Наш канал в Телеграм

Mobee: Как работает dockless байкшеринг в Сочи

Каршеровод Алексей Попов передает привет из солнечного Адлера, рассказывает про местный байкшеринг Mobee и сравнивает его с московским Велобайком.

Относительно недавно у нас в Сочи (точнее, в Адлере) появился автоматизированный dockless байкшеринг. В отличие от московского Велобайка, эти велосипеды не нуждаются в специальных физических станциях, на которых требуется завершать аренду.

В Москве еще есть YouDrive Lite и его электросамокаты, которые тоже позиционируются как dockless, но при этом нуждаются в привязке тросиком к имеющимся в городе простым велопарковкам. Компания Mobee в Адлере пошла еще дальше! Здесь велосипеды просто стоят на улице и ни к чему не привязаны ничем. Никак! Не нужны ни специальные станции, ни простые парковки, к которым их надо привязывать. У них нет тросов, чтобы привязывать к заборам и фонарным столбам.

Но при этом парковки как таковые у них предусмотрены, только они виртуальны и не совсем обязательны. Как это? Об этой гибкой системе я и хочу рассказать!

Что это вообще?

Провайдер Mobee в настоящий момент оперирует только на территории г. Адлер. Cпонсор Всемирного фестиваля молодежи и студентов 2017, молодежная команда Mobee запустила инновационный байкшеринг-проект. На официальном сайте проекта говорится, что основное отличие cервиса – отсутствие классических парковочных станций. То есть проект реализован по dockless-схеме.

Сервис Mobee привязан к автобусным остановкам, городским перехватывающим парковкам и основным объектам городской инфраструктуры. По факту велосипеды я действительно находил в количестве 5-6 штук возле автобусных остановок. Рядом с остановками неподалеку есть специальная зона, отмеченная разметкой на тротуаре. Внутри нее просто так, ни к чему не привязанные, стоят велики на подножках. Чтобы ими воспользоваться, нужно скачать из AppStore или PlayMarket приложение Mobee, зарегистрироваться, просто введя номер телефона и получив СМС-код. Далее нужно оплатить депозит размером в 1000 рублей.

Об оплате детальнее расскажу позже. Идем за велосипедом.

Где взять и где кататься?

Нанесенные на карту и рекомендованные сервисом парковки Mobee внесены в геолокацию мобильного приложения и отмечены синим цветом. Однако на карте видно (да и по факту тоже), что велосипеды можно оставлять не только на станциях, а где угодно в рамках города.

Кстати, впервые я брал велосипед напрокат были далеко за пределами зоны, отмеченной на карте! Люди выезжают из нее и оставляют велосипеды там. Какие за это есть санкции, я не знаю. Вообще, в случае с доклесс-схемой все очень размыто, ведь у них есть еще и такой пункт: можно оставить велосипед вроде как и за пределами зоны завершения и написать заявку на внесение дополнительной парковки в геолокацию мобильного приложения. Дескать, если несколько человек будут тоже приезжать на это место и оно будет пользоваться спросом, а велики не будут застаиваться, то там сделают официальную парковку вместо стихийной. И в то же время на сайте красным текстом отмечено, что завершать аренду разрешается только на отмеченных в геолокации приложения парковках.

Лично я рисковать не стал и оставлял велосипед только в разрешенных местах, отмеченных на карте. Адлер вроде бы и небольшой город, как вам может показаться, однако это не совсем так. Расстояния там довольно приличные. Есть много велодорожек.

Как найти?

Первоочередной задачей было найти велосипед на карте и обнаружить его физически на улице. Итак, я зашел в Адлер с северо-запада, со стороны ж/д вокзала и сразу попытался найти ближайший велосипед, отмеченный на карте. Я тогда даже не подозревал, что велосипеда там быть и не должно. Просто кто-то оставил сразу несколько велосипедов далеко за пределами разрешенной зоны.

На скриншоте показано, что я прохожу в непосредственной близости от велосипеда, но на самом деле его там и близко не было. По факту я его так и не нашел! Минут 10 бродил вокруг да около и не нашел. Территория была довольно простая – дорога с парой припаркованных машин, кустарник, отделяющий проезжую часть от небольшого сквера, и, собственно, сквер. Все обошел – байк не нашел. Как позже выяснилось, погрешность GPS-трекеров на байках Mobee очень высокая. Велосипед может оказаться более чем в 20 метрах от точки, отображающейся на карте.

Прошел чуть дальше. Вижу на карте уже три велосипеда. Но по факту не вижу ни одного! Интересная схема маршрутизации. Синей точкой на карте помечается мое местоположение. Желтые велосипеды – это велосипеды. А оранжевая кнопка в чёрном кружке – это метка, всегда стоящая в центре экрана. Чтобы проложить маршрут до ближайшего велосипеда, нужно выставить метку, сдвигая карту в нужном направлении, и потом кликнуть на интересующий велосипед. То есть на экране нужно видеть одновременно и велосипед, и место, откуда собираетесь идти к нему. Автоматически прокладывать маршрут от вашего местоположения программа не будет. С одной стороны, это удобно: нужно ставить перед собой реальные цели.

Метка в чёрном кружке указывает на велосипед, рядом с которым я нахожусь фактически. А на карте приложения показано, что до велосипеда мне еще идти метров 20, если не больше. Остальных двух велосипедов, отмеченных на карте, я и вовсе не нашел.

Какие велосипеды у Mobee?

Велосипеды Mobee очень простые. Маленькие. Стальная рама, 24-дюймовые колеса. Полноразмерные крылья. Сингл-спид, то есть, в отличие от московских велосипедов Велобайка, тут нет даже простенького шифтера на три скорости. Но в Адлере дороги почти без перепадов высот. Ехать можно и так.

Велосипеды Mobee не оснащены никаким электрооборудованием, кроме электронного замка. Нету даже переднего и заднего габаритных фонарей. Есть только катафоты сзади и в колесах. Впрочем, в Адлере днем светит солнце, а ночью там тоже очень светло – много электрического освещения, яркая иллюминация, подсветка зданий и спортивных объектов. Так что вроде как и не нужно особо как-то еще обозначать велосипед на дороге.

Итак, велосипед передо мной. Первое, что я обычно делаю, садясь в машину каршеринга, или на взятый в аренду велосипед, – подстраиваю под себя сиденье/седло. Здесь это было очень сложно сделать. Точнее, невозможно вовсе. Велосипеды стоят на улице с 2017 года в солнечном Адлере, но за это время у них прилично проржавели подседельные штыри. Менять высоту седла практически невозможно. Максимум, что можно сделать, – опустить седло еще ниже, но вот поднять его – нереально.

Вероятно, это какая-то антивандальная мера, чтобы седло со штырем не воровали. Может быть, там специальная блокировка. Но это вряд ли. Я пробовал несколько велосипедов. У всех проблемы с изменением высоты седла. Только у одного высота была приемлемой. Зато я не мог опустить седло ниже. Я склонен думать, что это от износа. Подседельный штырь мог просто погнуться и заржаветь. Высота руля тоже не регулируется, но это, в принципе, и не нужно.

Тормозные рычажки самые дешевые, какие могут быть. Полностью пластиковые, но работают.

Справа на руле есть звонок, внешне напоминающий переключатель передач. Звонит приятно, мелодично, как у трамвая! Грипсы на руле имеют приятную анатомическую форму. Кому как, а мне было удобно.

Любопытно, что велосипед оснащен барабанными тормозами как сзади, так и спереди! Это хорошо, удобно, экономично: дешевле, чем дисковые тормоза, и в случае, если на колесе образуется восьмерка, можно будет продолжать ездить, ведь в отличие от v-брейков барабанному тормозу восьмерка не мешает. А еще барабанные дешевле и проще роллерных, которые устанавливают на московских Велобайках. И изнашиваются они дольше. А тормозят, кстати, вполне нормально.

Как поехать?

После регистрации и оплаты депозита сразу сесть и поехать не получится: у велосипеда заблокировано заднее колесо.

Принцип действия замка довольно примитивен: сам замок закреплен на раме, и дужка замка проходит между спиц заднего колеса.

Чтобы открыть замок, нужно отсканировать QR-код, расположенный на руле велосипеда, при помощи смартфона прямо из приложения Mobee, что напоминает схему электрокикшеринга от YouDrive.

Если в телефоне есть фонарик, в приложении есть кнопка, чтобы включить его и подсветить QR-код для камеры. Если в вашем смартфоне нет фонарика, можно выбрать режим ввода номера велосипеда вручную. Как только отсканировали/ввели номер, раздастся щелчок. Замок разблокирован. Можно ехать.

Когда решите завершить аренду, замок нужно закрыть вручную, надавив на красный рычажок до конца. И всё! Если нет проблем с сигналом сотовой связи (а если вы оставляете велосипед в разрешенной зоне, то такой проблемы быть не должно), аренда завершится. Никаких дополнительных манипуляций в приложении делать не нужно. Никаких подтверждений по СМС, как у Велобайка, ждать не нужно. Нужно просто убедиться в том, что вы оставляете велосипед в разрешенной зоне и желательно в зоне парковки, отмеченной на карте в приложении.

Остановились, слезли с велосипеда, поставили его на подножку, нажали на красный рычажок замка до упора, чтоб рычажок не вернулся обратно, и все! Ваш смартфон сразу провибирирует или прозвонит о завершении поездки.

Подобно московскому Велобайку, велосипеды Mobee оснащены корзинкой спереди. Мне она показалась неудобной, маловместительной. И нет веревочек, как в корзинках Велобайка, чтобы привязывать груз. Грузоподъемность – не более 5 кг. В нее особо ничего не положишь, так как она совсем неглубокая.

К тому же у велосипедов Mobee, в отличие от Велобайка, нет динамовтулок. А нужно как-то подпитывать GPS-трекер и электронный замок! Для этого дно корзинки представляет собой панель солнечной батареи. На фото показано покоцанное днище корзинки и отчетливо видна солнечная панель. В других велосипедах дно корзинок выглядит более однородно, и не сразу заметишь панель.

В Адлере почти всегда светит солнце, поэтому решение с солнечной панелью кажется оправданным и логичным. Остается надеяться, что солнечную панель не разобьют грузами, которые будут перевозить пользователи в этой корзинке.

Оплата

Как я уже писал выше, для того, чтобы воспользоваться прокатом, в первую очередь следует оплатить депозит — 1000 рублей. Просто вводите номер карты в приложении после авторизации и оплачиваете. Депозит можно вернуть когда угодно. Он, как и в московском Велобайке, гарантирует вам право пользоваться прокатом, но в отличие от Велобайка, стоимость аренды с депозита здесь не списывается. Оплатив депозит, вы берете велосипед и катаетесь «в минус».

Или можете сверх депозита сразу положить сотку и больше. Там есть кнопка «Пополнить баланс» и указаны значения, где минимум — 100 рублей.

При этом аренда здесь почасовая. Один час стоит 50 рублей. Если вы взяли велосипед, проехали меньше часа и завершили аренду, 50 рублей будут потрачены и для возобновления аренды нужно будет потратить новые 100 рублей. Если же вы, напротив, проехали больше часа, происходит автоматическая пролонгация, то есть спишутся новые 50 рублей в счет следующего часа.

Чтобы забрать депозит (свои 1000 рублей), нужно, чтобы баланс был либо нулевым, либо положительным, так что придется пополнить счет. Скажем, покатались вы час – ушли в минус 50 рублей. Захотели забрать депозит – пополните счет. В приложении минимальное пополнение – 100 рублей, то есть вы оплачиваете сотку, тем самым вернув долг 50 рублей и положив сверху еще 50. Эти 50 можно либо потратить, взяв в аренду велик еще на час, либо просто забрать тысячу и потерять 50 рублей. Такая вот схема. Даже если заехал турист просто ненадолго покататься, оплатил тысячу и взял велик на 10 минут, чтобы проехать от стадиона Фишт до причала яхт на море, он должен заплатить сотку, чтобы вернуть свой депозит.

Из депозита же деньги списываются в случае, если что-то сломалось. Но я с трудом представляю себе такую ситуацию. Выход – платите сотку и катайтесь минимум два часа! Тем более, во-первых, там есть, где покататься и что посмотреть, а во-вторых, сто рублей — совсем небольшая сумма.

Финансовые операции проходят через Тинькофф банк. В приложении заявлено, что возврат депозита занимает от 3 до 14 дней. Так что есть вероятность, что ваша тысяча назад придет нескоро. Однако в моем случае возврат произошел почти мгновенно. Вероятно, потому, что я клиент Тинькофф банка и оплачивал услуги проката картой Тинькова. Как будет с другими банками – не могу знать. Попробуйте – расскажите!

Служба поддержки

Этот сервис явно рассчитан на интровертов, не желающих лишний раз общаться с людьми. Как я ни пытался найти какой-нибудь телефон службы поддержки, чтобы пожаловаться на не регулируемое по высоте седло, так и не нашел. Даже на сайте нет ни одного телефона. Только е-мэйл и Инстаграм.

Есть еще меню в приложении. При этом просто так описать проблему и отправить в суппорт нельзя. Нужно обязательно сделать фото.

Более того, «донести» на велосипед можно только по завершении аренды. Аренду завершить можно через час или сразу, едва приступив к аренде, но во втором случае вы потеряете 50 рублей. Поэтому нужно внимательно осмотреть велосипед до начала аренды. Во время текущей покатушки нельзя ничего сделать. Приложение будет писать, что «нет поездок».

По завершении проката у меня почему-то не отразился пройденный путь. Вероятно, следовало держать телефон постоянно включенным. Впрочем, это уже мелочи.

Резюме

Как по мне, отличный сервис. В моем случае, кроме невозможности настроить под себя высоту седла, проблем других не было. Велосипед обнаружить тоже, в принципе, не проблема. Это не автомобиль, чтобы искать его в приложении.

Как правило, если вы берете велик непосредственно в Адлере, а не где-то на отшибе, где его быть не должно в принципе, велосипеды стоят группами по несколько штук. Осмотрели бегло всю стоянку, выбрали тот, что более-менее подходит по техническому и внешнему состоянию, и отсканировали QR-код. А отображение геолокации конкретного велосипеда нужно скорее для самой фирмы, чтоб мониторить присутствие велосипедов в городе.

Так что, если окажетесь в Адлере, зайдите на сайт Mobee или сразу в AppStore или GooglePlay. Задайте поиск по ключевому слову «Mobee» и скачайте приложение. Дальше все должно быть понятно и ясно, как погода в Адлере!

Промокоды автора, которые дадут бонусы вам и помогут сказать автору «спасибо» =)

  • промокод Яндекс.Драйв — refozwoX3 (скидка 50% на первую поездку по тарифу "Фикс")
  • промокод Делимобиль — 79778334893 (1000 руб. на счет)
  • промокод BelkaCar — KRAS5505 (300 руб. на счет)
  • промокод Ситидрайв – BwR7Em (скидка 50% на первую поездку)
  • промокод UrentCar – NXBLBS (скидка 50% на первую поездку)

Если вы хотите писать блоги, свяжитесь с нами по почте. Если вам нужна помощь с блогом, напишите Polly Volkova в нашем телеграм-чате.

Правила сообщества
  • будьте вежливы, уважайте участников;
  • старайтесь оставлять информативные, полезные и интересные комментарии;
  • соблюдайте действующее законодательство;
  • мы не приветствуем размещение промокодов и рекламы;
  • вы тоже можете стать автором или участником проекта и продвигать свои промокоды;