америке и Китае (точнее, на момент обращения Car2go еще не было в Китае). YouDrive и Car2go обсуждали перспективу инвестирования либо покупки части первых последними, но когда у Car2go встал вопрос выбора следующего рынка, они ушли в Китай. Зато в результате партнерства с «Панавто» YouDrive приобрел сразу 100 Smart, что по тем временам было очень существенным расширением автопарка.

Бизнес

В феврале 2018 года Борис говорил, что вскоре планируется еще один раунд инвестиций, но его до сих пор не случилось. Сейчас YouDrive надеется, что он произойдет до конца текущего года.

«Как ты видишь, не особо много сделок на рынке каршеринга. Да, он очень активно растёт, но сделок нет. Мне сложно сказать, с чем это связано.

Я вообще не ощущаю, что у нас существует венчурный рынок в стране. Если мы не говорим про ангельские или посевные инвестиции, а говорим про серьёзные раунды, то никто денег не даёт. Я вижу, что некоторые, например, Doc+, поднимают деньги, но не вижу никаких больших историй»

Как дела в YouDrive сейчас

На данный момент с YouDrive по партнерской программе работают 8 компаний, 6 из которых — каршеринги, имеющие собственные приложения, а 2 — Lifan и Chery — непосредственно автопроизводители. Общий автопарк компании вместе с партнерами составляет порядка 2500 автомобилей, из которых 1200 — собственный автопарк YouDrive. В среднем машина совершает 8-10 поездок в день, этот показатель примерно равен таковому у остальных крупных каршерингов. Выручка YouDrive составляет более 100 миллионов рублей в месяц, и она постоянно растет: с января по сентябрь она выросла втрое.

При этом у YouDrive нет парковок в аэропортах, и, по словам Бориса, не предвидится:

«Это нам даёт развиваться дальше. Парковка в аэропорту — не самое главное, что может быть. Если у нас нельзя, то люди возьмут машину у того, у кого можно — это не проблема. Люди не каждый день ездят в аэропорты»

Во избежание порчи автопарка YouDrive использует телеметрию и «Школу вежливого вождения». Несмотря на то, что санкции за плохую или хорошую езду к пользователям не применяются, отчеты о стиле вождения работают и без подкрепления кнутом и пряником. Кроме того, по мнению Бориса, роль играет и сама аудитория пользователей:

«Во-первых, наши машины дороже — у нас нет трёхрублёвых тарифов. Люди платят минимум 8 рублей в минуту в самом дешёвом варианте, а иногда платят 17 рублей в минуту. Это несколько другая аудитория. Эти люди по-другому относятся исходя из мировоззрения»

Количество = качество?

Борис считает, что количество автомобилей — не главная метрика каршеринга. Большое количество авто порождает проблему того, что где-то автомобили простаивают подолгу. Раньше основатели YouDrive полагали, что ситуацию можно будет исправить скидками, однако по факту простимулировать человека на то, чтобы ехать куда-то, куда ему не нужно, практически невозможно.

«Сложно правильно и эффективно распределять автомобили. У нас есть идеи, как это делать, но нагружать себя огромным количеством автомобилей в парке не видим особого смысла»

На вопрос, сколько машин нужно рынку Москвы, Борис отвечает, что он уже перенасыщен. По его мнению, выиграет тот, кто заставит машины эффективно работать.

Еще одна проблема каршеринга

По мнению Бориса, стоимость минуты у любого из российских каршерингов слишком низкая.

«Если посмотреть на Европу, то стоимость поездки в 2-2,5 раза дороже, чем на той же машине в России. <…> Мы стараемся держать [цены], но сделали бы ещё дороже, если бы могли»

Причина низких цен — демпинг, который начался с выходом на рынок Яндекс.Драйва.

Чем опасен Яндекс.Драйв

«Они сейчас никак не работают над эффективностью, а пока просто заливают город огромным количеством машин и делают простое приложение. Если бы они делали это очень дёшево, то 100% людей проголосовали за «Яндекс.Драйв». Это большое количество автомобилей, элементарное приложение — и всё по очень низкой цене»

По мнению Бориса, именно Яндекс и заставил игроков демпинговать, и утренний тариф сперва Делимобиля, а затем и других операторов, стал ответом на 5 рублей от Яндекса, с которыми сервис стартовал. Если демпинг продолжится (Борис считает, что этого можно ожидать), то рынок не сможет развиваться, как произошло с такси.

Чтобы выжить, каршерингам надо объединяться, ведь когда рынок перестанет расти, начнется переток пользователей к тому, у кого будет самое большое количество автомобилей. Предположительно это будет Яндекс, который к тому же предлагает пользователю синхронизацию со всеми своими сервисами.

«Возьмём гипотетическую ситуацию: если объединится Делимобиль и BelkaCar, то это будет 7 тысяч доступных автомобилей через одно мобильное приложение. Это уже серьёзно для Яндекса»

Причем говоря о слиянии, Борис имеет в виду не только и не столько покупку одного сервиса другим, сколько простое объединение с взаимной интеграцией машин в приложения друг друга: общее большое количество машин и разнообразный модельный ряд могут стать теми самыми преимуществами, которые перетянут пользователей на себя после остановки роста рынка.

Тарифы и ночное ожидание

По словам Бориса, динамические тарифы ничего не решают. Стоимость минуты, по его мнению, должна строиться из того, куда человек едет, а не откуда, потому что если увеличить цену на автомобиль в том месте, где они и так нарасхват, это не увеличит эффективности, ведь машины не станут чаще возвращаться на «прибыльное» место начала аренды.

При этом у YouDrive нет бесплатного ночного ожидания внутри МКАД, что увеличивает число людей, утягивающих машины далеко от центра. Однако у длинных поездок высока общая стоимость, и дальность компенсируется.

Также в YouDrive нет посуточной аренды. Во-первых, потому, что это противоречит идее шеренга, а во-вторых, потому, что это невыгодно.

«Либо суточная аренда должна стоить очень дорого, чтобы она приравнивалась к выручке каршеринга, либо её не должно быть. Мы предпочитаем второй вариант»

Что делал и будет делать город для каршеринга

По мнению Бориса, если бы не бесплатная парковка каршеринговых машин, каршеринга вообще бы не было. Кроме того, город пытается компенсировать компаниям лизинговые платежи, вычитая государственную ставку рефинансирования.

«Пока это не очень работает, потому что относится только к финансовому лизингу и только к автомобилям, произведённым в России. Из всех компаний только у нас есть финансовый лизинг, а остальные работают в операционном лизинге, но у нас машины сделаны не в России, поэтому мы тоже не попадаем под субсидию»

Но кроме хорошего город может делать и плохое. Так, по мнению Бориса, инициатива властей обязать машины каршеринга использовать видеонаблюдение является жестким вмешательством в личное пространство. А обезопасить машины от вредителей и владельцев фейковых аккаунтов можно и другими путями, например, пресловутой идентификацией по селфи, введение которой всколыхнуло и разозлило каршероводов.

YouDrive Lite

«Самокатов пока ещё мало, чтобы это явление было массовым. Чем больше будет самокатов, тем больше людей, которые будут использовать его как транспорт»

Самый маржинальный транспорт из всех, что YouDrive сдает в аренду — это самокаты, потому что они дешевле остального. Скутеры, хотя и используются как аттракцион, также приносят большую выручку, потому как аренда скутера стоит столько же, сколько аренда машины за миллион рублей.

Что в планах

«Мы планируем масштабироваться географически. Для нас следующий год будет приоритетом в этом направлении. Это будет не только Россия, но и зарубежные страны, и не только СНГ. В ближайшее время будем запускать сервис в Израиле, на Кипре, Белоруссии, Армении, Грузии.
По транспорту мы сделали многое, кажется, больше нечего добавлять. Мы будем добиваться синергии этих видов транспорта внутри нашего приложения, чтобы предоставить по-настоящему мультимодальную поездку: например, ты проехался на такси, потом встал на самокат, а обратно едешь на каршеринге — и каждое решение принимаешь в зависимости от ситуации на дороге»

Источник: TJournal
Правила сообщества
  • комментируйте!
  • будьте вежливы, уважайте участников;
  • старайтесь оставлять информативные, полезные и интересные комментарии;
  • соблюдайте действующее законодательство;
  • мы не приветствуем размещение промокодов и рекламы;
  • лучшие комментарии будут отмечены редакцией;
  • вы тоже можете стать автором или участником проекта и продвигать свои промокоды;