Велошеринг быстро развивается по всему миру. Как в нем разобраться?

В апреле в Москве стартует велосезон. Трушеринг пишет не только о каршеринге, но и других видах шеринговой экономики. Поэтому мы подготовили материал о развитии велошеринга в России и в мире.

Байкшеринг – что это?

Другими словами, велошеринг. Это система аренды велосипедов, и в последние несколько лет она стала очень популярной. Это связано с развитием технологий, которые позволили трансформировать формат байкшеринга. Велошеринг можно поделить на три группы по типу завершерия аренды.

Станции

Велосипеды находятся на станциях, завершать и начинать аренду можно только на них. Арендовать велосипед можно через приложение или через терминал, который установлен на станции.

Источник: BBC

Свободная парковка

Другими словами, dockless. Пользователь может завершить аренду в любом разрешенном месте в пределах города. Байки отображаются на карте в приложении.

Для завершения аренды нужно заблокировать колесо велосипеда. У некоторых компаний это можно сделать через приложение, у некоторых – просто нажав кнопку на замке.

Источник: Donkey BIke

Геостанции/гибрид

Это система, которая включает в себя черты уже упомянутых типов завершения аренды. Она может быть реализована по-разному.

Есть велошеринги, в которых завершать аренду можно в определенной зоне – геоточке. Нет станций с порталами, но есть определенные точки, в которых нужно оставлять байки. Такие зоны отмечены на карте в приложении, велосипед можно заблокировать по аналогии с dockless.

Другой вариант: велошеринг использует станции с порталами, но позволяет клиентам завершать аренду на любой парковке для велосипедов в городе (social bikes). За это пользователь должен заплатить дополнительный налог оператору.

Как развивается индустрия

Бурно. Особенно это касается байкшерингов, работающих по системе dockless. В 2017 году в них было было инвестировано 2,6 миллиарда долларов (при том что в 2016 году эта цифра составила 290 миллионов долларов). Более 1 миллиарда из этих денег приходятся на Ofo и 800 миллионов – на Mobike.

Ofo и Mobike – это китайские компании. Ofo запустился в 2014 году и предоставляет услуги в более чем 250 городах в 20 странах. Mobike был основан в 2016 году. Сейчас эта компания работает более чем в 200 городах в 12 странах.

Это наиболее крупные игроки на мировом рынке, которые работают в Азии, Европе и США.

Проблемы велошеринга

Велосипеды, которые можно оставлять вне док-станций, создают проблемы для городских властей. Если компания разрешает оставлять велосипеды везде, то некоторые люди понимают это буквально.

Everybody get up it's time to slam now We got a real jam goin' down #bikesy #obike

Публикация от Sad oBikes 😢 (@sad_obikes)

Hang in there #sadobike

Публикация от Sad oBikes (@sad_obikes)

Даже если пользователи не оставляют велосипеды в неположенных местах, количество транспорта все равно загружает город.

По этой причине в Китае в ряде городов запретили вводить новые шеринговые велосипеды. В Амстердаме местные жители жаловались, что им негде парковать свои личные байки. В Мюнхене летом 2017 люди также выступали против роста количества велосипедов в городе. В знак протеста байки переворачивали.

Таким образом, одна из главных проблем велошеринга – это необходимость освободить городское пространство от транспорта. С этой точки зрения формат велошеринга со станциями – наиболее удобный для городских властей. Однако он требует наибольших затрат на создание необходимой инфраструктуры.

Система геостанций была придумана как один из способов борьбы с разбросанными по всему городу велосипедами. Она позволяет сэкономить на постройке док-станций и при этом сгруппировать велосипеды в определенных точках.

В этом видео рассказывается о ситуации с количеством шеринговых велосипедов в Китае:

Уже после публикации материала Трушеринг связался со Станиславом Ивановым – основателем Кафебайка, менеджером Mobike в России и СНГ. Он рассказал, что с dockless не все так плохо.

В Китае, как только появился Mobike, все стали копировать бизнес-модель dockless и пытаться конкурировать за долю рынка. Так как в Китае рядом с городом может находиться большой велосипедный завод, нет ничего сложного в том, чтобы скопировать модель Mobike с более дешевым, ненадежным велосипедом, а потом перевести за ночь большую партию таких байков в новый город, поставить минимальную цену и пытаться так конкурировать. Это приводит к переизбытку велосипедов.

В Европе и Америке такую ситуацию, как в Китае, представить сложно. Потому что логистические затраты и таможенные пошлины не позволят ввозить байки тысячами.

Станислав отметил, что в Европе и США другие проблемы могут быть более актуальными. Например, с обслуживанием парка, когда оператор не следит за своими байками.

Что в России?

В марте было объявлено, что в Санкт-Петербурге заработает велошеринг с системой dockless. Для Питера это нововведение, поскольку сейчас в городе нет велошеринга, который работает по такой схеме.

В Санкт-Петербурге и Москве байки можно оставлять на док-станциях (например, Велобайк).

В Калининграде и Санкт-Петербурге работал велошеринг Кафебайк. Он работал по следующей схеме: велосипеды стоят возле кафе, а ключ от них находится у сотрудников этого кафе. Для начала аренды надо предъявить им код, полученный через приложение, сайт или через СМС.

Сейчас проект не работает.

Карта станций Велобайка в Москве

В сентябре «Ведомости» писали о том, что Ofo появится в Москве. По информации издания, компания рассматривает возможность запуска не только в столице, но и в Санкт-Петербурге и других российских городах.

«Деловой Петербург» утверждает, что Mobike запустится в Санкт-Петербурге с тысячей велосипедов. В компании эту информацию не комментируют.

Таким образом, в этом году в Россию могут прийти два лидера мирового байкшеринга.

Наши читатели подсказывают нам, что в городе Альметьевск (республика Татарстан) работает сервис go-bike. Этот велошеринг предоставляет услуги по системе dockless. В городе есть определенные зоны, в которых можно оставлять байки.

Карта парковок go-bike

Стоимость аренды – 10 рублей. Она снимается каждые 30 минут. Для того чтобы начать аренду, надо отсканировать QR код на велосипеде. Чтобы завершить аренду, нужно заблокировать колесо байка, потянув за рычажок.