Аналитический проект Tinkoff Data исследовал транзакции более 20 млн клиентов Тинькофф и выяснил, как изменилось потребление россиян с конца февраля 2022 года.
Оглавление:
Основные выводы
Авиабилеты и ж/д
Электроника, косметика, зоотовары и бытовая химия
Товары для дома
Одежда
Динамика покупок за месяц
Динамика покупок за год
Фастфуд и рестораны
Динамика оборотов в отраслях бизнеса за месяц
Основные выводы
- Заметно выросли расходы на технику, одежду, косметику, товары для животных, товары для дома и ремонта — средний чек в некоторых категориях увеличился в 2 раза.
- Спрос на туры вырос на 50% — за счет направлений внутри России.
- Расходы на авиа и ж/д билеты выросли на 60% и 22%.
- В последний день работы «ИКЕА» в России количество покупок в магазинах этой сети выросло на 70%, а траты — в 4 раза.
- В магазинах Zara количество покупок выросло на 50%, а траты — в 2,5 раза.
- Ажиотажа в покупке одежды в целом по стране не произошло.
- 13 марта 2022 г. стало рекордным по сумме трат и среднему чеку в ресторанах сети «Макдоналдс» за проанализированный период в 3 года.
Авиабилеты и ж/д
- С 24 февраля россияне стали больше тратиться на ж/д билеты: покупки выросли на 7%, расходы — на 22% (по сравнению с началом февраля 2022 года).
- Авиабилеты стали покупать реже (на 9%), но траты на них выросли на 60%. Это было связано с закрытием международных направлений, а также ростом цен и спроса на доступные россиянам направления для перелетов.
- В годовом сравнении (к аналогичному периоду 2021 года) россияне стали покупать авиабилеты реже (на 21%), но средний чек вырос на 70%.
- Туры в этом году россияне стали, наоборот, покупать почти на 50% чаще, в первую очередь, на внутренние направления — Черное море и Кавказ, а средний чек в сравнении с 2021 годом вырос на 37%.
- Пик расходов на путешествия пришелся на 2 и 4 марта: траты на авиабилеты выросли более чем в 2 раза (к 2021 года), а на туры — в 4 раза.
Электроника, косметика, зоотовары и бытовая химия
Количество покупок одежды, техники и товаров для дома с конца февраля 2022 года не изменилось, но средний чек заметно вырос.
Электроника и бытовая техника:
- В период с 24 февраля по 10 марта 2022 года средний чек на электронику и бытовую технику вырос на 86% к 2021 году и в два раза к началу февраля 2022 года.
- Рост среднего чека связан как с повышением спроса, так и с ростом цен, которые в некоторых сетях стали выше на 15—30%.
Косметика:
- Средний чек на косметику после 24 февраля 2022 года вырос на 40% по сравнению с первой половиной февраля, а количество покупок увеличилось на 46%.
- Такой рост количества транзакций связан с традиционной сезонной активностью накануне Международного женского дня.
- В прошлом году с 25 февраля по 11 марта россияне покупали косметику немного чаще — на 3%, но средний чек был ниже на 20%, при том что в этом году в некоторых сетях колебание стоимости разных позиций составляет от 10 до 100%.
Бытовая химия:
- На фоне приостановки работы некоторых зарубежных брендов, россияне почти на треть уменьшили количество покупок бытовой химии, а средний чек с 24 февраля по 11 марта при этом вырос на 25% по сравнению с первой половиной февраля 2022 года.
Товары для животных:
- 3 марта произошел большой всплеск потребительской активности в категории товаров для животных: в 2,5 раза выросли траты по сравнению с аналогичной датой в 2021 году.
- Количество покупок по сравнению с началом февраля увеличилось на 11%, а средний чек — на 60%.
Товары для дома
- За две недели (с 24 февраля по 11 марта) количество покупок в категории «Дом, ремонт» снизились на 8% при росте среднего чека на 87% (к 2021 году).
- В пиковые дни, 28 февраля и 2 марта, траты россиян в этой категории выросли в 2 раза по сравнению с расходами в эти даты в прошлом году.
- С 24 февраля 2022 года по сравнению с двумя неделями в начале месяца россияне увеличили количество покупок на 10%, а средний чек вырос на 82%.
- В последний день работы «ИКЕА» в России, 3 марта, покупки в магазинах сети выросли на 70%, а траты — в 4 раза по сравнению с аналогичным днем в 2021 году.
Одежда
- Часть зарубежных брендов одежды в начале марта объявили о приостановке работы в России. В магазинах Zara 5 марта количество покупок выросло на 50%, а траты — в 2,5 раза (к 5 марта 2021 года).
- В период с 24 февраля по 10 марта 2022 года россияне потратили на одежду почти на 20% больше, чем в начале февраля, количество транзакций выросло на 6%, а средний чек — на 12%.
- Ажиотажный спрос на фоне новостей о закрытии зарубежных сетей глобально не повлиял на потребительскую активность в этой категории.
- В период с 28 февраля по 6 марта россияне совершили на 53% меньше покупок одежды, чем в 2021 году при росте среднего чека на 44%.
Динамика покупок за месяц
Динамика покупок за год
Фастфуд и рестораны
- В заведениях фастфуда после 24 февраля жители России потратили чуть больше, чем в 2021 году, и примерно столько же, сколько в начале февраля 2022 года.
- В предпоследний день работы ресторанов «Макдоналдс» (воскресенье 13 марта) количество транзакций выросло на 26% (по сравнению с другими воскресеньями февраля), а траты — на 60%.
- 13 марта 2022 года стало рекордным по сумме трат и среднему чеку в ресторанах сети за проанализированный период в 3 года. По сравнению с предыдущим рекордом по сумме трат, который был в мае 2021 года, средний чек вырос на 43%, а сумма — на 34%. При этом количество покупок снизилось на 6% по сравнению с маем прошлого года, в том числе из-за закрытия доставки из ресторанов сети в некоторых регионах.
- В 2021 и 2022 годах 8 марта было последним нерабочим днем длинных выходных, в связи с чем пик трат в ресторанах пришелся на 7 марта. В этот день расходы в заведениях снизились на 21% по сравнению с прошлым годом.
- Количество покупок в ресторанах в период с 24 февраля по 11 марта по сравнению с аналогичным периодом 2021 года уменьшилось на 20%, а средний чек — на 2%.
Динамика оборотов в отраслях бизнеса за месяц
- По данным Тинькофф Бизнеса, обороты предприятий в сфере оптовой торговли компьютерами и ПО выросли на 170% за две недели после 23 февраля по сравнению с периодом в начале февраля.
- Также увеличились обороты розничной продажи электроники на 53%, салонов красоты — на 20%.
- Аналогичный рост показали компании, оказывающие услуги в сфере недвижимости, а вот оборот гостиниц снизился на 51%.