Какой станет индустрия такси после коронавируса
Каршеровод Михаил Грозовский предупреждает, что после пандемии индустрию такси придется восстанавливать из руин, и рассуждает о мерах, которые могли бы спасти ситуацию.
Каршеровод Михаил Грозовский предупреждает, что после пандемии индустрию такси придется восстанавливать из руин, и рассуждает о мерах, которые могли бы спасти ситуацию.
Что греха таить, читатели Трушеринга — в основном городские жители, пользователи каршеринга и такси, то есть мы смотрим на рынок глазами клиента и пассажира. Для нас такси — это большие сервисы, такие как Яндекс.Такси, Ситимобил и Gett, мы также знаем, что на «экономе» ездить небезопасно для жизни, поэтому, у кого есть такая возможность, выбираем «комфорт». Постараюсь рассказать, как выглядит текущая кризисная ситуация в связи с коронавирусом изнутри, то есть глазами простого водителя такси.
Не надо быть сильным аналитиком, чтобы понять, что спрос на услуги такси сильно сократился. Да, наверняка другими видами транспорта стали пользоваться еще меньше, но спад действительно ощущается. Как пассажиры, мы можем понять это, когда реже видим повышающие коэффициенты за поездку. Это означает, что машин рядом всегда достаточно (скорее всего, в текущих условиях это означает, что машин даже много). Для водителя это означает простой, то есть резкое снижение дохода в час.
Здесь сразу сделаю небольшое отступление. Я буду говорить о «базовом слое рынка такси», и я имею в виду людей и организации, которые делают возможным непосредственное оказание нам услуги такси. В наших глазах такси — это прежде всего большие технологические сервисы такси и иногда городские власти, которые призваны все это регулировать. Но такси возможно не только благодаря им, а еще и потому, что Иван Иванов встает утром и направляется на работу водителем такси, а Сергей Сидоров покупает машину в кредит или лизинг и сдает ее Иванову в аренду.
И тут сразу становится понятно, кто станет последней костью домино в цепочке падений, запущенной коронавирусом. Не сервисы такси — это глобальные технологические компании, которые опираются на гигантские ресурсы финансирования (после заявления о том, что у Uber достаточно денежных резервов, чтобы просуществовать год в условиях кризиса, акции компании взлетели в цене на десятки процентов). Не региональные власти, которые выполняют лишь роль смотрящего за рынком. Последним в цепочке станет водитель, который либо потеряет работу, либо потеряет стимул выходить на работу по утрам, потому что работы нет. А вместе с ним за руку и владелец машины.
Оценить объемы снижения спроса на такси не представляется возможным (эти данные есть у сервисов такси, они предпочитают не сгущать краски). Мы только знаем, что он продолжает снижаться, и для этого есть объективные причины: например, офисных работников перевели на работу из дома, стало меньше деловых встреч, деловая активность снижается, командировки (вокзалы, аэропорты) и туризм скоро и вовсе упадут до нуля. Это все существенные факторы снижения спроса на такси. Мы знаем, что заказы все еще есть, но их приходится дольше ждать и искать. Так страдают водители, снижение спроса наносит удар по их благосостоянию.
В условиях снижения спроса на такси несут потери и собственники машин. Например, водители могут хуже оплачивать аренду, дорожные штрафы, просить скидку на аренду, оставлять машину. Найти новых водителей также становится сложнее, рынок постепенно сужается. Конечно, сотрудники других отраслей тоже теряют работу, и это может означать потенциальный приток желающих поработать в такси, но пока что этот фактор никак не сказывается на спросе. Это приводит к неизбежному простою машин, а значит, сказывается на доходах собственников и самой возможности выплачивать кредиты за машины.
Ситуация и для водителей, и для собственников становится все более тяжелой. Если рассматривать две эти группы в отрыве от всего общества (понятно, что плохо всем), то можно однозначно констатировать неизбежный рост социальной напряженности в этой среде. Фактически люди теряют работу, остаются без дохода, при этом они несут потенциально большую кредитную нагрузку. Все очень мрачно, короче. Если водители и собственники не переживут волну самоизоляции при коронавирусе, то после возвращения экономики на рельсы нас ждет совсем другой рынок такси, его надо будет восстанавливать из руин.
Возможно ли что-то сделать, чтобы поменять тяжесть ситуации? С моей точки зрения, возможен целый комплекс мер, которые способны сгладить негативные последствия от кризиса. Не все из них, понятное дело, экономически достижимы, но можно хотя бы их обсуждать.
Со стороны сервисов такси (Яндекс.Такси, Ситимобил, Gett и прочих) — предложить меры по увеличению дохода водителей такси в условиях кризиса. Например, рассмотреть возможность временного снижения комиссии сервиса, с тем, чтобы большая часть дохода от поездки оставалась у водителя. Вы знаете, что только около 70% от каждой поездки получает водитель? Возможно, это оправдано в условиях сильного рынка, но сейчас речь идет о выживании. Радикальным может быть снижение комиссии, например, в два раза.
Также вспомним, что при выходе на новые рынки сервисы такси «балуются» с дотациями — как правило, в форме гарантии дохода водителя (за нахождение на линии или за определенное количество заказов). В текущих условиях имеет смысл предлагать водителям подобные гарантии, чтобы вообще сохранить возможность их выхода на работу. Из хороших новостей — Gett уже объявил о повышенных гарантиях в Москве для водителей при совершении определенного количества заказов в день.
И, наконец, помогут любые мероприятия по стимулированию спроса со стороны сервисов такси, например скидки для пассажиров. К чести компаний такси, одну из форм стимулирования спроса они уже задействовали. Предполагается, что в условиях снижения пассажиропотока люди будут пользоваться доставкой посылок и вещей, поэтому акцент в работе постепенно смещается на подобные перевозки.
Со стороны городских властей и транспортных регуляторов — предложить меры по снижению непомерной в новых условиях нагрузки на владельцев машин. Вот смотрите, мы все с вами как пользователи каршеринга не раз попадали на дорожные штрафы. Но я вам скажу, что аудитория арендаторов такси и каршеринга все-таки несколько различная. Тогда как классический пользователь каршеринга старается так или иначе оплатить дорожный штраф (а в случае неоплаты это становится проблемой гигантской технологической компании, то есть, скорее всего, она ее переживет), то в случае с водителями такси это не всегда так.
Более того, в условиях снижения спроса водителям становится все труднее оплачивать большие штрафы. Угадайте, кто платит дорожный штраф с камеры? Не водитель, автоматически виновником признается собственник машины, а удастся получить деньги с водителя или нет — это уже не проблема системы. Сама по себе данная норма не кажется справедливой (возможно, даже является напрямую антиконституционной), но это, конечно же, не значит, что надо перестать платить подобные штрафы. А вот дать возможность дополнительной рассрочки гигантских штрафов по 5000 руб., которые не оплатили водители, имеет смысл. Подобные карательные меры хорошо работают в растущей экономике, а не в тех условиях, в которых мы оказались.
Со стороны топливных компаний — рассмотреть возможность комплексного снижения цены топлива, пользующегося популярностью в такси. Это вообще из раздела утопии, конечно, но не исключаю, что есть возможность влиять на розничную цену топлива за счет ее разных составляющих. Из чего она складывается? Транспортные издержки, налоги, акцизы, цена нефти на мировом рынке, комиссия финансового посредника и т.п. Все же видели предложение от Яндекса заправиться со скидкой в Навигаторе? Понятно, это маркетинг, но много ли теряет Яндекс на этой акции? Если есть возможность снизить цену на топливо за счет комиссии на эквайринг или других факторов, почему бы не попробовать это сделать?
Вообще, моя идея обсуждения подобных предложений даже не в том, что конкретные из них будут приняты. Нет, она шире. Представьте, миллионы людей работают каждый день, чтобы сделать один из самых удобных видов городского транспорта доступным для нас, пассажиров. Благодаря такси создаются многие рабочие места — на заправках, мойках, сервисах. Владельцы такси покупают шины, обеспечивают работой сотрудников автодилеров, берут кредиты, а значит, загружают работой банки. Это целая экосистема, простому участнику которой сейчас очень плохо.
Так вот, моя идея общественного блага состоит в том, что, протянув руку помощи водителям и владельцам такси в кризис, мы тем самым сможем выразить им благодарность за труд, который делает нашу жизнь немного проще. Кто знает, возможно, они воспримут этот жест с благодарностью, и качество сервиса такси неизбежно улучшится. Мы можем выйти из кризиса без индустрии такси вовсе или с сектором такси, который помнит, что ему помогли в тяжелую минуту, а значит, нам уже не так страшно будет ездить домой или по делам «на экономе».
Промокоды автора, которые дадут бонусы вам и помогут сказать автору «спасибо» =)
Если вы хотите писать блоги, свяжитесь с нами по почте. Если вам нужна помощь с блогом, напишите Polly Volkova в нашем телеграм-чате.