Яндекс Драйв: как алгоритмы определяют стиль вождения
На YouTube-канале Яндекса вышел новый выпуск «Вопрос со звездочкой». В нем Кирилл Лунёв, кандидат физико-математических наук и руководитель группы машинного обучения и эффективности в Яндекс Драйв, рассказывает, что такое телематика и как она помогает предотвращать ДТП.
Краткий пересказ того, что рассказывает Кирилл:
- Профиль вождения – это визуальная шкала, которая изменяется в зависимости от количества неаккуратных проездок пользователя.
- В каждом автомобиле Яндекс Драйв установлен небольшой ящик – телематика. Это как фитнес-браслет, который записывает состояние нашего тела: пульс, температуру, количество шагов и множество других показателей, подобно этому телематика записывает состояние автомобиля: с какой скоростью он едет, в какую сторону поворачивает.
- Телематика имеет много разных датчиков: спидометр, тахометр, акселерометр, одометр. Также датчики считывают степень нажатия на педали и степень поворота руля. Все данные несколько раз в секунду отправляются на сервера, после чего анализируются.
- Для определения стиля вождения используется акселерометр – это прибор, фиксирующий перегрузки автомобиля. Например: если мы резко поворачиваем – нас прижмет к двери, если мы резко ускоряемся – нас прижмет к креслу. В телематике находится акселерометр, который фиксирует все перегрузки и отправляет на сервера. Также учитываются показания спидометра и просматриваются превышения скорости на конкретном участке трассы.
- В любой поездке есть как ускорение, так и торможение. Возникает вопрос: «с какого момента торможение считается «резким»?»
Ответ на этот вопрос лежит в истории поездок. Есть примеры поездок, которые завершились ДТП и есть примеры хороших поездок. Задача телематики заключается в том, чтобы по предыдущим поездкам пользователя определить попадет ли он в ДТП в своих следующих поездках. - Резкое торможение часто встречается у пользователей, которые попадают в ДТП и редко у тех, кто не попадает.
- Сразу после запуска профиля в июне 2021 года количество резких действий, которые компания научилась детектировать, снизилось примерно на 20%. Вместе с этим уменьшается количество ДТП, в которые попадают пользователи Яндекс Драйва.
- 90% водителей сервиса – отлично водят и хорошо заканчивают свои поездки, а 1% пользователей пришлось забанить временно или навсегда. Те водители, которые водили хорошо, стали водить еще лучше!
А подробнее?
В июне, во время запуска Профиля Вождения, мы записали более подробное видео с Кириллом в формате интервью: