Московское метро — одно из самых красивых в мире. Специалисты регулярно проводят комплексные ремонтные и реставрационные работы и локальное обновление инфраструктуры, чтобы сохранить культурное наследие для будущих поколений. Но время не стоит на месте: с 1935 года прошло уже 90 лет, и за это время метро успело много раз вырасти и измениться.
Исторический вид метро
В оформлении московского метро нашли отражение разные архитектурные стили, а в строительстве принимали участие выдающиеся советские и российские архитекторы. Сегодня почти 50 станций признаны объектами культурного наследия России. Каждая — по-своему уникальна, о чём рассказали в Дептрансе Москвы.
Например, в 1947 году на станции «Чистые Пруды» впервые в Московском метрополитене применили люминесцентное освещение, а в отделке станции «Маяковская», помимо всем привычного мрамора, использовалась авиационная сталь.

В этом году наша страна отпраздновала 80-летие годовщины Победы в Великой Отечественной войне. В годы войны в городе было открыто семь станций.
📍 Мозаичные панно для станций «Автозаводская» и «Павелецкая» создавались в блокадном Ленинграде художником Владимиром Фроловым. Однако в итоге мозаики, предназначавшиеся для «Павелецкой», разместили на «Новокузнецкой»;
📍 На «Новокузнецкой» также можно увидеть уникальные гипсовые скульптурные фризы с фигурами солдат и офицеров Красной Армии;
📍 «Семёновская» украшена барельефами с изображением танков, самолётов, кораблей и другой боевой техники;
📍 Основным мотивом «Бауманской» стало единство фронта и тыла. В нишах пилонов можно найти восемь фигур работы скульптора В.А. Андреева;
📍 Оформление «Электрозаводской» рассказывает о работе в военные годы Московского электролампового завода. Потолок здесь украшает больше трёх сотен полусфер с лампами внутри;
📍 Историческую ценность «Партизанской» представляют в том числе барельефы из белого гипса на военную тематику и скульптуры Героев Советского Союза Зои Космодемьянской и Матвея Кузьмина.
Восстановление утраченных элементов
Память об историческом виде метро сохраняют не только в их общем виде. Сейчас специалисты восстанавливают утраченный исторический барельеф, который посвящён Победе в Великой Отечественной войне. До 1966 года он располагался в торце станции «Таганская» Кольцевой линии метро.
Во время строительства пересадки на Таганско-Краснопресненскую линию барельеф утратили. Теперь над его возвращением работают по архивным фотографиям и документам. Копию разместят в переходе между станциями «Таганская» Кольцевой и Таганско-Краснопресненской линий.
Форма сотрудников метро
С 1 мая по 1 августа в столичном метро действует выставка, по которой пассажиры могут проследить эволюцию формы сотрудников метрополитена. Ознакомиться с экспонатами от исторического клуба «Московский метро» можно на станциях:
- «Таганская» Кольцевой линии;
- «Парк Победы» Солнцевской и Арбатско-Покровской линий (на платформе в сторону центра);
- «Маяковская» Замоскворецкой линии;
- «Деловой центр» Филевской линии;
- «Сокольники» Большой кольцевой линии.
Московское метро сегодня
11,2 км линий и 13 станций включала в себя 1-я очередь столичного метро. Тогда в день пассажиры совершали 177 тысяч поездок. Более 550 км линий и 302 станции с учетом МЦК включает в себя столичное метро сегодня. А количество поездок превышает 8,2 млн.
С 2010 года продлили больше половины существующих линий, а также построили новые. Появились: Московское центральное кольцо, Солнцевская, Некрасовская, Большая кольцевая и Троицкая. Под руководством Мэра Москвы Сергея Собянина с 2010 года количество станций выросло более чем в 1,6 раза.
Число 90 олицетворяет не только возраст московского метро, но и один из главных показателей его эффективности.
Как рассказал Максим Ликсутов, интервал движения поездов на основных линиях в час пик составляет 90 секунд. Это лучший показатель среди неавтоматизированных метрополитенов мира. А благодаря выполнению графика на 99,9% столичные поездки всегда остаются надежными и предсказуемыми.