Шеринг или оунинг: что выгоднее?
Так что же все-таки выгоднее – каршеринг или личный автомобиль? Каршеровод Максим Жегин предлагает свое решение этой вечной дилеммы и делится подсчетами.
Так что же все-таки выгоднее – каршеринг или личный автомобиль? Каршеровод Максим Жегин предлагает свое решение этой вечной дилеммы и делится подсчетами.
Если открыть англоязычную версию статьи Carsharing в Википедии и устремить свой взор на седьмой абзац раздела Description, можно наткнуться на столь неприятные для любого каршервода слова: «Carsharing is generally not cost-effective for commuting to a full-time job on a regular basis». Каршеринг, как правило, финансово неэффективен при регулярной надобности в авто – суть данного посыла.
Однако уже в следующем предложении находим: «…those who do not drive daily or who drive less than 10,000 km annually may find carsharing to be more cost-effective than car ownership». Вот как, то есть при годовых пробегах 10,000 км и меньше вообще-то каршеринг может быть и выгоднее собственной машины.
Понять, насколько подобные утверждения верны и каковы пределы финансовой привлекательности каршеринга в российской (московской) действительности, нам помогут статистические данные и элементарные знания математики.
На первый взгляд 10,000 км кажутся мизерным жалким годовым пробегом! Но даже беглый поиск в интернете выдаёт средний годовой пробег легкового автомобиля по России в – 16,700 км (несильно-то и больше); данные «Автостата», правда за 2010 год. Едва ли картина сильно изменилась. Более свежих данных, к сожалению, не нашлось. На такой порядок средних пробегов указывают косвенно и автопроизводители, регламентируя выполнение ТО каждые 15,000 км либо как раз 1 год эксплуатации. Редкие фирмы используют цифру 10,000 км или 20,000 км.
Много ли это для рядового автолюбителя, если он, конечно, не таксует? Предположим, человек ездит каждый день на работу и обратно, по пути можно заехать в магазин, подвезти кого-то из семьи, друзей. Для Москвы такой маршрут с окраины в центр тянет на километров пятнадцать. Итого за год получится (15 * 2) * 20 раб. дней * 12 мес. = 7,200 км. Если изменить длину маршрута с 15 на 20 км, выйдет 9,600 км. Добавляем ещё пяток – и уже 12,000 км в год. Двенадцатый месяц в расчёте лишний, «отпускной», зато таким образом расчёт включает дополнительные поездки по ашанам, гостям, дачам и т. д. Такой подсчёт примитивен, но здесь он лишь для явственной демонстрации того, как типовое каждодневное использование авто может привести к упомянутым ранее 10,000 км плюс-минус пробега в год.
Не лишним будет вспомнить про суточные ограничения пробега в каршерингах. До недавнего времени (до конца января 2018) два самых крупных и популярных каршеринговых автопарка были лимитированы пробегом 70 км/сутки. Если вы будете брать такой каршеринг каждый рабочий день 12 месяцев в году и выезжать «по максимуму», получится – 70 км * 20 раб. дней * 12 мес. = 16,800 км. Момент, достойный фразы «Совпадение? Не думаю».
В общем случае нам ни к 10,000 км, ни к 16,700 км, ни даже к 16,800 км привязываться необязательно, пока это была всего лишь дань уважения к данным Википедии и Автостата. Свой итоговый пробег каждый знает сам. Пока лишь важно то, что подавляющее большинство водителей так или иначе вписываются в 10,000 – 15,000 – 20,000 км в год.
В начале 2017 года заммэра Москвы Максим Ликсутов, выступая перед правительством Москвы, докладывал о ключевых показателях транспортного комплекса за 2016 год. Среди прочего была озвучена цифра – 51 км/ч средней скорости автомобильного движения в Москве. Взять бы сейчас эту цифру, связать её со средними годовыми пробегами, получить время, помножить на тарифы каршерные и сделать вывод о сверхвыгодности каршеринга! Да только те, кто каждодневно попадает в пробки и ползет в них со скоростью пешехода, не поймут, а, чего хуже, пересядут на каршеринг и обанкротятся.
Со скоростью не всё так просто. Скорость движения зависит от района города, направленности движения, времени суток, погоды, разных уникальных дорожных ситуаций. Мощные исследования по Москве за последние годы провёл Яндекс, результаты легко доступны в интернете. Из всего многообразия цифр из исследования за 2013-2017 гг. для понимания порядков приведём несколько актуальных значений: например, средняя скорость МКАД в вечерний час пик — 30 км/ч, а на Садовом кольце в утренний — 27 км/ч, при этом к вечеру она падает до 15 км/ч, данные по ТТК на пики утра-вечера – 30 и 20 км/ч соответственно.
Самое прекрасное во всём этом то, что, как и в случае со среднегодовым пробегом, свою среднюю скорость движения каждый может определить и сам. У меня, например, выходит 35-40 км/ч в среднем по Москве.
Каршеринг явно не создан для пробочной толкотни, поэтому в дальнейших расчётах опираться на скорости «в час пик» смысла не имеет. С другой стороны, завышенные значения вроде озвученных Ликсутовым тоже ни к чему – остановимся на диапазоне 30-35 км/ч средней скорости по городу.
Чтобы подсчитать годовые траты на пользование каршерингом, осталось сделать один шаг. Выбрать тариф. Естественно, коль мы ставим вопрос о финансовой привлекательности, стоит говорить в первую очередь о самых экономных вариантах.
На сегодняшний день имеется сразу несколько операторов со сверхдешёвым тарифом – 5 руб/мин: это Rentmee, Car5 и Карусель. Помимо них есть Lifcar с божеским – 6 руб/мин. Немалый флот Делимобиля доступен по 7 руб/мин. Захоти я завтра отказаться от личного авто, остановился бы именно на этих фирмах. В немалой степени из-за ценовой политики, а в случае Дели ещё и из-за автопарка.
Итак, прикинем годовой каршерный бюджет, используя данные по средним годовым пробегам и средним скоростям движения, упомянутые ранее. Самый затратный вариант (max): 20,000 км/год, ср. скорость — 30 км/ч, использование только Делимобиля. Самый бюджетный вариант (min): 10,000 км/год, ср. скорость 35 км/ч, использование Rentmee, Car5, Карусель.
max: (20,000 / 30) * 60 * 7 = 280,000 рублей в год
min: (10,000 / 35) * 60 * 5 = 85,714 рублей в год
Верхняя граница в 280,000 рублей пугает, но тут и заложены «тяжелые» условия. Нижняя граница в 85,714 рублей кажется недостижимой ввиду малых автопарков пятирублёвых каршерингов, ездить только на их машинах не получится. Но если просчитать min вариант по тарифу Дели, выйдет 120,000 рублей; чуть больше, но зато реально.
Разброс в почти 200,000 рублей — это всё-таки многовато. Тем более, что основная наша задача — сравнение («каршеринга» и «кароунинга»), значит, вновь надо уточнить условия и вновь «усреднить» — это будет вариант mid.
Пробег 15,000 км/год, скорость средняя, ну хотя бы 33 км/ч, тариф – пусть в 60% случаев мы будем ездить на Делимобиле, 20% на Rentmee-Car5-Карусели и ещё в 20% на Lifcar. Собирательный тариф выйдет такой: 0,6 * 7 + 0,2 * 5 + 0,2 * 6 = 6,4 руб/мин, не сильно меньше базового Дели.
mid: (15000 / 33) * 60 * 6,4 = 174,545 рублей в год.
Подытожим рассуждения по каршерингу:
Самый важный подытог видится в том, что, несмотря на кажущиеся простоту и волюнтаризм рассуждений, никаких серьёзных допущений в пользу каршеринга сделано не было. Разве что принятые средние скорости 30-35 км/ч исключают подсчёт расходов водителями, регулярно и помногу стоящими в пробках, скорость которых значительно ниже. Тарифы и пробеги сомнений не вызывают, они вполне реальны, а больше ничего в формуле и нет, она, к счастью, исключительно проста. Это никак не проверишь, но думается, что большинству водителей 150,000 – 200,000 руб/год на каршеринг должно хватать. И это очень хороший и позитивный для каршеринга результат!
Своя машина – она какая? Учитывая сравнение с каршерингом, конечно же, B-класс. И комплектация соответствующая, иначе нечестно будет! В качестве референсного автомобиля предлагается взять Solaris II 1.4 AT. Хороший вариант, машина используется в упомянутых выше каршерингах, и в то же время это адекватный выбор для покупки в качестве собственной машины. Можно рассматривать и Renault Logan 1.6 AT, но в конечном итоге в финансовом плане это примерно одно и то же.
Стоит Hyundai Solaris 1.4 AT сейчас 779,900 руб. без учёта скидок. Сверх этой суммы придётся оставить ещё штук 20,000 руб. на всякие коврики, брызговики, сигнализацию, комплект колёс — что-то дадут «в подарок», за остальное придётся доплатить.
Расход топлива такой машины завялен 8,5 л/100 км в городском цикле. Паспортный расход всегда немного меньше реально достигаемого в эксплуатации. Связано это во многом с тем, что испытания по определению расхода проводятся по давно устаревшим циклам (NEDC), мало имеющим отношение к условиям современного движения. Касаемо Соляриса, у машин, которые я брал в аренду, суточный расход горел – 8,5-9,5 л/100 км. Правдоподобно для городской езды! Остановимся на «идеальном» значении 8,5 л на сотню, тогда 15,000 км/год = 150 сотен км, выходит 150 * 8,5 * 38 = 48,450 в год, при цене 38 рублей за 1 литр 92-ого бензина. Учтём сразу, что наш владелец «умный» и пользуется картой, обеспечивающей его скидкой 10%. То есть в год на 15,000 км он расходует – 48,450 * 0,9 = 43,605 руб.
Теперь страховка. Поскольку у нас тут всё-таки не rocket science, а скорее расчёты «на коленке», сверхточность ни к чему. К тому же основные расходы – на покупку и бензин — уже учтены. Вдобавок цена страховок сильно зависит от целого ряда факторов. Мы точно не сильно соврём, если примем для нашего Соляриса цены на ОСАГО в 10,000 рублей и на минимальную КАСКО от «угона» и «тотального ущерба» в 25,000 рублей. В сумме — 35,000 рублей в год.
Сервисное обслуживание. На первые три года так: ТО1 — 8,810 рублей, ТО2 — 13,437 рублей, ТО3 — 8,810 рублей (подсмотрено с сайта какого-то из дилеров Hyundai). Расклад на три года выбран неспроста: как известно, каршеринговые автомобили обновляются (как и прочий коммерческий транспорт в Москве) раз в три-четыре года – поэтому и сравнивать, чтобы всё честно было, надо на этой временной дистанции. В нашем сравнении данное условие идет «в плюс» варианту покупки в собственность, т. к. траты на каршеринг линейны год от года, а свой автомобиль с каждым годом будет требовать всё больше вложений и дешеветь, уменьшая такой важный показатель, как цена перепродажи.
Цена перепродажи. Лотерейный пункт. На тему потери стоимости б/у автомобилей в интернете статей великое множество. Не вдаваясь в их подробности, заложить потерю 30% на наш трёхлетний Солярик не будет большим преступлением. То есть спустя три года владения и продажи имеем шанс вернуть 779,900 * 70% = 545,930 рублей.
Подведём итог трёхлетнему владению нашего Hyundai Solaris 1.4 AT:
(779,900 + 20,000) + 3 * (43,605 + 35,000) + (8,810 + 13,437 + 8,810) – 545,930 = 520,842 рубля.
Перед тем как перейти непосредственно к сравнению с каршерингом, важно отметить, что в приведенном расчёте намеренно не упоминалась всякая «мелочь» вроде транспортного налога, трат на мойку и омывайку, аптечку с огнетушителем, а также ежемесячная плата за гараж или стоянку (для некоторых владельцев авто это важно). Что ещё гораздо более важно, не учитывались траты на платную парковку (хотя кто-то, например, ей и не пользуется). И что совершенно более совсем-совсем важно – не учитывался кредит, то есть машина «покупалась» без привлечения кредитных средств.
Каршеринг: 175,000 * 3 = 525,000 р.
Hyundai Solaris: 520,842 р.
И что же, праздновать победу «частной собственности» над «социализмом» с минимальным перевесом? Рановато.
Вспомним про все поблажки, которые мы сделали себе при «покупке» машины. Даже одна только «мелочёвка» вроде омываеек и моек в разрезе трёх лет увеличит стоимость владения своим авто на несколько десятков тысяч рублей. Но при этом в своём авто имеется целый ряд преимуществ, которые рублём измерить сложно. Тогда, может, ничья? Не в этот раз!
В нашем сравнении мы сопоставляли каршеринг с вариантом покупки машины без использования кредита. Значит, у человека, выбирающего между «каршерингом» и «кароунингом», деньги есть, а деньги можно вложить. Банальный вариант: 800,000 руб (Solaris) кладём в банк под 6,0% годовых – это 144,000 рублей за 3 года. Если тратить эти проценты на каршеринг, за 3 года затраты на него сократятся до 525,000 — 144,000 = 381,000 рублей.
Сравните 381,000 рублей и 520,842 рубля, выгода каршервода почти 140,000 рублей!
А если взять вариант с кредитом, то и здесь каршеринг сотворит чудо – он позволит от него отказаться, не отказываясь от «владения» автомобилем, пусть это и будет «квазивладение». Но финансово потребитель опять же выиграет.
Нельзя не упомянуть технологию cash-back. Что это такое, читателю рассказывать, надеюсь, не требуется. Кэшбэк измеряют в процентах, возвращаемых от месячных трат по банковской карте. Одна из его особенностей – установленный банком предел возвращаемой суммы, как правило, это несколько тысяч рублей в месяц. То есть, купив однажды машину в автосалоне за 800,000 руб, можно получить максимальный кэшбек единожды. Ежемесячно тратя на каршеринг по 15,000-17,000 р., можно всякий раз снижать свои затраты, и это, конечно, выгоднее. Из базовых программ на сегодняшний день легко найти вариант под 3% скидку.
Всем каршероводам рекомендую обратить внимание на карты Тинькофф Банк, они будто созданы для каршеринга! Всё из-за категорий повышенного кэшбэка и акций, проводимых банком совместно с операторами. Буду признателен, если для оформления карт воспользуетесь моей ссылкой. С учётом различных акций процент может быть гораздо выше: и 5%, и 7%, и 9%, максимально я видел 14%. Кстати, 10% скидка на бензин в расчёте трат на владение машиной – это как раз и был кэшбэк.
Для оценки выгодности можно взять среднегодовый кэшбэк 5%, в нашем расчете это снизит затраты на каршеринг до – 525,000 * 0,95 = 498,750 руб. Почти 30,000 р. экономии – приятно, прямо скажем.
Не стоит забывать и про льготы каршеров для постоянных и лояльных клиентов. Например, у Car5 персональная скидка может доходить до 10%, а Lifcar известен очень выгодными акциями по заправке и покупке минут пакетами — всё это играет каршерводу на руку.
При двух не самых жёстких условиях — отсутствии «бордовых» пробок на маршрутах и готовности ездить на «простых» машинах — выбор в пользу каршеринга по сравнению с покупкой собственного авто уже сейчас выглядит более выгодным и разумным решением. И то ли ещё будет!
Промокоды автора, которые дадут бонусы вам и помогут сказать автору «спасибо» =)
Если вы хотите написать в блог каршеровода, свяжитесь с нами по почте. Если вам нужна помощь с блогом, напишите Polly Volkova в нашем телеграм-чате.
Если вы хотите писать блоги, свяжитесь с нами по почте. Если вам нужна помощь с блогом, напишите Polly Volkova в нашем телеграм-чате.